Бросок с переворотом: в Южной Корее ввели и отменили военное положение
Вечером 3 декабря президент Южной Кореи Юн Сок Ёль объявил о введении в стране военного положения на фоне попыток импичмента. На улицах Сеула появилась военная техника, а в небе — вертолеты. Позднее лидер оппозиции Ли Чже Мен заявил, что Юн Сок Ёль отныне не президент, и призвал граждан выходить к зданию парламента, а парламент смог проголосовать за отмену военного положения. Чем вызван кризис во власти в Южной Корее и что происходит, разбирались «Известия».
Военное положение в Южной Корее: что это значит
Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль во время выступления на ТВ вечером 3 декабря объявил о введении чрезвычайного военного положения в стране. Он обвинил оппозицию, которая контролирует парламент и пытается провести против него процедуру импичмента, в том, что она симпатизирует КНДР и парализует работу правительства антигосударственной деятельностью.
По словам Юна, военное положение необходимо для защиты конституционального строя страны и искоренения просеверокорейских сил. «Объявив военное положение, я восстановлю и защищу свободную Южную Корею», — сказал Юн, добавив, что это решение было «неизбежным».
Затем на улицах появилась военная техника, а в небе — вертолеты. Всем батальонам южнокорейской армии приказали находиться в состоянии боевой готовности.
Официально деятельность парламента, политических партий и объединений была запрещена до отмены военного положения, сообщило 3 декабря агентство «Рёнхап» со ссылкой на командующего чрезвычайным режимом, начальника штаба сухопутных войск Пак Ан Су. Запрет также касается деятельности региональных парламентов и проведения митингов. Кроме того, в связи с военным положением в стране вводится контроль над всеми СМИ и публикациями.
Однако позднее лидер оппозиции Ли Чже Мен заявил, что Юн Сок Ёль отныне не президент, и призвал граждан выходить к зданию парламента в Сеуле. При этом южнокорейское законодательство допускает отмену военного положения, если за это выскажется большинство депутатов парламента. Полиция, поддерживающая президента, начала штурм здания парламента, чтобы законодатели не смогли отменить военное положение. Однако в результате парламент Южной Кореи проголосовал за отмену военного положения.
По кадрам с места видно, что парламентарии заблокировали скамьей и подручными предметами двери в крыло здания, чтобы туда не проникли солдаты. Когда военнослужащие попытались разблокировать проход, собравшиеся распылили в их сторону огнетушитель.
В итоге корейские силовики оставили парламент, но несколько десятков вооруженных военных по-прежнему находятся у здания.
Между тем начальник штаба сухопутных войск Пак Ан Су подписал указ, по которому нарушителей военного положения в Южной Корее могут арестовать без ордера.
В свою очередь, министр экономики и финансов республики Чхве Сан Мок заявил, что правительство примет все необходимые меры с целью смягчить последствия военного положения для финансового и валютного рынков страны.
Также лидер оппозиции Южной Кореи призвал военных и полицию не подчиняться «неконституционным и незаконным» приказам президента, сообщает газета The Korea Herald.
Посольство России в Южной Корее призывает россиян воздержаться от участия в массовых мероприятиях, сохранять спокойствие и выполнять указания местных властей.
Причины попытки переворота в Южной Корее
С 2020 года большинство из 300 мандатов принадлежит оппозиционной Демократической партии «Тобуро», что, однако, не помогло ее кандидату Ли Чжэ Мену опередить Юн Сок Ёля на президентских выборах в 2022-м. С тех пор правительству во главе с президентом противостоит контролируемый оппозицией парламент. В апреле 2024 года в стране прошли очередные парламентские выборы. По их результатам, пропрезидентская партия «Сила народа» не смогла заполучить большинство голосов.
За прошедшие восемь месяцев оппозиция предприняла уже 22 попытки добиться отставки разных должностных лиц.
Ранее консервативная Народная партия Юна зашла в тупик в переговорах с либеральной оппозиционной Демократической партией по поводу законопроекта о бюджете на следующий год.
По мнению эксперта КГ «Полилог», политолога Дарьи Кургиновой, Юн Сок Ёль давно уже имеет низкий рейтинг — это самый низкий показатель среди всех президентов Южной Кореи, — и тема его импичмента витала в воздухе.
«Несмотря на бойкот правящей партии, демократы, у которых большинство, стали заниматься проведением бюджета через парламент в одностороннем порядке. Вероятно, Юн Сок Ёль устал договариваться: попугает оппонентов, проведет нужный бюджет и успокоится. В азиатском менталитете спешные решения не в ходу», — прокомментировала Кургинова.
Если попытка импичмента всё же обернется успехом, он не станет первым в истории страны. Ранее, в 2016 году, парламент Южной Кореи уже принимал такое решение относительно лидера государства Пак Кын Хе, которая вместе с ближайшим окружением была замешана в крупном коррупционном скандале. Процедура стартовала с одобрения 234 депутатов национального собрания из 300.
10 марта 2017 года Конституционный суд Южной Кореи единогласно утвердил импичмент, тем самым сняв с Пак Кын Хе полномочия как главы государства. Спустя 20 дней женщину арестовали по обвинению во взяточничестве, злоупотреблении властью, а также передаче секретной информации людям, не являвшимся госслужащими. Изначально суд приговорил ее к 24 годам тюрьмы и штрафу в 18 млрд вон, однако, после некоторых пересмотров, в 2021 году действующий на тот момент президент Мун Чжэ Ин помиловал Пак Кын Хе.
Чем недовольны граждане Южной Кореи
У оппозиции в Южной Корее большая народная поддержка. Дело в том, что в стране в 2023 году был зафиксирован самый низкий уровень рождаемости в мире: 0,72. При этом страна находится в лидерах по продолжительности жизни, уступая при этом даже не другим государствам, а только двум специальным административным районам Китая — Гонконгу и Макао. Иными словами, южнокорейский электорат стареет, а значит, растет доля тех жителей, которые в молодости выступали как раз за демократизацию страны против находившихся тогда у власти военных. Поэтому, как ни парадоксально, возрастные избиратели в РК придерживаются совсем не консервативного подхода, который представляет пропрезидентская «Сила народа».
Согласно опубликованному накануне соцопросу, рейтинг президента Юн Сок Ёля составлял всего 25%. Среди партий у пропрезидентской «Силы народа» — 32,3%, у оппозиционной Демократической партии — 45,2%.