Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

Комплексный подход

Как обеспечить безопасность на федеральных автотрассах
0
EN
Фото: ГК «Автодор»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Федеральные автомобильные трассы — основа автодорожной сети России. На них приходится значительная доля пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом. Именно поэтому безопасность на этих дорогах — одна из основных задач государства. Как Госавтоинспекция и дорожники решают ее, выясняли «Известия».

Статистика неумолима

По данным Минтранса России, общая протяженность автомобильных дорог в нашей стране составляет более 1,5 млн км. При этом на федеральные автомобильные дороги (ФАД) из них приходится всего около 64 тыс. км, что составляет примерно 4,3% от всех автодорог в России. Несмотря на это, доля ДТП, которые происходят на этих автотрассах, достаточно велика, отмечают в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России.

За 11 месяцев этого года, по оперативным данным статистики аварийности, на федеральных автодорогах произошло чуть более 11 тыс. ДТП (–8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что составляет 9,2% от всех автоаварий, зарегистрированных в стране с начала года. Таким образом, несмотря на то что доля ФАД в общей протяженности российских автотрасс невелика, на них приходится почти четверть (24,3%) всех погибших в ДТП и каждый десятый раненый (10,6%). Так, за указанный период в происшествиях на федеральных трассах погибли почти 3,2 тыс. человек и более 15,8 тыс. получили различные травмы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти показатели уменьшились на 8 и 10% соответственно, подчёркивают в российской Госавтоинспекции.

Снижение показателей аварийности стало следствием особого внимания, которое Госавтоинспекция, Федеральное дорожное агентство, отвечающее за ФАД, и ГК «Автодор», в чьем управлении находятся платные автомагистрали, уделяют вопросам безопасности на автодорогах, подчеркивают в ведомствах.

Разделить потоки

Одной из важных мер по повышению безопасности на ФАД являются их инженерное обустройство и реконструкция, отмечают в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор).

— В числе таких мер не только своевременное обновление дорожного покрытия, но и расширение наиболее загруженных автомобильных дорог, строительство новых развязок в разных уровнях, установка современных элементов дорожной инфраструктуры, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Росавтодора.

Кроме того, немаловажным фактором, способствующим безопасности на дорогах, является обеспечение возможности отдыха водителей в многофункциональных зонах дорожного сервиса. Многие из них совмещены с АЗС и общепитом, поэтому тут автомобилисты могут не только заправить машину, но и перекусить, приобрести необходимые в дороге товары. Немаловажно, что такие зоны находятся на прилегающей территории, а потому парковка на них абсолютно безопасна.

По статистике, одними из наиболее тяжелых видов ДТП являются лобовые столкновения. Такие происшествия практически всегда приводят к трагедиям с погибшими и пострадавшими людьми. Поэтому наиболее действенной мерой, позволяющей сократить количество таких автоаварий, в Росавтодоре считают физическое разграничение потоков транспорта, исключающее возможность выезда на встречную полосу. В 2024–2025 годах только в Московской области намечено установить такие барьеры на участках ФАД общей протяженностью более 100 км, рассказали в Росавтодоре.

— Разделение потоков транспорта — это один из наиболее эффективных способов предотвратить выезд на встречную полосу. Тем самым снижается риск возникновения ДТП с наиболее тяжелыми последствиями, — считает член президиума общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто.

По его словам, крайне важным направлением с точки зрения обустройства ФАД является установка освещения на наиболее опасных участках — на пешеходных переходах, около транспортных развязок, съездов и выездов на дорогу.

Инженерия на страже безопасности

Важным направлением повышения безопасности является внедрение интеллектуальных систем в дорожную инфраструктуру, отмечают в Росавтодоре. Например, на нерегулируемых пешеходных переходах устанавливается интеллектуальный автономный комплекс, который при приближении людей к зебре автоматически включает светодиодное табло над дорогой. Это дополнительно предупреждает автомобилистов о необходимости снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, подчеркнули в Росавтодоре.

Похожая система с тепловизорами и инфракрасными камерами действует и на участках трассы М1 «Беларусь» в Смоленской области, где есть риск выхода на проезжую часть диких животных. Аналогичный комплекс сейчас монтируется и на дороге А107 в Подмосковье, рассказали в пресс-службе ГК «Автодор».

На предупреждение водителей о каких-либо опасностях вроде стоящего на дороге сломавшегося автомобиля, ДТП или ремонтных работ направлено более 430 информационных табло, установленных на трассах ГК «Автодор», сообщили «Известиям» в госкомпании. Также в целях повышения безопасности на сети скоростных дорог, находящихся в управлении «Автодора», установлено более 3 тыс. видеокамер, следящих за обстановкой, и почти 1,4 тыс. знаков переменной информации, которые информируют водителей о необходимости корректировки скоростного режима на том или ином участке трассы в зависимости от оперативной ситуации и погодных условий. Отдельно в «Автодоре» подчеркивают вклад в обеспечение безопасности дорожного движения аварийных комиссаров, круглосуточно дежурящих на трассах.

— Сейчас на дорогах госкомпании работают 140 экипажей аварийных комиссаров. Они не только помогают водителям, попавшим в затруднительную ситуацию на трассе, но и оперативно выезжают к сломавшимся и вставшим на обочине автомобилям, на ДТП, огораживая опасный участок и заранее предупреждая других автомобилистов о помехе. Они находятся на постоянной связи с экипажами ДПС, — сообщили в пресс-службе «Автодора».

Инновационным инженерно-техническим методом, направленным на повышение безопасности, является специальная разметка, подсказывающая водителям безопасную дистанцию, которую необходимо соблюдать, чтобы избежать попутного столкновения. Также этим летом на трассе М11 «Нева» в рамках эксперимента впервые в России были нанесены особые поперечные шумовые полосы, при проезде которых на разрешенной скорости шины автомобиля «проигрывают» мелодию «Калинка-малинка».

Недремлющее око

Свой вклад в повышение безопасности на федеральных автотрассах вносят и системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, отмечают в Госавтоинспекции МВД России. Причем с учетом новых требований, вступивших в силу 1 сентября этого года, Госавтоинспекцией совместно с владельцами дорог были проанализированы места их установки, часть устройств была перенесена на новые места для соблюдения условий их размещения, прописанных в законодательстве.

— Камеры фотовидеофиксации — это эффективная профилактическая мера, нацеленная на соблюдение ПДД водителями и, как следствие, направленная на снижение количества ДТП, числа погибших и пострадавших в них людей. По закону они размещаются на наиболее опасных участках дорог. Практика, подтверждаемая статистикой, показывает, что после установки комплекса на том или ином отрезке трассы количество автоаварий там значительно снижается, — рассказал «Известиям» заместитель начальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Антон Белан.

Профилактическая работа

Разделительные барьеры, освещение, камеры, современные технологические и инновационные решения в оснащении федеральных трасс, безусловно, необходимы. Но не менее важным направлением по повышению безопасности является профилактическая работа с участниками дорожного движения — пользователями ФАД, подчёркивают в Госавтоинспекции МВД России.

— С активным развитием автотуризма и изменениями в логистических цепочках федеральными автодорогами пользуются всё больше водителей в любое время года. Поэтому крайне важно постоянно напоминать им о необходимости неукоснительного соблюдения ПДД, правильного и безопасного выбора скорости движения, необходимости соблюдения режима труда и отдыха, правил перевозки детей, недопущения необдуманных и опасных маневров, в том числе обгонов, — отметил Антон Белан.

Как рассказали «Известиям» в ГК «Автодор» и Росавтодоре, такая работа совместно с Госавтоинспекцией ведется постоянно.

— Дорожники вместе с автоинспекторами организуют регулярные совместные рейды, во время которых проводят с водителями беседы, напоминая о соблюдении правил дорожного движения, — подчеркнули в пресс-службе Федерального дорожного агентства.

В течение этого года были проведены десятки таких профилактических мероприятий, кампаний и акций, направленных на повышение культуры вождения и уровня правосознания водителей, отметили в ведомстве. Так, в период отпусков дорожники с автоинспекторами постоянно напоминают автомобилистам о необходимости отдыха в пути, рассказывают, как правильно следует перевозить детей в машине. В ходе таких мероприятий водители и пассажиры получают не только памятки и брошюры с напоминаниями правил безопасности, но и световозвращающие жилеты, а в жаркую погоду — и питьевую воду, которая точно не будет лишней в поездке.

Например, в августе в Нижегородской области автоинспекторы совместно с дорожниками провели профилактические беседы с водителями, проезжающими по трассе М7 «Волга». Вместе с автовладельцами эксперты разобрали примеры ДТП, которые произошли по вине нетрезвых водителей, а также проверили знания автомобилистов.

Аналогичное мероприятие прошло и на границе Новосибирской области и Кузбасса. Участники акции — водители и пассажиры смогли проверить техническое состояние автомобиля, освежить в памяти навыки оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, а также увидеть оснащение патрульного автомобиля ДПС.

Похожие социальные кампании и профилактические мероприятия проводят и специалисты «Автодора».

Федеральные трассы являются основой всей дорожной сети нашей страны: они связывают между собой крупные города, по ним осуществляется значительная часть пассажирских и грузовых перевозок автомобилями. Поддержание ФАД в нормативном состоянии для обеспечения безопасности является одной из первостепенных задач, возложенных на собственников дорог. И чтобы сохранить тенденцию к снижению аварийности на этих дорогах и повысить их безопасность, необходимы совместные усилия полиции и дорожников, подчеркивают в российской Госавтоинспекции.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Читайте также
Прямой эфир