Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве задержали преподавателя РУДН
Мир
На Маврикии пропала гражданка России
Политика
ЦИК не стала переносить выборы губернатора Курской области
Мир
Вице-премьер Италии назвал катастрофой отправку оружия ВСУ для атак на Россию
Здоровье
В мире вспыхнула новая эпидемия оспы обезьян. Что нужно знать
Интернет и технологии
В Роскомнадзоре зафиксировали массовый сбой в работе WhatsApp
Мир
МИД Китая назвал США крупнейшим создателем стратегических рисков ядерной угрозы
Армия
Вертолет Ми-28НМ уничтожил военных и бронетехнику ВСУ в Курской области
Общество
Внук лидера КПРФ получил растяжение после падения с велосипеда
Общество
Суд в Москве отклонил апелляционную жалобу генерала Булгакова
Общество
Педагог рассказал о помощи ребенку в адаптации к учебе после каникул
Армия
Средства ПВО сбили еще четыре украинских беспилотника над Белгородской областью
Общество
Эксперт заявил о снижении трудовой миграции внутри РФ
Общество
В Москве жена украла у мужа корабль из слоновой кости и ценности на 3 млн рублей
Происшествия
Со станции метро «Саларьево» в Москве эвакуировали людей из-за возгорания кабеля
Мир
Президент Чехии призвал убедить стороны конфликта на Украине начать переговоры
Общество
Россия вошла в число стран — лидеров по платформенной занятости
Мир
Путин принял в Кремле премьера Госсовета КНР Ли Цяна
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ежегодный рейтинг лучших российских школ опубликовало рейтинговое агентство RAEX (имеется в распоряжении «Известий»). Он составлен по конкурентоспособности и по общему количеству выпускников, поступивших в престижные учебные заведения. В этом году в списке лучших сменился лидер — впервые за долгое время СУНЦ МГУ упустил первое место, на которое забрался Физтех им. П.Л. Капицы из Долгопрудного. Чуть больше стало и региональных школ. Однако в целом рейтинг по-прежнему состоит практически полностью из элитных учебных заведений. О чем говорит нынешняя версия и что происходит с разрывом в среднем образовании, разбирались «Известия».

Как составляют рейтинги

Рейтинги школ агентство традиционно основывает на информации о приемных кампаниях, предоставленной вузами из топ-50 соответствующего рейтинга этого же агентства. В этот раз обработана информация более чем о 240 тыс. выпускников школ 2022 и 2023 годов.

В чем разница двух индексов? Список по конкурентоспособности показывает, в каких школах наибольшая доля успешно поступающих в лучшие вузы. Здесь учитывается общее количество выпускников и число тех из них, кто зачислен в вузы; форма обучения и способ поступления (олимпиадник, на общих основаниях, на платной основе и т.д.); комплексный коэффициент вуза. Последний показатель рассчитывался исходя из среднего балла ЕГЭ студентов, принятых на обучение, и места вуза в рейтингах RAEX.

поступление
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Среди учеников больший вес для школы имело количество олимпиадников, затем — тех, кто поступил в вуз по общему конкурсу, и меньше всего — за поступивших на платной основе или в рамках целевого приема. Если выпускников в школе меньше 30 за последние два года суммарно, то в рейтинг она попасть не могла.

Список лучших школ по количеству поступивших опирается на те же данные, что и рейтинг по конкурентоспособности, но рассчитывается в абсолютном выражении.

Какая школа лучшая в 2024 году

В общероссийском рейтинге RAEX по конкурентоспособности выпускников впервые за всё время его существования произошла смена лидера: Физтех-лицей им. П.Л. Капицы, который находится в Долгопрудном, обошел СУНЦ МГУ. Авторы исследования отмечают, что физтеху помогла возросшая доля олимпиадников, которые поступили в престижные вузы без вступительных испытаний.

Десятка лучших школ в рейтинге по конкурентоспособности сложилась таким образом:

1. Физтех-лицей им. П.Л. Капицы (Московская область, Долгопрудный)

2. СУНЦ МГУ (Москва)

3. Лицей «Вторая школа» (Москва)

4. Физико-математический лицей № 31 (Челябинск)

5. Физико-математическая школа (Тюмень)

6. Школа № 179 (Москва)

7. Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург)

8. Лицей КЭО (Ростов-на-Дону)

9. СУНЦ НГУ (Новосибирск)

10. Лицей «Физико-техническая школа» имени Ж.И. Алферова (Санкт-Петербург).

Интересно, что в десятке оказалось всего три московских школы (плюс лидер из Долгопрудного — в физтехе им. П.Л. Капицы традиционно много москвичей). По данным RAEX, процент московских школ в рейтинге продолжает снижаться: за пять лет доля столичных учреждений уменьшилась в полтора раза — с 45% в 2019 году до 29% в 2024-м. Однако Москва всё равно остается безусловным лидером по представленности в рейтинге: из 300 школ сразу 87 расположены в столице. Чуть более 10% в рейтинге — у Московской области и Санкт-Петербурга. 26 школ представляют Свердловскую область.

глобус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В рейтинге по общему количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, первую строчку занял Лицей НИУ ВШЭ, а Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства сдвинула со второго на третье место Бауманскую инженерную школу № 1580.

Список лучших по общему количеству поступивших в ведущие вузы выпускников выглядит так:

1. Лицей НИУ ВШЭ (Москва)

2. Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства (Москва)

3. Бауманская инженерная школа № 1580 (Москва)

4. СУНЦ НГУ (Новосибирск)

5. Предуниверситарий МИФИ (Москва)

6. Школа № 1502 «Энергия» (Москва)

7. Школа № 1535 (Москва)

8. СУНЦ УрФУ ( Екатеринбург)

9. Президентский физико-математический лицей № 239 (Санкт-Петербург)

10. Физтех-лицей им. П.Л. Капицы (Долгопрудный, Московская область).

Сильные абитуриенты на поток

Рейтинг школ по конкурентоспособности особенно показателен в том смысле, что наверху списка почти нет «обычных» общеобразовательных учреждений — всех лидеров относят скорее к элитным учебным заведениям. Даже если речь идет о региональных школах, то и там это либо учреждения с особым статусом (Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске), либо специализированные (физико-математические и т.д.).

постулпение
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Руководитель направления рейтингов школ агентства RAEX Дмитрий Ходырев соглашается с тем, что большинство мест в федеральных рейтингах по конкурентоспособности занимают «особые учебные заведения»: школы при вузах, региональные центры подготовки одаренных детей, частные школы и другие.

— Для таких учреждений характерен высокий порог вхождения — в школах для одаренных детей он выражен в непростых вступительных испытаниях, в частных школах — в высокой стоимости обучения (иногда гораздо выше, чем в самых престижных отечественных вузах), — сказал он «Известиям». — Уровень подготовки выпускников таких школ чаще всего гарантирует поступление в престижный вуз, конечно, с поправкой на личные способности того или иного выпускника.

В то же время исследователи ежегодно фиксируют поступление в лучшие вузы России десятков тысяч абитуриентов, окончивших рядовые учебные заведения. Другое дело, говорит Дмитрий Ходырев, что таким школам сложно поставить подготовку сильных абитуриентов на поток.

сдача егэ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отмечает, что особенность рейтинга, составляемого RAEX, в том, что основным критерием является поступление выпускников в определенные вузы, которые считаются ведущими. Этим обусловлено и лидерство Москвы в рейтинге, и высокое место лицея из Томска, где на 5 тыс. выпускников сразу два национальных исследовательских университета. В полной мере отражать уровень подготовленности выпускников рейтинг не может, полагает эксперт.

Велик ли разрыв в школьном образовании

Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», преподаватель школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий, хотя и не соглашается с самим термином «элитная школа», подтверждает наличие разрыва в образовании: тенденция развития образования в стране такова, что школы становятся всё более дифференцированными по его качеству. По его словам, тенденция эта началась еще с поздних советских времен, поэтому можно говорить уже о полувековом процессе.

По его словам, «особые» школы прежде всего отличаются гораздо большей степенью свободы в преподавании, часто — и количеством учащихся в классе, которые проходят отбор, наличием дополнительных занятий, отсутствием чрезмерной нагрузки учителей. Финансирование в этой ситуации оказывается не первопричиной, а следствием. Обычно в каждом регионе есть 5–10 таких элитных школ, если региональные власти заинтересованы в их наличии.

школа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Это естественная система для современного российского общества, которое построено на идее конкуренции и борьбы: стань первым, стань лучше, — продолжает Всеволод Луховицкий. — Хорошо ли это для всех детей? На мой взгляд, нет. В идеале любая школа в России должна была бы иметь такие возможности, как так называемые элитные: в первую очередь — в свободе преподавания. Все школы должны иметь одинаковые возможности, в том числе финансовые, чтобы иметь высокий уровень.

Однако пока разрыв в преподавании увеличивается. Дмитрий Ходырев из RAEX отмечает, что количество специализированных школ только растет: теперь они активно конкурируют между собой, что одновременно приводит к увеличению оттока сильных учеников из рядовых учреждений.

— Всё больше мест в верхушках рейтингов достается открытым совсем недавно школам, собирающим талантливых детей и имеющим преимущество в материальных, кадровых и иных ресурсах. Вероятно, такая тенденция сохранится и в будущем, — сказал он.

Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что разрывы между школами в академических достижениях учащихся выравнивают по специальным программам: например, проводится анализ, по итогам которого происходит разделение школ на учреждения с высокими и низкими образовательными результатами, что позволяет корректировать ситуацию.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Однако в рейтингах в последние годы лучшие места действительно занимали школы, которые либо очень тесно связаны с регионами, либо буквально считаются университетскими: это лицеи, гимназии, предуниверсарии, — сказала она «Известиям». — Ближе всего к ним по результатам школы, где есть профильные классы. Они тоже взаимодействуют с вузами, серьезно поддерживают участие в олимпиадном движении и профориентацию.

И существующий разрыв преодолеть очень сложно, говорит эксперт.

Нужно ли стремиться в элитные школы

Всеволод Луховицкий отмечает, что порог входа в элитные школы зависит от конкретного учреждения: в каких-то это финансовое положение родителей; в других — уровень конкретного ученика, когда детей отбирают по конкурсу. Поэтому говорить о том, что во всех таких школах непреодолимо (и одинаково) высокий порог, нельзя.

Однако это не единственный способ поступить в хороший престижный вуз, замечает Ирина Абанкина, тем более что и сами вузы, как правило, принимают гораздо больше студентов, чем есть выпускников в таких лицеях.

— В ведущие университеты поступает иногда даже не 1 тыс., а гораздо больше абитуриентов, — говорит она. — Да, МФТИ, НИЯУ МИФИ или Институт русского языка остаются не самыми крупными вузами. Но Бауманка, НИУ ВШЭ, МГУ — это огромные университеты с многотысячными приемами, и выпускники лицея составляют лишь небольшую долю тех, кого принимают в такие учреждения.

поступление
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Борис Илюхин вовсе критически подходит к вопросу существования школ, ориентированных на поступление выпускников в элитные вузы, — по его мнению, далеко не всегда выпускники там показывают глубокое знание предмета, но зато хорошо сдают ЕГЭ или выигрывают олимпиады. В вузе осознание, что набор полученных знаний и умений формален, приводит к отчислениям и личным трагедиям, говорит он.

— Гораздо важнее фундаментальные знания предметов у выпускников, — уверен эксперт. — В этом смысле региональные школы зачастую ничуть не хуже московских. Школа — это место, где ребенку могут помочь научиться, и очень многое зависит от родителей, которые должны правильно настроить ребенка на получение образования и помочь ему справиться с трудностями обучения. Мне кажется, что надо искать школу, где любят детей, профессионально их учат и помогают искать себя. А такие школы есть и в глубинке.

Прямой эфир