Лишние люди: почему школьников не пускают в 10-й класс
Генпрокуратура сообщила о многочисленных случаях отказа девятиклассникам в переходе в 10-й класс, несмотря на хорошие оценки. Школы объясняли свои действия тем, что дальше обучение проводится только в профильных классах, в которые берут только лучших. Прокуроры ссылаются на решение Конституционного суда РФ 2020 года о том, что нельзя отчислять детей из школы на основании процедуры отбора в профильные классы без предоставления им права на общее образование. Однако в том же решении говорится, что закончить 10-й и 11-й классы ребенок может и в другом образовательном учреждении. Подробности — в материале «Известий».
Школьников с хорошими оценками не взяли в 10-й класс
Прокурорские проверки показали, что в ряде регионов, в том числе Краснодарском крае и Оренбургской области, местные органы власти и руководство школ, вопреки положениям закона и желанию детей, отказывают девятиклассникам в зачислении в 10-й класс, объясняя это тем, что «дальнейшее обучение проводится исключительно по профилям углубленного изучения отдельных предметов». При этом универсальные классы, в которых могли бы учиться те, кто не проходит в профильные, в школах попросту отсутствуют.
«В результате старшие классы формируются на основании индивидуального отбора, критерии которого определяются школами произвольно (с учетом среднего балла аттестата об основном общем образовании, результатов внутришкольной диагностики или основного государственного экзамена по профильным предметам, содержания портфолио обучающегося и др.)», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
В качестве примера приводится ситуация в одной из краснодарских школ, где сразу 46 подростков получили отказ в дальнейшем обучении, потому что средний балл аттестата у них ниже 4,4. Родители обратились в Генпрокуратуру, и права детей были восстановлены, а в отношении директора учебного заведения возбудили дело об административном правонарушении.
«Необходимо отметить, что еще в 2020 году вопрос о возможности детей, получивших основное общее образование, продолжить обучение в том же учреждении являлся предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Было решено, что положения о процедуре индивидуального отбора в профильные классы не могут служить основанием для отчисления детей. Органы власти регионов обязаны предоставить дополнительные гарантии доступности обучения по программе среднего общего образования каждому ребенку, желающему ее освоить», — указали в Генпрокуратуре.
Министр просвещения РФ был проинформирован о сложившейся ситуации. При этом Краснодарский край и Оренбургская область — не единственные регионы, где произошли подобные инциденты.
— Первый кейс, о котором мы услышали, произошел в Москве в июле, — рассказывает основатель Telegram-канала Grand Exam Арсений Филин. — В сообществе «Родители Москвы» сообщили, что многим девятиклассникам в форме ультиматума порекомендовали забирать аттестаты и идти в колледж. Это касалось не одной школы, информация приходила из многих.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отметил, что практика отказов в приеме в 10-й класс существовала и существует много лет, однако она не связана с процессами реформ СПО и необходимостью заполнить колледжи.
В соцсетях жительница Магнитогорска пожаловалась, что ребенка, который закончил девять классов школы без троек, не приняли в 10-й класс, потому что не хватило баллов. Много подобных жалоб пришло уполномоченной по правам ребенка в Челябинской области Евгении Майоровой.
«Часть обращений уже разрешены положительно, по другим ведется работа совместно с прокуратурой Челябинской области», — сообщила она.
Как защищают право на общее образование
В аппарате уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области пояснили «Известиям», что в работе точно так же ссылались на решение Конституционного суда РФ. Сначала пытались решать вопрос со школами по телефону, и если возникали проблемы, обращались в прокуратуру. «Отказать ребенку в зачислении нельзя», — подчеркнули в аппарате Майоровой.
В решении Конституционного суда, на которое ссылаются Генпрокуратура и уполномоченная по правам ребенка, говорится, что законодательство не предполагает отчисления из школ детей, которые не прошли отбор в 10-й класс с профильным обучением, без предоставления необходимых гарантий продолжения ими обучения по универсальному профилю. Но в этом же постановлении говорится, что при этом допустим перевод в другую образовательную организацию. Однако КС РФ подчеркнул, что родители должны быть заблаговременно проинформированы о планируемом индивидуальном отборе в 10-й класс и должны иметь в виду, что могут оказаться перед необходимостью перехода в другую школу.
В аппарате уполномоченного по правам ребенка Челябинской области объясняют, что школы, отчисляя учеников, начинают интерпретировать постановление Минпросвещения о создании профильных классов в старшей школе, забывая, что в нем есть указание и на необходимость создавать универсальные.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что оспорить решение школ достаточно сложно. Сейчас можно отказать в зачислении в 10-й класс, апеллируя к низким баллам, если при этом ребенку дают право учиться в другой школе. Она отметила, что в таких случаях нужно обращаться в органы управления образованием и просить решить вопрос, так как государство должно выполнить обязательство по предоставлению общего среднего образования ребенку.
— В этой ситуации очень важен диалог родителей с руководством школы, чтобы принять адекватное решение по выбору образовательной траектории ребенка, — сказала она. — Как правило, информация о конкурсном отборе, о том, какие оценки ждут от ОГЭ и какой средний балл аттестата необходим, известна заранее, и к ней надо относиться серьезно.
Министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов заявил «Известиям», что в регионе все выпускники 9-х классов имеют возможность продолжить обучение в 10-м классе, классы универсального профиля тоже сформированы. Однако подчеркивается, что автоматический перевод школьников из 9-го в 10-й класс не предусмотрен законодательством, а набор профилей (их всего пять) для старших классов школы определяют самостоятельно. Это как раз пример разрешения проблемы в понимании органов управления образованием: школьника могут не взять в 10-й класс в его школе, но обязаны отправить в другую, в которой есть класс необходимого ребенку профиля.
В Рособрнадзоре слышали о подобных ситуациях, но не работали с подобными нарушениями, так как действует мораторий на проверки.
«Известия» также направили запросы в Минпросвещения и Минобразования Краснодарского края.
Почему школы так делают
Арсений Филин полагает, что к сложившейся ситуации привела необходимость для школ улучшить результаты ЕГЭ — у учеников профильных классов они выше. На эти результаты обращают большое внимание в том числе главы регионов. Профильный принцип образования стал и своеобразным ответом на критику в адрес ЕГЭ. Государство показывает, что теперь возможно точечно подготовить к единому госэкзамену, замечает собеседник «Известий».
— Но очевидно, что, например, если школа маленькая, то учителей на классы по пяти профилям, в том числе универсальному, просто не хватит, — говорит Арсений Филин.
Кроме того, он видит в этом и попытку наделить весом ОГЭ. До сих пор единственный смысл в этом экзамене был в «тренировке» перед ЕГЭ — даже в колледж принимали по конкурсу аттестатов, а не результатам ОГЭ. Теперь он может быть критерием при организации конкурса в 10-й профильный класс.
При этом эксперт не видит в этих действиях умысла отправить всех детей в колледжи. Борис Илюхин замечает, что доля детей, уходящих в СПО после 9-го класса, и без того за несколько лет существенно возросла.
— Если в СССР в СПО уходили около 60% детей, в 90-е годы примерно 35%, то теперь мы вернулись к примерному соотношению 58% на 42% в пользу техникумов и колледжей, — сказал он. — Да и после 11-го класса значимая доля выпускников идет в организации СПО или вообще прекращает получение образования.
Ирина Абанкина замечает, что перед старшей школой сейчас возник серьезный вызов в связи с популярностью среднего профессионального образования. Дело в том, что на перспективные направления в сильные колледжи поступают дети с достаточно высокими средними баллами аттестата, иногда формируя группу исключительно из пятибалльников.
— И старшая школа оказывается перед выбором, — объясняет Ирина Абанкина. — В нее идут, несомненно, ребята, ориентированные на продолжение образования в вузе, предпочитающие академическую подготовку без профессионального углубления, как в колледжах. А кроме них остаются ребята, которые имеют низкие баллы, при этом не желающие идти на профессии квалифицированных рабочих в колледжи. В результате в школах остаются сильные ребята, готовые освоить углубленные программы, ориентированные на университеты, и ребята с низкой образовательной мотивацией и низкими результатами. Внутри одного класса, конечно, достаточно сложно такую поляризацию преодолеть.
Именно этим она объясняет необходимость для школ ставить подобные барьеры перед приемом в 10-й класс, и законодательное основание у этого есть, говорит эксперт.