Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лидер Сирии предложил построить в Дамаске башню Трампа
Мир
BI узнал о намерении НАТО изменить военную доктрину из-за превосходства РФ
Армия
ФСБ выявила крупный тайник с оружием украинских диверсантов в Курахово
Общество
Мирошник сообщил о шести погибших от ударов ВСУ за время майского перемирия
Армия
Росгвардия обнаружила более 70 кг взрывчатки в замаскированном тайнике в ЛНР
Происшествия
Беспилотники ВСУ атаковали асфальтобетонный завод в Луганске
Экономика
Число студий в новостройках Москвы за год сократилось на 13%
Мир
Военные Тайваня впервые провели учения со стрельбой из реактивных систем HIMARS
Мир
Уиткофф назвал главные темы на переговорах по украинскому урегулированию
Экономика
В Приморье возбудили уголовное дело о картельном сговоре на 121 млн рублей
Спорт
Овечкин обошел Лемье в списке лучших снайперов плей-офф НХЛ
Мир
ЦАХАЛ сообщила об ударах по позициям ХАМАС в городе Хан-Юнис
Мир
Грушко указал на намерение стран ЕС затянуть конфликт на Украине
Мир
Посольство РФ не затронули вооруженные столкновения в Ливии
Общество
Хирурги РДКБ спасли лицо мальчика после наезда трактора
Мир
В отношении главы минпромторга Новосибирской области завели уголовное дело
Мир
ФБР приказало своим агентам уделять больше внимания мигрантам
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Подводный энергетический кабель Estlink 2, связывающий Финляндию и Эстонию, неожиданно вышел из строя. Финские силовики, пытаясь найти виновных, задержали танкер Eagle S, который зарегистрирован на Островах Кука, но перевозит российскую нефть, и обвинили его экипаж в умышленном повреждении кабеля. Вслед за этим в НАТО заявили, что намерены использовать этот инцидент в качестве повода для борьбы с российским «теневым флотом» танкеров, а эстонский премьер-министр призвал к усилению вовлеченности Североатлантического альянса в охрану критически важной инфраструктуры на Балтике. Подробности — в материале «Известий».

Второе ЧП за год

Энергетический кабель Estlink 2 вышел из строя 25 декабря в 12:26 — в тот момент передача мощности из Финляндии в Эстонию составляла 658 МВт. Финский премьер-министр Петтери Орпо тут же откликнулся на это происшествие в том смысле, что ЧП не повлияет на ситуацию с электроснабжением жителей страны. Что касается второго кабеля, выполняющего ту же функцию, — Estlink 1, — то он, по словам Орпо, работает в обычном режиме. Министр окружающей среды Кай Мюккянен подтвердил, что неисправность кабеля энергетической системе Финляндии не угрожает.

Трансформаторная станция Estlink 2, работающая между Финляндией и Эстонией

Трансформаторная станция Estlink 2, работающая между Финляндией и Эстонией

Фото: REUTERS/Markku Ulander

В ближайшее время цена на электричество в Финляндии обещает снизиться из-за очень ветреной и мягкой погоды. Кроме того, в настоящее время потребность в электроэнергии в финской промышленности ниже, чем обычно, из-за сезона рождественских отпусков. Однако в любом случае важность кабеля Estlink 2 преуменьшать не стоит. Его пропускная способность составляет 658 мегаватт (у Estlink 1 она меньше — 350 МВт). При этом, к примеру, мощность третьего реактора финской АЭС «Олкилуото» — 1600 МВт. Общая длина Estlink 2 составляет около 170 км, из которых примерно 145 км проходят по дну моря. После его повреждения цена на электричество в Прибалтике 27 декабря подскочила в четыре раза.

Отметим, что большую часть этого года Estlink 2 бездействовал. Этот кабель уже был поврежден 26 января. Финская пресса сперва сообщила о «российской диверсии», но очень быстро выяснилось, что Estlink 2 вышел из строя из-за технической неисправности на эстонском побережье. Вновь кабель ввели в строй только в сентябре, ремонт обошелся в € 30 млн, после чего он проработал менее четырех месяцев. На этот раз, по оценке эстонского и финского системных операторов Elering и Fingrid, ремонтные работы на Estlink 2 могут затянуться до августа 2025 года.

Нефтяной танкер Eagle S

Нефтяной танкер Eagle S

Фото: REUTERS/Rajavartiosto

Моментально была обнародована новость о том, что, по данным сервиса MarineTraffic, вблизи Estlink 2 в момент его повреждения двигался контейнеровоз Xin Xin Tian 2, курсирующий под флагом Гонконга. Однако чуть позже СМИ объявили, что в момент повреждения кабеля в этом районе находился танкер Eagle S, работающий под флагом Островов Кука. Утверждается, что в тот момент, когда обнаружились помехи в работе Estlink 2, это судно заметно замедлило ход. К танкеру устремилось патрульное судно финской пограничной службы Turva и взяло его на абордаж. Экипаж Eagle S сопротивления не оказал.

Turva сопроводила танкер к побережью полуострова Порккала. На момент задержания Eagle S направлялся из Санкт-Петербурга в Египет. По данным справочника Lloyd’s List, этот танкер Eagle S, являющийся единственным судном компании Caravella из Объединенных Арабских Эмиратов, перевозит российскую нефть. Его относят к так называемому теневому флоту. Как известно, приобретение старых танкеров, большинство из которых ныне зарегистрированы в ОАЭ, Китае с Гонконгом и Греции, помогло России обойти ценовой потолок на нефть, установленный G7, и перестроить поставки своей нефти на Китай и Индию.

Цепь странных инцидентов

Как известно, инцидент с Estlink 2 — далеко не первый за последнее время случай с повреждениями подводных коммуникаций на Балтике. Осенью прошлого года получил повреждения подводный газопровод Balticconnector, связывающий Финляндию и Эстонию. И тогда всевозможные эксперты закричали о том, что это «акция российских диверсантов в рамках необъявленной войны, начатой в отношении инфраструктуры западного блока». Однако потом оказалось, что газопровод непреднамеренно повредил китайский контейнеровоз NewNew Polar Bear, бросивший близ него якорь. Китай, в общем-то, с этим не спорил, признав вину — и инцидент, казалось, был улажен.

Китайский сухогруз Yi Peng 3

Китайский сухогруз Yi Peng 3

Фото: TASS/MIKKEL BERG PEDERSEN

Однако 18 ноября 2024 года финская государственная телекоммуникационная компания-оператор Cinia сообщила о разрыве подводного кабеля связи C-Lion1, соединяющего страну с Германией. А всего спустя несколько часов после ЧП на финском кабеле стало известно об аналогичном инциденте на интернет-кабеле, соединяющем Литву и Швецию. В СМИ вину за случившееся возложили на экипаж китайского сухогруза Yi Peng 3, который «своими странными маршрутами» привлек внимание датских военных моряков — и поэтому два судна ВМС Дании последовали за ним и остановили его.

Капитаном судна оказался гражданин России. Таким образом, «в одном флаконе» оказались сразу два главных врага «свободного мира», Россия и Китай. Характерно, однако, что даже в финской полиции безопасности призвали не верить безоглядно в толки о «диверсии» — напомнив, что ежегодно в мире происходит не менее 200 поломок подводных кабелей. Обычно такие инциденты случаются по причине непреднамеренных человеческих действий.

В целом же инцидент с самого начала выглядел весьма подозрительно. Дело в том, что в свое время для облегчения монтажных работ C-Lion1 прокладывали вдоль газопровода «Северный поток», на расстоянии всего нескольких сотен метров от него. На тот момент официальные лица балтийских стран НАТО разгоняли «версию» о том, что «Россия сама взорвала свой газопровод». И что самое интересное — сразу после выведения обоих «потоков» из строя (то есть еще два года назад!) финские представители силовых структур и эксперты в области кибербезопасности назвали кабель «следующей возможной мишенью для диверсий, в том числе со стороны России». Есть впечатление, что речь шла о «закладке» на будущее, которую активировали в нужный момент.

Место утечки на газопроводе «Северного потока»

Место утечки на газопроводе «Северного потока»

Фото: Global Look Press/Danish Defense Ministry

И вот теперь произошел инцидент с Estlink 2. Главный комиссар Финляндии Юха Хиетала рассказал, что капитана танкера Eagle S обвиняют в «вандализме при отягчающих обстоятельствах». Финские пограничники устроили пресс-конференцию. По их словам, при поднятии якорной цепи Eagle S на ней не обнаружили собственно якоря. Депутат Эдускунты Ярмо Линдберг, ранее занимавший пост командующего вооруженными силами Финляндии, напомнил, что за год произошло три случая повреждения кабелей, и все они были связаны с каким-то судном. «Кажется подозрительным, что можно тащить огромные якоря по неровному морскому дну так, чтобы судно этого не заметило», — сказал Линдберг.

Премьер-министр Финляндии Петтери Орпо заявил, что страна будет «действовать решительно», дабы бороться с этой проблемой и положить ей конец.

Орпо проинформировал, что Финляндия не вступала в контакты с Россией в связи с новым инцидентом — по его словам, он пока «не хочет делать вывод о том, что за этими действиями стоит Москва». В свою очередь, глава Финского центра гибридных компетенций Юкка Саволайнен отметил: «Кто-то сейчас испытывает, как дешевые суда могут вызвать серьезные помехи во всем западном мире. Мы должны вмешаться».

Продолжение последует

Президент Финляндии Александр Стубб написал в соцсети: «Мы должны быть в состоянии предотвратить риски, создаваемые судами, входящими в российский теневой флот». Затем с серией острых заявлений выступило руководство Эстонии. Премьер-министр этой страны Кристен Михал сообщил, что ВМС Эстонии совместно с союзниками по НАТО «начнут более активно вести мониторинг и охранять подводную критическую инфраструктуру». Он подчеркнул, что электроснабжение Эстонии опасности не подвергается, так как могут быть задействованы резервные электростанции. По словам премьер-министра, «задержанное судно важно для российского теневого флота, и настойчивые призывы Эстонии к остановке работы этого флота, очевидно, не нравятся Москве».

Михал сообщил, что на состоявшемся 16–17 декабря в Таллине заседании представителей стран, входящих в Объединенный экспедиционный корпус НАТО (Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Швеция и Великобритания) было принято решение более активно проверять российский «теневой флот» и препятствовать его работе. «Прошла всего неделя с этого таллинского саммита — и вот уже судно «теневого флота» обвиняют в диверсии у эстонских берегов. Случайное совпадение? Вряд ли», — сказал «Известиям» политолог Максим Рева.

Премьер-министр Эстонии Кристен Михал выступает на пресс-конференции саммита Совместных экспедиционных сил, Таллин, Эстония, 17 декабря 2024 года

Премьер-министр Эстонии Кристен Михал выступает на пресс-конференции саммита Совместных экспедиционных сил, Таллин, Эстония, 17 декабря 2024 года

Фото: Global Look Press/Alexander Welscher

Кристен Михал обсудил ситуацию с генсеком НАТО Марком Рютте — последний пообещал, что альянс «усилит свое военное присутствие в Балтийском море». Бывший премьер-министр Эстонии, ныне верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Кая Каллас и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в совместном заявлении осудили «разрушение критически важной инфраструктуры в Европе» и пообещали «новые санкции против теневого флота России». Каллас добавила: «Саботажа в Европе становится всё больше. Мы видели различные нападения: поджоги, кибератаки и вмешательство в выборы. Выбор времени и точность нынешней порчи EstLink 2 и телекоммуникационных кабелей скорее указывают на то, что это были скоординированные усилия». По ее мнению, это «не просто отдельные инциденты, а целенаправленная попытка удара по нашей цифровой и энергетической инфраструктуре».

27 декабря Эстония отправила «на защиту» энергетического кабеля маленькое патрульное судно Raju (крупными боевыми судами эстонский ВМС не обладает). «Наша задача — немедленно дать понять, что мы готовы защищать соединения между Эстонией и Финляндией, включая использование военных средств», — заявил эстонский министр обороны Ханно Певкур. «Мы готовы предотвратить атаки на нашу энергетическую инфраструктуру в море с использованием невоенных средств. Мы находимся в контакте с финскими коллегами, а также с Верховным главнокомандующим Объединенных сил НАТО в Европе, чтобы обсудить привлечение союзников к защите нашей критической инфраструктуры», — добавил командующий эстонскими Силами обороны Андрус Мерило.

Избранный президент США Дональд Трамп

Избранный президент США Дональд Трамп

Фото: REUTERS/Cheney Orr

Политолог Максим Рева сообщил «Известиям», что инцидент с EstLink 2 выглядит крайне странно. «Мои поздравления капитану Eagle S. Это какой же снайперской точностью нужно обладать — попасть якорем в кабель так метко, чтобы его разрушить! Если же говорить серьезно, то и версия о том, что танкер специально перепахивал дно якорем, чтобы гарантировано разрушить кабель, тоже не выдерживает критики: якоря для того и предназначены, чтобы держать судно на месте. Опять же, кабель не лежит просто так на дне, он обладает мощной защитой — которую, насколько мне известно, после январской поломки усилили. Чтобы вывести его из строя, нужна спецоперация с участием квалифицированных специалистов по подводным работам», — говорит Рева.

По его мнению, речь идет о провокации, преследующей двойную цель. Во-первых, это повод для того, чтобы усилить борьбу с российским «теневым флотом». Во-вторых, это часть эскалационной стратегии, призванной заблокировать возможные миротворческие инициативы нового президента США Дональда Трампа. Схожего мнения придерживается и доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина. «Речь идет об осознанном нагнетании напряженности в регионе Балтийского моря. Этот инцидент будут использовать для оправдания дальнейшей милитаризации региона, интенсификации там учений НАТО, для борьбы с грузовым судоходством в Россию и из России. Финны и эстонцы уже неоднократно заявляли о готовности заблокировать для России «горлышко» Финского залива. Официально, впрочем, вводить блокаду они не станут — это равносильно объявлению войны. Речь будет идти о множестве точечных попыток ареста судов с российскими грузами — как это произошло в случае с танкером Eagle S», — полагает Еремина. По ее мнению, Россия должна как можно скорее поднять этот вопрос на международном уровне, чтобы привлечь внимание мира к опасным провокациям НАТО на Балтике.

Читайте также
Прямой эфир