Точечная недостаточность: Путину рассказали о нехватке протезистов
В регионах России расширят сеть высококачественных центров протезирования и реабилитации, разработают программу для подготовки кадров в этой сфере. Соответствующее поручение Владимир Путин дал правительству 3 декабря на встрече с военнослужащими — участниками СВО. По данным замминистра обороны Анны Цивилёвой, на 1 млн населения необходимо 10 протезистов, но сейчас в РФ их меньше 1 тыс. Необходимость в подобных специалистах возрастает с учетом ведения СВО — в ходе боевых действий солдаты получают значительное число именно минно-взрывных ранений.
Посещение центров протезирования
В Международный день инвалидов, который отмечается ежегодно 3 декабря, Владимир Путин посетил два медицинских учреждения в Москве: Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой и Центр инновационных технологий в ортопедии (ЦИТО). Там сегодня проходят реабилитацию военнослужащие, получившие ранения в зоне СВО.
Президент еще год назад называл ЦИТО одним из лидеров медицинской и реабилитационной индустрии в РФ, а теперь лично убедился в этом. Он осмотрел центр производства протезов верхних и нижних конечностей: участок сборки протезов, кабинет кинезиотерапии и диагностики походки. Ему показали примерочные, где протезы «подгоняют» под размеры конкретных пациентов. Во время посещения ЦИТО Владимир Путин пообщался с военнослужащими – участниками СВО, проходящими лечение и реабилитацию в медкомплексе.
— Главное, чтобы все эти конструкции позволяли жить полноценной жизнью, так, как вы жили до этой травмы. И чтобы это не мешало реализовывать вам те планы, которые у вас были раньше и которые есть сейчас, и по службе — тем, кто собирается продолжать служить, — и в гражданской жизни. Государство всё должно сделать для того, чтобы обеспечить реализацию этих ваших планов. И одна из важнейших моих личных задач, чтобы вы чувствовали себя на коне, — обратился Владимир Путин к бойцам.
Один из участников встречи, младший лейтенант Михаил, рассказал «Известиям», что получил ранение на южнодонецком направлении. В ЦИТО на протезирование он попал в мае 2024-го.
— В январе шли с задания. Когда до позиции оставалось не так далеко уже, может метров двести, мина прилетела. Шли с товарищами, у товарищей тоже серьезные ранения. Упал, товарищи подбежали, помогли перевязаться. Нас ждали с эвакуацией. Сначала волновался, первая операция была в Ростове. Здесь было достаточно много операций, очень долго лежал в госпитале, — рассказал он.
Кадровые перспективы для бойцов СВО
Военнослужащие были явно ободрены разговором с Верховным главнокомандующим, откровенно высказывали свои запросы и делились сложностями. Многих из них беспокоили профессиональные перспективы, поэтому бойцы интересовались новой кадровой программой для ветеранов и участников СВО «Время героев». Ее цель — подготовка высококвалифицированных руководителей из действующих и бывших военнослужащих для последующей работы в органах власти и крупных компаниях. С момента начала регистрации на отбор во второй поток программы уже поступило свыше 10 тыс. заявок.
Президент уточнил, что для военнослужащих созданы максимально простые условия для участия в конкурсе. Достаточно направить заявку по почте или через интернет, далее идет тестирование и отбор. Если боец к моменту отбора будет на передовой, то его выводят на вторую линию и к нему выезжает группа, которая занимается отбором.
— В первом потоке из 83 человек — ребята достойные, Герои России, награждены орденами Мужества. У них всё складывается очень хорошо, программа продолжается, — сказал президент.
Кроме того, будет создано отдельное направление для тех бойцов СВО, которые захотят получить образование, добавил Владимир Путин.
— Мы делаем всё, для того чтобы, у кого есть такая амбиция, внутренняя потребность, это образование получить, навыки какие-то, создать специальные направления. И будем помогать ребятам поступать в соответствующие учебные заведения, — сказал президент.
Нехватка центров реабилитации в регионах
Участники СВО, проходящие реабилитацию, рассказали Владимиру Путину и о нехватке многофункциональных центров протезирования в регионах. По их словам, зачастую надо ехать в Москву, чтобы поменять протез.
— Ехать неудобно, — согласился президент.
Сейчас, по оценкам главы государства, в данной сфере работают 240 компаний и тысячи специалистов, но этого недостаточно. Президент заверил, что власти займутся вопросом подготовки необходимых специалистов и будут тиражировать лучшие практики по всей стране. Владимир Путин поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой расширить сеть центров протезирования и реабилитации в регионах и представить программу подготовки необходимых для этого кадров.
— У нас есть дополнение к тому, что вы сказали. 46 стационаров сложного протезирования. Наверное, сейчас на них нужно сделать акцент с точки зрения требования ребят и развить дальше, — сказала Татьяна Голикова.
— 46 мало, вообще ни о чем. Ну что он, с Сахалина, как ему добираться? Нужно, чтобы было побольше, пошире по территориям. Программа нужна, представьте ваше видение того, как это должно быть пространственно распространено и создано на территориях, — отреагировал президент.
Немаловажная проблема — нехватка протезистов. Именно поэтому не всегда может быть оказана качественная помощь или помощь человеку в обучении передвигаться на протезе, рассказал «Известиям» председатель Всероссийского общества инвалидов, паралимпийский чемпион, депутат Госдумы Михаил Терентьев. А основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью сегодня, прежде всего связаны с обеспечением техническими средствами реабилитации.
— Несмотря на то что на федеральном и региональном уровнях выделяются достаточные средства для обеспечения, нередко происходят какие-нибудь сбои, связанные со своевременным получением ТСР и их качеством. И здесь большое поле для работы вместе с Минтрудом, Минздравом. Я знаю, что планируется продление стратегии развития реабилитационной индустрии, и, наверное, мы там увидим какие-то новации, связанные с повышением качества, — сказал он «Известиям».
О дефиците протезистов в стране заявила президенту и статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Анна Цивилева. По ее словам, на 1 млн населения необходимо 10 протезистов, в России же сейчас их меньше 1 тыс. Замминистра подчеркнула, что необходимость в протезистах высокого уровня обостряется в связи с ходом боевых действий в зоне СВО.
— Сейчас характер ведения боевых действий такой, что очень много минно-взрывных ранений. Как раз с ампутациями. 77% — это ампутация нижних конечностей, 17% — ампутация верхних конечностей, 6% — сочетанные ампутации, которые наиболее тяжелые, которые требуют тонкого подхода и специалистов высокого уровня, — сообщила она.
Свою роль сыграли и введенные против РФ санкции — запрет поставок зарубежного оборудования для реабилитации, отметил Михаил Терентьев. ЦИТО способно обеспечить имплантируемыми медизделиями для травматологии и ортопедии около трети потребности российского рынка. С мая 2022 года по настоящее время изготовлено свыше 5 тыс. протезов верхних и нижних конечностей. За последние пять лет прирост производства составил 270%.
Россия за последние 20 лет шагнула далеко вперед в сфере обеспечения равных возможностей с помощью создания безбарьерной среды, рассказал «Известиям» эксперт «Народного фронта. Аналитика» Валентин Елисеенко.
— За последние годы доступность объектов инфраструктуры для людей с инвалидностью значительно улучшилась, однако ряд проблем продолжает сохранять актуальность. Это отсутствие приспособлений для посадки на общественный транспорт, противоскользящих накладок на ступеньках, пандусов в местах, где это необходимо, светофоров со звуковыми сигналами. Часть этой инфраструктуры, конечно, имеется в больших мегаполисах, однако люди с ограниченной мобильностью живут по всей России, а не только в крупных городах, — отметил он.
Развитие паралимпийского движения
В беседах бойцов и Владимира Путина затрагивалась тема развития адаптивного спорта. Один из собеседников рассказал президенту, что после ранения стал заниматься тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом и при весе 86 кг в жиме лежа поднимает 150 кг. «Я сомневаюсь, что Илья Муромец столько поднимал, — отметил Владимир Путин со смехом. — Здоровый был богатырь, но чтобы жал 150 — это вряд ли».
— Я занимался бегом, сейчас бегать не могу. Переквалифицировался на силовое направление, на пауэрлифтинг. И уже хотят в список сборной России включить, буквально за девять месяцев, — рассказал «Известиям» старший лейтенант Илья Старовойт.
Глава государства пообещал обсудить с вице-премьером Дмитрием Чернышенко и Министерством спорта включение соревнований для ветеранов СВО в единый календарный план спортивных мероприятий, чтобы они проходили не на любительском, а на государственном уровне, по всей стране. По мнению Владимира Путина, люди, которые получили травму, должны чувствовать себя полноценными, поддерживать свою активность и добиваться спортивных результатов.