«Сейчас в стране затруднена офтальмологическая помощь»
В России не хватает офтальмологов, пожаловался в интервью «Известиям» президент Всероссийского общества слепых (ВОС) Владимир Сипкин. По его словам, не хватает специалистов общей направленности, которые первыми осматривают пациентов и могут оценить их состояние. Вместо работы в поликлиниках офтальмологи предпочитают заниматься лазерными операциями, что для них выгоднее. О том, сколько в стране инвалидов по зрению, все ли трудоустроены и как адаптирована для них окружающая среда, — в эксклюзивном интервью к Международному дню слепых.
«Россия вошла в тройку стран с самым плохим зрением у молодежи»
— Какие факторы способствуют развитию проблем со зрением и, возможно, приводят к слепоте?
— Есть врожденные патологии. К ним относятся отсутствие хрусталика или радужки, нарушение ее целостности. Также есть приобретенные, например, патологии сетчатки, которые возникают, например, из-за избыточного использования гаджетов или чрезмерной физической нагрузки.
Кроме того, глаза — сложный орган, кровь к ним доходит по очень тонким сосудам, и перенесенные инсульты или тромбозы могут отразиться на зрительной функции.
— Как часто нужно посещать офтальмолога, чтобы своевременно заметить проблемы со зрением и предотвратить слепоту?
— Это для каждого индивидуально. Общая рекомендация — посещать врача не менее раза в год.
— Сколько сейчас в стране пациентов с серьезными нарушениями зрения?
— Такой учет ведется в специализированных медицинских организациях, обществом офтальмологов, у них эти сведения свежие. Мы с ними взаимодействуем. По нашему запросу нам сообщили, что на конец 2023 года в России зарегистрировали 456 тыс. людей с нарушением зрения, из них более 423 тыс. — взрослые и около 26 тыс. — дети.
Несмотря на то, что детей с нарушениями зрения у нас гораздо меньше, чем взрослых, по исследованию китайских ученых, Россия вошла в тройку стран с самым плохим зрением у молодежи. На первом месте — Япония, на втором — Южная Корея.
— Почему Россия может быть одним из лидеров по проблемам со зрением?
— Сейчас в стране в целом затруднена офтальмологическая помощь. Во многих регионах отсутствуют врачи-офтальмологи. В первую очередь — в удаленных населенных пунктах. В них далеко не всегда работают фельдшерско-акушерские пункты, а если работают, из-за удаленности расположения и уровня зарплат там в основном терапевты и фельдшеры, узких специалистов нет.
Для оказания офтальмологической помощи Всероссийское общество слепых создало при одном из своих санаториев профильный центр. Он расположен в Геленджике, Краснодарский край. Туда обращаются люди со всей Кубани и из других регионов страны.
— Почему может не хватать офтальмологов?
— Сегодня появились высокотехнологичные методы лечения, и многие офтальмологи ушли в операции по катаракте, по близорукости, которые решаются лазерными методиками. А офтальмологов широкого профиля стало меньше.
«Собака-проводник — одно из реально действенных средств»
— Кому сложнее адаптироваться и наладить свой быт — людям с врожденной или приобретенной слепотой?
— Человек, который тотально слепой с детства или имеет нарушения зрения с младенческого возраста, быстро адаптируется к обстановке и ведет себя самостоятельно — хорошо осваивает, благодаря своей повышенной тактильности, умеет хорошо читать и писать, используя рельефно-точечный шрифт Брайля.
Поздно ослепшими или ослепшими внезапно, как у военных бывает, приспособиться под новые условия сложнее. Мы выявили это и организовали центр реабилитации незрячих. У нас в Волоколамске работает такой центр, он имеет филиал в Бийске, городе в Алтайском крае, и Железногорске в Курской области. Наш центр ориентирован в том числе на людей, потерявших зрение во время СВО.
— Какая помощь оказывается в реабилитационном центре?
— В реабилитационный центр попадают прежде всего те люди, для которых медицина многого сделать не может. Для них нужно создавать условия в общении, социуме, помогать им адаптироваться.
В центре специалисты учат человека, например, одеваться, обуваться, наливать воду, готовить, разогревать пищу. Еще в центре учат ориентироваться с помощью трости, специальных навигационных устройств на базе смартфона и различных GPS-навигаторов, передвигаться с помощью собаки-проводника — одного из реально действенных средств, которое позволяет слепому чувствовать себя достаточно независимым в окружающей среде.
Основная задача специалистов реабилитационного центра — обучить человека всем действиям, которые необходимы ему для ведения самостоятельной жизни.
— Сильно за последние два года увеличилось число людей, которым требуется реабилитация по зрению?
— Я бы не сказал, что их число выросло в разы, но очередь существует. В нашем центре ежегодно проходят реабилитацию 600 человек, причем по разным направлениям. Это не только обучение элементарным навыкам и обращению с современными гаджетами, но и профессиональная реабилитация, то есть специалисты центра помогают определить профессию инвалидам по зрению, исходя из их навыков. Например, в центре обучают деревообработке вслепую, различным методикам выращивания растений или пчеловодству.
— Сколько людей-инвалидов по зрению трудоустроено?
— Сегодня трудоустроено 6497 человек. Это, наверное, исторически самое большое количество инвалидов, которые имеют работу в России.
— В каких регионах есть проблемы с трудоустройством таких людей?
— Такие проблемы наблюдаются там, где нет специальных предприятий, адаптированных под людей с нарушениями зрения. Это Калмыкия, ряд республик Северного Кавказа, например, Ингушетия и Чечня. Еще — Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область.
«Медицина пока не нашла чудодейственного лекарства»
— Насколько современная среда адаптирована под инвалидов по зрению?
— За последние годы в этом вопросе произошло довольно много подвижек. С 2017 года существует проект «Единая страна — доступная среда». Его ведет председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев. В свое время он привлек в том числе и Всероссийское общество слепых к нему.
Сейчас именно реализация этого проекта позволяет вырабатывать эффективные подходы интеграции инвалидов в общество, формировать условия доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью. С ним среда стала действительно намного доступнее: сегодня в метро, на железнодорожных вокзалах, в аэропортах есть сопровождение. Также, например, появились рельефные дорожки, которые ведут по переходам к метро, в метро они тоже есть.
— На какую помощь от государства могут рассчитывать инвалиды по зрению?
— Государство предоставляет им технические средства реабилитации, часть из которых, например, собака-проводник, действительно очень дорогие. Ведь ее нужно обучить, пригласить человека, чтобы он к ней привык, чтобы по характеру они совпали. Еще инвалидам по зрению выдаются трости, средства для чтения книг на флеш-плеерах, видеоувеличители. Стационарные увеличители, лупы, термометры и тонометры, которые озвучивают показатели.
Говоря о лекарствах, могу сказать, что есть препараты для лечения глаукомы, например. Но, что касается незрячих, медицина пока не нашла для них чудодейственного лекарства или операции.
— Достаточно ли технических средств реабилитации?
— Мы добиваемся, чтобы в федеральный перечень добавили телефон с функцией невизуального доступа, чтобы инвалиды по зрению с помощью различных голосовых программ могли работать с приложениями для определения денежных купюр, навигации, банков, голосовать электронно.