Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Знаменитая регулировщица Великой Победы Лиманская скончалась на 101-м году жизни
Политика
Путин призвал не допустить дестабилизации ситуации на пространстве СНГ
Здоровье
Нарколог рекомендовал начинать новогоднее застолье с мяса и рыбы
Армия
Пленный боевик ВСУ рассказал об обучении стрельбе в Польше на симуляторах
Авто
Dongfeng модернизировал кроссоверы DFSK ix7 для России
Политика
Нарышкин назвал Украину несостоявшимся государством
Мир
В Коста-Рике при крушении легкомоторного самолета погибли пять человек
Экономика
Силуанов анонсировал взвешенную бюджетную политику на ближайшие три года
Общество
Россияне на Новый год предпочтут сюрпризы заказанным подаркам
Спорт
«Вашингтон» одержал победу без Овечкина в составе впервые в сезоне НХЛ
Авто
Продажи Lada 2107 с пробегом выросли на 57,5% в октябре
Наука и техника
Neuralink начала разработку управляемой разумом роботизированной руки
Общество
В Курске суд заключил под стражу британского наемника ВСУ
Мир
В Коста-Рике разбился легкомоторный самолет Cessna с шестью пассажирами
Мир
Лавров указал на отброшенные НАТО приличия в заявлениях о превентивных ударах по РФ
Авто
Автомобили «Москвич» появятся в такси на Кубе
Происшествия
Три человека пострадали при прорыве трубы с горячей водой в Санкт-Петербурге
Мир
Бортников указал на ускоренное внедрение НАТО в регионы Арктики и Балтики
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Национальный туристический портал, на который потратили почти 570 млн рублей, так и не заработал полноценно, рассказали «Известиям» в Народном фронте. Сервис начали разрабатывать почти 10 лет назад, но по данным общественного движения, на сайте есть ошибки, отсутствуют полноценный функционал бронирования и некоторые актуальные туристические направления. В Минэкономразвития отметили, что проект постоянно дорабатывается, а конструктивные предложения, которые помогут усовершенствовать ресурс, лишь приветствуются. Эксперты полагают, что создавать подобные масштабные продукты крайне сложно, и констатировали, что коммерческие ресурсы более гибки и адаптированы к запросам потребителей.

Сервисные ошибки

Ярославская область на национальном туристическом портале отнесена к разделу «Поволжье», хотя традиционно к этому региону не причисляется. В разделе «Центр» оказалась Мордовия, которая географически входит именно в Приволжский федеральный округ. А всего этот раздел на портале включает в себя 11 регионов, хотя официально в ЦФО входят 18.

Это только часть претензий, которые выдвинул Народный фронт в своем мониторинге работы национального туристического портала. Его создавали Минэкономразвития и АНО «Национальные приоритеты» в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Компьютер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Народный фронт в рамках мониторинга эффективности расходования средств на государственные информационные системы давно обращает внимание, что есть примеры порталов, которые создаются при высоких расходах бюджета, а в дальнейшем не развиваются, а иногда и вовсе закрываются через несколько лет простоя, — рассказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.

На портале Russia.travel должна быть представлена единая электронная база объектов российской туристской инфраструктуры, маршрутов и событий, услуг и сервисов. Согласно его концепции, вся информация должна быть доступна и для иностранных туристов, так как портал должен продвигаться не только в России, но и за рубежом.

Согласно подсчетам Народного фронта, на этот ресурс из федерального бюджета с 2015 года было потрачено 569,3 млн рублей. Последняя закупка в 2023 году была направлена на оказание услуг по сопровождению этого сервиса, следует из данных «Бюро расследований Народного фронта».

Лес
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

В числе недочетов портала общественники назвали и отсутствие подробной информации о популярных среди туристов маршрутах в некоторых регионах — например, Санкт-Петербурга, Алтая, Краснодарского края и тихоокеанского побережья Дальнего Востока.

Кроме того, говорится в исследовании общественного движения, есть проблемы и с продвижением портала. Народный фронт провел опрос среди 1,6 тыс. автотуристов — и лишь трое из них находили себе ночлег в дороге через национальный туристический портал.

Впрочем, к функционалу бронирования у общественников тоже есть вопросы. Так, сейчас при попытке бронирования отеля или гостиницы происходит автоматический переход на сайт проекта RUSSPASS. За него отвечает АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы».

«При попытке найти отель в Суздале на портале указаны только пять средств размещения с прямыми ссылками на представляющие их сайты в сети Интернет, в то время как сторонние туристские агрегаторы информации выдают более 50 вариантов средств размещения, а при попытке найти на портале отель в Элисте нет ни одного предложения при фактическом их существовании», — говорится в результатах мониторинга.

Сайт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Ресурс спустя почти 10 лет своего существования работает только на русском языке. При этом, как указали в Народном фронте, в 2023 году почти 30% туристов были гражданами Китая.

— Было бы правильно реализовать функционал портала на китайском языке, — считают там. — Также возможно ввести турецкий (7%), арабский (6,3%) и персидский (4,4%) языки. Для туристов из Индии (2,2% визитов) целесообразно ввести английский язык или хинди.

Ольга Позднякова отметила, что портал всё еще недостаточно популярен среди туристов, несмотря на вложенные в него средства.

— Учитывая, что портал работает только на русском языке и его основная аудитория в России, а также расходы на него свыше полумиллиарда рублей за девять лет функционирования, такой результат видится достаточно низким, — сказала она. — Хотелось бы видеть развитие национального туристического портала, учитывая уже состоявшиеся расходы, реализацию ранее заявленных функций. При текущем резком росте внутреннего и въездного туризма у портала большой потенциал.

Национальные направления

В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что результаты мониторинга ведомство не получало. Вместе с тем там отметили, что приветствуют конструктивные предложения, которые помогут усовершенствовать работу портала, и предложили направить все предложения и замечания на официальную почту ведомства или связаться с министерством по каналам оперативной связи.

— Проект, как любой пользовательский современный сервис, постоянно развивается и дорабатывается, — подчеркнули в министерстве. — За контентное наполнение и редакционную политику национального туристического портала с 2023 года отвечает АНО «Национальные приоритеты», а техническую поддержку и функционал обеспечивает московский цифровой сервис RUSSPASS.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В сервисе RUSSPASS «Известиям» рассказали, что пользователи этого ресурса могут спланировать поездку, забронировать билеты и гостиницу, столик в ресторане, ознакомиться с достопримечательностями городов России и составить свой персональный туристический маршрут.

— Сервис постоянно растет и развивается, становится удобнее для пользователей. Не так давно у нас было масштабное обновление. Уже сейчас на RUSSPASS много уникального контента, который сильно отличает нас от остальных сервисов, — подчеркнули в компании.

В АНО «Национальные приоритеты» в ответ на запрос «Известий» сообщили, что на нацтурпортале опубликовано более 200 идей для путешествий по России, в том числе 84 сценария для поездок выходного дня, 49 автомобильных маршрутов, 45 национальных туристических маршрутов.

озеро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Ежедневно на нацтурпортале обновляются новости и фотобанк, которым бесплатно могут пользоваться все желающие, — сообщили в АНО. — Регулярно появляются новые маршруты и локации в разных регионах. Кроме того, в зависимости от туристического сезона на портале публикуются событийные подборки, а также подборки средств размещения, гастрономических точек притяжения.

В АНО «Национальные приоритеты» добавили, что туристический потенциал страны представлен в виде 11 основных географических направлений.

Перекос рынка

Чтобы понять, почему портал не работает в полную силу, необходимо разобраться, на какие конкретно цели выделялись денежные средства, рассказал «Известиям» руководитель Центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. Вполне возможно, что речь шла лишь о его создании и развитии.

— И он создан, — отметил эксперт. — Скорее всего, в руководящем указании не было прописано, что должен быть определенный оборот, например, проданных услуг с помощью этого портала. Таким образом за счет коммерческого оборота и комиссии можно было бы вернуть государственную инвестицию. Но, вероятно, деньги были просто выделены на разработку.

Сейчас в России, по словам Романа Еремяна, есть множество коммерческих сервисов и агрегаторов.

Сайт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Но если у них появится конкурент в виде государственного туристического портала с почти неограниченными ресурсами, возникнет сильный перекос на рынке, и это исказит конкуренцию, — подчеркнул он. — Такая ситуация будет сильно демотивировать остальных участников конкурентной борьбы к какому-то осмысленному развитию.

Коммерческие порталы работают совсем по иным принципам, нежели созданные на бюджетные средства, обратил внимание вице-президент Альянса турагентств России (АТА) Алексан Мкртчян.

— В коммерческих проектах вращаются реальные деньги. Все крупные системы бронирования работают совсем по другим алгоритмам, где огромные базы данных, а в этом случае портал сделали, потому что была такая задача, — заявил он «Известиям». — Но никогда сверху не сделают лучше, чем коммерческие проекты бронирования. У коммерческих проектов это всё будет намного актуальнее, полнее, реалистичнее и, самое главное, действеннее.

Распространенная причина неработоспособности подобных сервисов — недостаточная популярность у аудитории, отметил директор компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Этот показатель складывается из некачественной рекламы, отсутствия узнавания бренда, неправильной целевой аудитории, — рассказал он «Известиям». — Второй популярной проблемой может быть неудобство сервиса, куда войдут недостатки пользовательского интерфейса, запутанность меню, некачественный дизайн, нехватка информации. Наконец, частой проблемой является неспособность государственного софта быть конкурентоспособным по отношению к рыночным аналогам.

Эти факторы, по словам эксперта, могут усугубляться и сложностью в реализации таких проектов — портал должен обрабатывать в реальном времени сотни разнообразных источников, иметь множество интеграций, а также обеспечивать качественную поддержку пользователей и соблюдать их юридические права.

Читайте также
Прямой эфир