Островная мысль: Индонезия способна разрешить споры КНР и Филиппин
Китай рассматривает Индонезию как потенциального посредника в нарастающем конфликте с Филиппинами в Южно-Китайском море. В частности, делегация КНР отправилась в Джакарту для первой министерской встречи в формате «2+2», чтобы обсудить ситуацию в регионе. Споры между Китаем и Филиппинами, несмотря на недавний шаг к урегулированию, разгорелись с новой силой: от столкновения судов стороны перешли к конфронтации в воздухе. Филиппины подали дипломатический протест, как китайские ВВС сбросили сигнальные ракеты на пути следования филиппинского борта над спорными территориями. Как Джакарта может изменить расклад в регионе — в материале «Известий».
Китай и Филиппины снова вернулись к эскалации
Еще месяц назад Китай и Филиппины сделали шаг к урегулированию напряженной ситуации в Южно-Китайском море, возникшей из-за территориальных претензий. 2 июля в Маниле прошла встреча на уровне высокопоставленных чиновников МИД обеих стран. По ее итогам стороны договорились восстановить доверие, например, улучшив связь во время ЧС на море и продолжив переговоры об укреплении сообщения между береговыми охранами. Спустя два дня активные действия предпринял уже президент Филиппин. 4 июля Фердинанд Маркос – младший поручил вооруженным силам страны снизить напряженность в ЮКМ.
Однако, как и ожидалось, по крайней мере, в экспертном сообществе, договоренности не привели к какому-либо значимому результату: Пекин и Манила снова вернулись к эскалации. 13 августа правительство Филиппин заявило, что подало дипломатический протест Пекину после авиаинцидента между военно-воздушными силами двух стран. Китайские самолеты сбросили сигнальные ракеты на пути следования патрульного борта филиппинских ВВС над спорным мелководьем. Хотя военное командование Филиппин не сообщало о травмах пилотов или повреждениях, там заявили о серьезных рисках: самолет мог бы взорваться при попадании ракеты, например, в двигатель.
Китайская сторона настаивает, что самолет ВВС Филиппин незаконно вторгся в воздушное пространство рифа Хуанъянь и тем самым помешал регулярным учениям КНР в регионе. Военные подчеркивают, что неоднократно предупреждали филиппинский борт до сброса ракет. Китай в очередной раз призвал Филиппины немедленно прекратить нарушения и провокации, чтобы поддерживать «мир и стабильность в Южно-Китайском море». Поскольку КНР считает нахождение чьих-либо ВС в зоне спорных островов грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности, в свое время звучали заявления даже о создании зоны китайской ПВО над ЮКМ.
Последний случай стал первым подобным инцидентом в воздушном пространстве, с тех пор как разногласия Пекина и Манилы в прошлом году перешли в острую фазу. В основном споры оборачиваются столкновениями судов. 5 марта этого года в результате очередной стычки пострадали моряки: филиппинская сторона заявила о ранении четырех членов своего экипажа после обстрела из водометов со стороны береговой охраны КНР. В Пекине же обвинили корабли республики в умышленном таране. Самый громкий случай произошел 17 июня — китайские военные высадились на филиппинские шлюпки, чтобы пресечь перевозку оружия на корабль, севший на мель на рифе Жэньай (острова Наньша/Спратли). Дело в том, что филиппинцы не предпринимают никаких видимых попыток отбуксировать судно и используют его как маркер своей территории. После инцидента Манила обвинила китайскую сторону в пиратстве и потребовала денежную компенсацию.
Индонезия — фактический лидер АСЕАН
В урегулировании споров Китая и Филиппин заинтересованы как минимум остальные страны, имеющие собственные территории в Южно-Китайском море. Посредником может стать, например, Индонезия. В начале недели китайская делегация отправилась в Джакарту, чтобы впервые принять участие в министерской встрече в формате «2+2». К слову, Индонезия также стала первой страной, с которой власти КНР установили подобный диалог. Как заявили в МИД Китая, стороны обсудят в том числе региональные вопросы, представляющие взаимный интерес. Стоит отметить, что Индонезия имеет значительный вес в АСЕАН, со странами которой Китай годами совместно пытается разработать так называемый кодекс поведения в ЮКМ. Во избежание эскалации КНР члены АСЕАН еще в 2002-м подписали Декларацию поведения сторон в Южно-Китайском море, однако с тех пор стороны не особенно продвинулись в этом вопросе.
— Индонезия — единственная страна, обладающая посредническими возможностями внутри АСЕАН. Она имеет большую морскую часть в ЮКМ, а также стратегические проливы и при этом не заявляет официально свои претензии. По мнению Пекина, начало диалога в формате «2+2» с Индонезией откроет новый путь, ведущий к пекинской версии кодекса поведения. Этот формат также создает впечатление, что Индонезия — фактический лидер АСЕАН, — поделился мнением с «Известиями» доцент кафедры международных отношений Университета Паджаджарана в Индонезии Теуку Резашиа.
Положительным импульсом в посредничестве могут стать и хорошие личные отношения руководства Индонезии с председателем КНР Си Цзиньпином. Так, в 2022 году президент Джоко Видодо первым из иностранных лидеров лично встретился с Си после зимних Олимпийских игр в Пекине. А избранный президент Индонезии Прабово Субианто, чья инаугурация состоится только в октябре, после утверждения итогов выборов отправился именно в Китай. Кроме того, обе стороны имеют рычаги влияния друг на друга. Как отметил «Известиям» старший научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Александр Попов, Китай крайне заинтересован в Индонезии — как в крупном рынке сбыта, так и в источнике сырья, необходимого, например, для нержавеющей стали. Джакарта же старается привлечь больше китайских инвестиций.
— Индонезия, которая не без основания претендует на роль неформального лидера в АСЕАН, очевидно, постарается выступить посредником в обостряющемся конфликте в ЮКМ, где наиболее сильные противоречия между Китаем и Филиппинами — проекция конфликтных отношений между КНР и США, в фарватере политики которых действует Фердинанд Маркос – младший, — подчеркнул Александр Попов.
Филиппины, подобно своему главному союзнику в регионе, создают различные партнерства в области обороны. Соединенным Штатам государство уже предоставило доступ к своим военным базам. С подачи Маркоса-младшего весной 2024 года Филиппины и Франция договорились начать переговоры об оборонном соглашении, которое позволит двум странам размещать на территории друг друга армейские подразделения для проведения учений. Ведется диалог также с Японией и Германией. Теуку Резашиа отмечает, что Филиппины в перспективе могут вовлечь эти страны в проблемы региона, но пока на уровне проведения совместных поисково-спасательных операций и обмена навигационными данными.