Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан после оскорблений Зеленского оставил в силе свое предложение о перемирии
Пресс-релизы
На РЕН ТВ состоится премьера юбилейного концерта группы «Алиса»
Мир
Россия пока не получила ответа США на запрос на агреман для нового посла
Авто
На российском авторынке сменился бестселлер среди иномарок
Мир
СМИ сообщили об изъятии $3,4 млн у блогера Тейта за неуплату налогов
Общество
Экс-депутата Вишневского оштрафовали за нарушение закона об иноагентах
Мир
ЕК перевела транш Киеву в размере €4,1 млрд из Фонда поддержки Украины
Происшествия
Отец брошенного в петербургском ТРК ребенка заявил о послеродовой депрессии жены
Спорт
Овечкин может сыграть впервые после травмы до перерыва на Рождество в НХЛ
Мир
Прощание с баскетболистом Янисом Тиммой пройдет в Риге
Авто
Changan объяснила уход трех кроссоверов с рынка России
Общество
В Ростове-на-Дону возбудили дело о теракте после поджога подростками электровоза
Общество
Производителя фасоли привлекли по иску об отравлении едой из «Самоката»
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 210 боевиков на курском направлении
Мир
Рябков заявил о готовности России к налаживанию отношений с США
Общество
Многоженец с 14 детьми Сухов рассказал о проверке в отношении его семьи
Мир
Вагенкнехт заявила об окончании глобализации при господстве Запада
Политика
В МИД РФ выступили против блокады Кубы со стороны США

Шик по-царски: Эрмитаж привез в Москву бриллианты и роскошные платья

Коллекцию «жадной» императрицы, медальоны из волос и золотой туалетный прибор выставили в Историческом музее
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Историческом музее открылась выставка «Драгоценности! Блеск русского двора». Для экспозиции Государственный Эрмитаж предоставил шедевры из своего собрания. В витринах посетители увидят изделия из золота, инкрустированные бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами, роскошные бальные платья и галерею портретов сановных особ. «Известия» побывали в ГИМ и постарались не ослепнуть от блеска бесценных вещей.

Царские дары

Выставка поражает с порога. Посетители будто попадают в шкатулку с драгоценностями. Залы первого этажа оформлены в виде граней гигантского аметиста. По коридору фиолетового цвета гости попадают в три отдела экспозиции. Первый — «Галерея драгоценностей», где представлены ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения и многое другое. Центральный раздел — «Бал». Шелковые и бархатные костюмы и платья, декорированные вышивкой, кружевами, тут соседствуют с изящными аксессуарами. В последнем зале представлены мемориальные предметы монархов и членов династии Романовых.

Этот проект особый, два года назад Исторический музей отметил 150-летие, и к юбилею была организована выставка придворных костюмов. Она побила рекорды посещаемости.

— Завершая его, мы понимали, что нам открыта новая тема, — поделился с «Известиями» генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. — В Москву привезли выставку «Императорские резиденции» из Петергофа. На крыльях успеха мы обратились к генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Предложили открыть еще одну экспозицию, где была бы представлена роскошь Императорского дома, потрясающие драгоценности. После двух лет совместной работы мы этот проект реализовали. А летом нас ждет выставка экспонатов из Царского Села.

В экспозиции нет ни одной случайной вещи. Всё подобрано, чтобы посетители погрузились в атмосферу роскоши.

— Это часть нашей истории, которая рассказывается с помощью дорогих, ярких и красивых предметов, за которыми — сила страны, ее богатство, достоинство, — отмечает Алексей Левыкин.

Как рассказала «Известиям» куратор выставки, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Ольга Костюк, задача выставки — показать вместе несколько коллекций: живопись, портреты, драгоценности, аксессуары.

— У нас в подсознании есть пиетет к золоту. Почтительное отношение к этому металлу еще с древних времен. Потому как он не тускнеет, ничего с ним не делается. Золото — материал, вечно хорошо выглядящий. А еще оно очень пластичное для обработки, — говорит куратор.

Она отмечает, что императрица Елизавета, например, ни одно платье дважды не надевала и к каждому был свой набор драгоценностей.

— Наши коллеги из Англии приезжают к нам и с завистью смотрят на нашу коллекцию, у них такого нет, — добавляет Ольга Костюк.

В Эрмитаже хранится роскошное собрание драгоценностей, которое начало формироваться к началу XVIII века, когда Петр І решил основать Санкт-Петербург. К ранним памятникам ювелирного искусства того времени относится подвеска якорь. Коллекция пополнялась благодаря и дипломатическим дарам, и отдельным приобретениям.

— Так как российский двор ориентировался на европейскую моду, то Петр пригласил иностранных ювелиров. Жалованье их было выше, чем у отечественных мастеров, — рассказывает куратор выставки. — Если в Европе демонстрировали драгоценности в основном женщины, то в Петербурге их носили и мужчины. Украшали даже шляпы и обувь. Например, Безбородко называли «бриллиантовым князем». У него были наборы пуговиц, инкрустированных этим камнем. Однажды он чуть в обморок не упал, потому что взял табакерку не в комплекте с остальными сокровищами.

Золотой туалет

Анна Иоанновна тоже активно приобретала драгоценные предметы. Например, золотой туалетный прибор, частично представленный на выставке. Весит он около 46 кг. Металл в нем 583-й пробы, некоторые предметы 750-й пробы.

— В него входит 46 вещей, мы привезли шесть, — говорит Ольга Костюк. — Императрица заказала его в Германии. Таких больше не сохранилось. Этот прибор исторически важен, потому что он служил три века для одевания к венцу всех невест царского дома.

Елизавета Петровна покупала и целые коллекции, среди них — собрание карманных часов с драгоценными камнями.

На одной из витрин — роскошные часы с шатленами в трех цветах: малиновые — с рубинами, зеленые — с изумрудами, синие — с сапфирами.

Елизавета также приобретала сервизы и предметы галантереи, в том числе табакерки. К концу ее правления ядро ювелирного собрания во многом сложилось, но постоянного места хранения оно еще не получило.

С приходом к власти Екатерины ІІ начался новый этап коллекционирования. Именно ее считают основательницей Эрмитажа. После завершения строительства Зимнего дворца в 1764 году парадную опочивальню императрицы переделали в Алмазный покой, или, как его называли современники, Бриллиантовую комнату. Декор с яркими минералами там заменили монохромным — с бриллиантами и жемчугом. Как дань увлечению Екатерины ІІ глиптикой добавились украшения с камеями и их имитациями. Правительница стала интересоваться также геммами (миниатюрные резные камни и раковины с рельефными изображениями женских и мужских фигур. — Ред.).

— Про себя Екатерина говорила, что болеет «камейной болезнью», — продолжила Ольга Костюк. — В своих воспоминаниях про увлечение коллекционированием императрица писала: «Я не любительница, просто жадная, я много чего покупаю». Ее собрание — это 10 тыс. предметов. Конечно, дворяне Петербурга ориентировались на императрицу.

Семьи Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Шереметевых имели частные музеи. И зачастую соперничали с царским собранием. На выставке, например, представлен роскошный ларец с драгоценностями, подаренный графом Татищевым Императорскому двору. В начале XX века часть этих коллекций разошлась по музеям.

В конце XVIII столетия Бриллиантовую комнату перенесли в южное крыло корпуса лоджий. Одновременно была начата опись драгоценностей, составляющих «Армитаж Ея Величества». B 1839 году по указу Николая I для разросшегося собрания начали возводить новое здание. Знаменитое строение с атлантами назвали Новый Эрмитаж. Бриллиантовая комната подлежала сносу. Драгоценности переехали в Малый Эрмитаж.

Волосы Павла I и миниатюрный подарок внучки Екатерины II

В витринах зеленого зала представлены ювелирные изделия исключительной редкости и мемориальной ценности. Некоторые покинули запасники Эрмитажа впервые. Например, табакерка Екатерины Великой с тонкой росписью. Ценность ее не в каратах.

— Вещицу украшает рисунок Александры Павловны, старшей внучки императрицы, которая сделала его в 6 лет, — рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Екатерина Абрамова. — Удивительно, что ребенок сделал такой качественный рисунок. Это пейзаж, написанный акварелью. На берегу реки сидит пастух с кнутиком и рядом овечки. Миниатюра вмонтирована в крышку табакерки и накрыта стеклом.

Рядом с табакеркой — медальон «Сноп». С виду ничем не примечательный. Если не знать, что изображение создано из волос Александры Павловны.

— Он принадлежал ее матери Марии Федоровне, — пояснила Екатерина Абрамова. — Медальон был сделан по случаю отъезда из России Александры. Княгиня вышла замуж. Украшения из волос близких вошли в моду в конце XVIII века. Их делали в память о живых и мертвых. Перстень с вензелем Павла Петровича тоже хранит тайну. Внутри кольца плетенка из его волос.

В коллекции драгоценностей Эрмитажа представлены произведения, отличающиеся тонкостью работы, изысканностью форм, редкостью драгоценных камней, дающие возможность погрузиться в многовековую историю ювелирного дела.

Выставка работает в Государственном Историческом музее до 12 мая.

Читайте также
Прямой эфир