Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Колониальный нажим: как Испания ставит отношения с Венесуэлой под угрозу

Чем может ответить Каракас на признание депутатами в королевстве оппозиционера Гонсалеса победителем выборов в республике
0
Фото: Global Look Press/Elsa A Bravo
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Испания вряд ли пойдет на разрыв дипломатических отношений с Венесуэлой после итогов президентских выборов. Но Мадрид как минимум может ввести санкции против Каракаса. 12 сентября премьер-министр страны Педро Санчес принял во дворце Монклоа экс-кандидата в президенты Венесуэлы Эдмундо Гонсалеса. Ранее большинство депутатов парламента проголосовали за признание Гонсалеса победителем президентских выборов в латиноамериканской стране. Эксперты полагают, что и Каракас не заинтересован в разрыве дипотношений с Мадридом. Найдут ли общий язык Венесуэла с Испанией и чего добивается Мадрид — в материале «Известий».

Испания и Венесуэла оказались на грани дипломатического кризиса

Дипломатические отношения между Испанией и Венесуэлой оказались под угрозой 11 сентября после того, как 177 из 350 депутатов конгресса европейской страны проголосовали за признание оппозиционера Эдмундо Гонсалеса победителем президентских выборов в Венесуэле.

По итогам июльских выборов в Боливарианской Республике с 51,2% голосов на шестилетний президентский срок переизбрался действующий лидер Николас Мадуро. Его оппонент Эдмундо Гонсалес набрал 44%. При этом оппозиция заявляет о подтасовке голосов, призывая власти опубликовать протоколы голосования с каждого избирательного участка.

Мадрид выдал оппозиционеру политическое убежище. 12 сентября премьер-министр Испании Педро Санчес провел встречу с Гонсалесом во дворце Монклоа. Несколькими днями ранее он со своей дочерью прибыл в страну на испанском военном самолете. Ранее Педро Санчес заявлял, что Мадрид не готов признавать победу Мадуро. «Мы попросили опубликовать протоколы голосования, мы не признали победу Николаса Мадуро и пытаемся выработать общую позицию в ЕС для того, чтобы к концу года найти место для посредничества», — отметил Санчес 11 сентября.

Оставшаяся в Венесуэле оппозиция рассчитывает, что Гонсалесу удастся вернуться в Каракас ко дню инаугурации 10 января 2025 года и получить президентский мандат. К слову, Испания и ранее предоставляла политическое убежище венесуэльским оппозиционерам. Там уже скрываются экс-мэр Чакао Леопольдо Лопес, бывший мэр Каракаса Антонио Ледесма, экс-президент парламента Хулио Борхес, депутат Динора Фигура и активистка Лорент Сале.

Кроме того, по данным 2022 года, в Испании проживают как минимум 251 тыс. венесуэльцев. Массовые митинги оппозиционно настроенных граждан Боливарианской Республики часто проходят на площади Пуэрта-дель-Соль в Мадриде.

Венесуэла, в свою очередь, ужесточила риторику вплоть до того, что пригрозила Испании разрывом дипломатических отношений. «Пускай немедленно будут разорваны все отношения — дипломатические, коммерческие, консульские. Пускай уезжают отсюда все дипломаты и все консулы, а наши пускай возвращаются сюда», — заявил 11 сентября председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригес. В своей речи он также отметил, что решение испанского конгресса депутатов сопоставимо с объявлением войны.

Профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец считает, что пока Венесуэла вряд ли пойдет на реальный разрыв дипломатических отношений. Признание Гонсалеса победителем выборов нижней палатой парламента Испании носит лишь рекомендательный характер, пояснил аналитик.

— Не думаю, что прием Гонсалеса может стать поводом для разрыва дипотношений, поскольку это было соглашением между Испанией и Венесуэлой. Венесуэльские власти принимали участие в этих переговорах. Они знали, дали свое добро. Это не вопреки мнению Венесуэлы, она согласилась на это и вывела соответствующий пропуск для выезда Гонсалеса. Сам факт предоставления убежища вряд ли будет основанием для разрыва дипотношений. А если испанцы признают его президентом страны, это будет более серьезно, — заявил эксперт «Известиям». — Разрыв отношений может спровоцировать Испанию пойти дальше: признать Гонсалеса президентом Венесуэлы, но раньше января это невозможно сделать.

В конце июля правительство Венесуэлы отозвало весь дипломатический персонал из Аргентины, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Панамы, Перу, Уругвая и Чили, потребовав немедленного вывода представителей этих стран со своей территории. При этом Каракас объявил о разрыве дипломатических отношений с Перу. Причина — отказ этих стран признать победителем выборов Мадуро.

Зачем Испании признание Эдмундо Гонсалеса президентом Венесуэлы

Испания и ранее выражала недовольство правительством Николаса Мадуро. Так, в 2019 году Мадрид признал исполняющим обязанности президента Венесуэлы председателя Национальной ассамблеи и лидера венесуэльской оппозиции Хуана Гуайдо. Это произошло на фоне массовых беспорядков и протестов в Каракасе против Мадуро. Директор Латиноамериканского центра имени Уго Чавеса Егор Лидовской считает, что Испания разыгрывает сейчас тот же сценарий.

— Конечно, возможны и санкции, и разрыв дипотношений — всё это возможно, поскольку всё это было тогда в ситуации с Хуаном Гуайдо. Но в реальности они всё равно обращались к Венесуэле по каким-то чувствительным вопросам, например, поставкам нефти, когда снизился российский экспорт в ЕС, — сказал он «Известиям».

В конце августа на неформальной встрече с министром иностранных дел ЕС глава МИДа королевства Хосе Мануэль Альбарес хоть и не употребил слово «санкции», но заявил, что европейцам стоит уже перейти к следующему шагу, потому что прошло достаточно времени с момента выборов, и протоколы уже вряд ли будут опубликованы.

Кроме того, Испания заинтересована в давлении на Россию, поскольку Венесуэла сейчас — важный партнер РФ в Латинской Америке, и она стремится в БРИКС, считает аналитик. Западу важно сделать так, чтобы Каракас стал «нерукопожатным».

— Выборы в Венесуэле были досрочные. Они должны были состояться в декабре, но Николас Мадуро специально перенес их на июль. И он это сделал, чтобы возобновить легитимность как раз перед саммитом БРИКС в Казани, потому что это ключевое событие года, — пояснил эксперт.

По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Екатерины Черкасовой, Мадрид поддерживает любого политика, выступающего против Николаса Мадуро.

— Испания, как и весь ЕС, крайне отрицательно относилась к деятельности Мадуро на посту президента и ко всем его экспериментам, которые привели к снижению уровня жизни в стране и росту числа беженцев. В прошлом Испания признала Хуана Гуайдо, потому что Мадрид выступает с позиции «любой президент лучше, чем Мадуро». Сейчас Санчес исходит из той же логики, — сказала она «Известиям».

Вопрос беженцев может быть одной из причин, по которым Испания заинтересована в признании Эдмундо Гонсалеса победителем выборов. На апрель 2024 года ООН подсчитала, что в общей сложности в мире находятся около 7,7 млн венесуэльских мигрантов, большинство из них остаются в других странах Латинской Америки.

Кроме того, из-за политической нестабильности под угрозой оказывается деятельность испанской нефтегазовой компании Repsol. Она работает в Венесуэле с 1993 года, а в мае 2024-го получила от США индивидуальную лицензию на разработку нефтяных месторождений латиноамериканской страны. Согласно данным самого Repsol, в Венесуэле предприятие работает над четырьмя проектами. Штаты пока не вводили новые санкции против нефтегазового сектора Венесуэлы, тем не менее такой сценарий вполне возможен.

Впрочем, складывается впечатление, что в нынешних условиях, когда Мадрид идет на обострение с Мадуро, испанские власти как раз и рискуют потерять венесуэльский рынок. Именно экономический фактор, возможно, окажется основной причиной, по которой королевство не пойдет на полную деградацию отношений с латиноамериканской страной. При этом в случае решительных действий со стороны Венесуэлы под вопросом окажется и деятельность телекоммуникационной компании Telefonica, она предоставляет услуги связи через мобильного оператора Movistar. В 2022 году Telefonica заявила о планах вложить в венесуэльский филиал около $270 млн. Примерно 97 тыс. венесуэльцев пользуются услугами этой компании. В общей сложности в Венесуэле работают около 60 крупных испанских компаний. Среди них также банк BBVA, отели Hesperia и Meliá. В этом году на венесуэльский рынок спустя три года вернулась также компания Inditex, открыв в январе магазин Zara.

Для Испании коммерческий обмен с Венесуэлой важен меньше, чем для самой латиноамериканской страны. По последним данным, Венесуэла для Испании находится на 99-м месте в списке стран, куда королевство экспортирует свою продукцию. В 2022 году Мадрид заработал на торговле с Каракасом около $127 млн. При этом для Венесуэлы Испания находится на третьем месте в списке государств, куда латиноамериканское государство поставляет свои товары. В 2022-м Каракас получил от своего экспорта в Испанию $518 млн. 85% этого дохода пришлось на нефть.

Тем временем для Испании Венесуэла далеко не главный прямой экспортер нефти. В 2023 году большую часть топлива королевство закупило у США — 14,1%. Затем идут Мексика (11,4%), Бразилия (10,8%) и Нигерия (10,4%). Из Венесуэлы тогда Испания импортировала только 2,3% своего топлива. Но стоит учитывать, что закупленная у Вашингтона нефть, вероятно, была добыта в Венесуэле американскими компаниями.

По словам Екатерины Черкасовой, несмотря на сложный период, Мадрид не заинтересован в полном разрыве дипотношений с Каракасом. Эксперт напомнила, что Испания всегда поддерживала отношения со всеми латиноамериканскими государствами, в том числе с Кубой и Никарагуа. Она придает очень большое значение концепции «испанидад» и ибероамериканского пространства, проходят ежегодные встречи на высшем уровне со всеми странами региона вне зависимости от политического режима.

Читайте также
Прямой эфир