Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Иране сообщили об интеграции платежных систем «Мир» и Shetab
Армия
Российские силы освободили населенный пункт Сокол в ДНР
Мир
При обысках у готовивших госпереворот в Киргизии обнаружили 70 единиц оружия
Мир
Глава МВД Ирана рассказал о процедуре вступления Пезешкиана в должность президента
Мир
«Альтернатива для Германии» отметила важность визита Орбана в Москву
Общество
Прокуратура Бурятии начала проверку после отравления роллами в Гусиноозерске
Общество
Актера Римиса Сидабраса нашли мертвым в квартире в Москве
Мир
Совместные антитеррористические учения КНР и Белоруссии пройдут с 8 по 19 июля
Общество
«Аэрофлот» сообщил об отмене семи рейсов из-за непогоды в Москве
Общество
Выставка «Россия» вошла в топ-10 самых посещаемых мест планеты
Происшествия
Люди могут быть под завалами после взрыва на насосной станции в Волгограде
Мир
Российские борцы отказались от участия в Олимпийских играх в Париже
Мир
Орбан назвал Путина рациональным и сдержанным человеком
Общество
Отравившаяся роллами в Бурятии сообщила о тараканах в заведении
Мир
США нарастили закупки урана из России после решения об отказе от него
Мир
Украина потребовала от МОК аннулировать приглашение на Олимпиаду для россиян
Армия
ВС РФ нанесли удары по складу и стоянке Bayraktar на аэродромах Украины

«Гастролировать по России — самое интересное»

Пианист Сергей Давыдченко — о 100 концертах в год, отличиях китайских музыкантов от российских и перспективах фортепианного импортозамещения
0
Фото: предоставлено пресс-службой ГАСО РТ/Ирина Шымчак
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские музыканты и русская музыка по-прежнему востребованы в Южной Америке. Но главное культурное направление на ближайшее десятилетие — Китай. И нам необходимо вернуться к советской традиции, когда почти в каждой семье было фортепиано. Об этом «Известиям» рассказал победитель Конкурса имени Чайковского пианист Сергей Давыдченко сразу после возвращения из Бразилии и завершения масштабного проекта — записи всех концертов Прокофьева в Казани.

«О негативе в отношении русской музыки не может быть и речи»

— Вы только что вернулись с гастролей, которые проходили в Бразилии. Можете ли рассказать, в каких городах выступали и что играли?

— У нас было три концерта. Два в Рио-де-Жанейро, а третий — в том же штате, но в другом городе, Нова Фрибурго. Программа самая разнообразная: концерт с оркестром Рахманинова, произведения для фортепиано соло и романсы Рахманинова и Чайковского (вокальную партию пела Зинаида Царенко, обладательница Гран-при последнего Конкурса имени Чайковского), цикл «Картинки с выставки» Мусоргского. В камерном амплуа я тоже смог себя проявить: вместе со скрипачом Даниилом Коганом мы играли музыку Чайковского, Сен-Санса и даже Шнитке.

— Практически все, кого вы перечислили (кроме Сен-Санса), — русские композиторы. Как публика принимала эту музыку?

— Бразильская публика теплая, энергичная и, я бы сказал, динамичная. Везде мы срывали овации. Слушатели не скупились на аплодисменты.

— Вы упомянули концерт Рахманинова. А какой оркестр играл с вами его и кто дирижировал?

— Дирижером был наш маэстро Денис Власенко, который сейчас руководит филармоническим оркестром в Самаре. А коллектив местный, из города Барра Манса. Это тоже штат Рио.

— И как вам работа с бразильскими музыкантами?

— Да всё нормально! Есть, конечно, нюансы с пониманием русской музыки: всё-таки нашим исполнителям ее легче играть, чем зарубежным. Но общие впечатления положительные.

— Не было ли в южноамериканской прессе нападок на вас и ваших коллег как на представителей России, а также на русскую музыку? Может, вы сталкивались с какими-то активистами, которые пытались сорвать концерты?

— Ничего такого! И, как я уже сказал, публика принимала нас прекрасно. О каком-либо негативе в отношении русской музыки не может быть и речи!

— Планируются ли у вас новые зарубежные гастроли? Может быть, хотите снова выступить в Южной Америке?

— Хочу, но пока никакой конкретики нет. Однако в целом у меня достаточно интенсивные зарубежные гастроли. В мае мы с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром ездили в Харбин, когда там проходило российско-китайское «Экспо-2024». Туда же приезжал и наш президент, так что у нас получился очень своевременный тур. И там я тоже играл русскую музыку: Концерт Чайковского. В Китай планирую вернуться в сентябре и, возможно, в ноябре. А в октябре буду выступать в Болгарии — мы пока на стадии переговоров, но я уже жду документы для получения визы.

— Да, действительно, нельзя сказать, что ваша гастрольная деятельность ограничивается Россией и ближним зарубежьем.

— Конечно, поездок за границу хватает. Но вообще странно говорить о том, что концертная жизнь, как вы выразились, «ограничивается Россией». У нас необъятная страна, по которой можно ездить и ездить. Какое там «ограничение»! Россия настолько разная! Каждый уголок уникален. Байкал, Сахалин, Карелия... Недавно выступал в Петрозаводске, около Онежского озера. Сильнейшие впечатления! Я бы сказал, что гастролировать по России — самое интересное.

— И всё же нельзя не признать, что и вы, и ваши коллеги в последнее время всё чаще ездите в Китай. Можно ли сказать, что эта страна стала приоритетным гастрольным направлением для российских музыкантов сейчас?

— Полагаю, на ближайшее десятилетие — да, это наш самый мощный культурный партнер. С Китаем налаживаются активные связи. И надеюсь, мы из этих связей извлечем такую же большую пользу, как и Китай.

«За год я дал 100 концертов»

— Существует мнение, что победитель Конкурса имени Чайковского выбирается не только по своим чисто музыкантским качествам, но и во многом исходя из трудоспособности, готовности много играть — чтобы художественный руководитель смотра Валерий Гергиев потом смог с ним активно гастролировать. Можете ли подтвердить или опровергнуть?

— С Валерием Абисаловичем мы с момента конкурса играли неоднократно, и для меня выступать с ним — всегда большая честь. Например, в конце декабря в Мариинском театре был фестиваль «Лики современного пианизма», и я там принимал участие в пяти из 12 программ. Почти в половине! Мы исполняли с маэстро все фортепианные концерты Прокофьева. Сейчас, правда, ситуация немного изменилась в связи с тем, что Гергиев возглавил Большой театр, и его загруженность дополнительно возросла. Но я очень жду и надеюсь, что у меня получится поработать с Валерием Абисаловичем еще не раз.

— Сколько примерно у вас концертов в год?

— Могу даже точно сказать: после конкурса, то есть как раз за год, я дал 100 концертов.

— Не было ли усталости от количества выступлений, не появлялось желания сократить график?

— Это же моя профессия. Зачем сокращать? После Конкурса Чайковского можно и нужно заниматься активной концертной деятельностью.

— Вы упомянули, что зимой сыграли с Гергиевым и оркестром Мариинского театра все фортепианные концерты Прокофьева. А совсем недавно вы их же записали уже для студийного релиза — но с другим коллективом и дирижером: Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и его худруком Александром Сладковским. Какие у вас впечатления от работы и чем отличается интерпретация двух маэстро и их подопечных?

— У меня совершенно замечательное впечатление от работы с ГАСО РТ и Александром Витальевичем. И с ним, как и с Гергиевым, играть — огромная честь. Оба этих дирижера очень любят музыку Прокофьева, прекрасно ее понимают и интерпретируют. И я тоже ее люблю. Оркестры, естественно, совершенно разные, и звучат по-разному. Только как объяснить словами, в чем эта разница — я не знаю. Это всё на каком-то интуитивном уровне.

— Записать пять сложнейших концертов Прокофьева — непростая задача. Сколько времени занял весь процесс?

— ГАСО РТ под чутким руководством Александра Витальевича — настоящие профессионалы своего дела. Некоторые эпизоды писались по несколько раз, но невероятная стойкость оркестрантов и их фанатичная преданность музыке позволили нам сделать запись в рекордные сроки — за три дня.

— На каком лейбле должны выйти записи? Будут ли они доступны за рубежом?

— Насколько я знаю, они выйдут на собственном лейбле оркестра — Tatarstan Symphony. Ну и через стриминги их, наверное, можно будет послушать во всём мире.

— Прошлый большой релиз лейбла — симфонические опусы Рахманинова — вышел не только в цифровой версии, но и на виниле. Планируется ли с прокофьевскими концертами повторить этот опыт?

— Это вопрос, скорее, к руководству лейбла. Но, если запись появится на пластинке, я только за. Сейчас в принципе очевидна тенденция возвращения винила, чему можно порадоваться, поскольку этот формат обеспечивает особенно высокое качество звука. Ну а для меня тема пластинок связана еще с детскими и юношескими впечатлениями. Когда я учился в музыкальном колледже в Минеральных Водах, то посещал там фонотеку, где впервые и столкнулся с проигрывателем. Это были невероятные эмоции!

— Сейчас у вас есть свой проигрыватель?

— Пока нет. Но, если выйдет наша пластинка с концертами Прокофьева, обязательно куплю. Когда еще я себя послушаю на виниле (смеется)!

«В Китае практически в каждой семье есть музыкальный инструмент»

— Важная тема, о которой в последнее время много говорят, — что у нас происходит с музыкальными инструментами. Из-за санкций покупать их стало сложнее, ремонтировать — тоже. Опираясь на ваш гастрольный опыт, как вы могли бы оценить нынешнюю ситуацию с роялями в регионах?

— Везде по-разному. В городах-миллионниках, как правило, никаких проблем нет. В менее крупных населенных пунктах порой не всё так гладко. Хотя, опять-таки, город городу рознь. Недавно я был на Сахалине, и там я увидел практически новый замечательный инструмент Steinway&Sons. А в Хабаровске, расположенном не так уж далеко — уже похуже. Но, в целом, я бы сказал, что ситуация хорошая.

— Тем не менее всё чаще слышно мнение, что нам остро нужно импортозамещение в этой сфере. Согласны?

— Считаю, что российское фортепианостроение должно как минимум покрывать потребности для занятий в классах музыкальных школ и колледжей, то есть в заведениях начального и средне-специального звена. Насчет консерваторий — более сложный вопрос, там всё-таки требуются уже высококлассные инструменты, а делать их массово — задача непростая.

— Раз мы затронули тему музыкального образования, не могу не спросить опять про Китай. Мы видим, что всё чаще и чаще их исполнители побеждают на международных конкурсах. С чем связан феномен китайского пианизма сегодня?

— Денис Леонидович Мацуев в одном интервью, говоря о китайском начальном образовании, сказал, что в Китае практически в каждой семье есть музыкальный инструмент. Отсюда и результат. Это просто кадровая машина. И, конечно, наша задача в том, чтобы у нас стало не хуже. В свое время так было в Советском Союзе. Но потом ситуация сильно изменилась. Собственно, это как раз к вопросу об инструментах: популяризация начального музыкального образования создаст спрос для российских фортепиано, и индустрии будет проще развиваться.

— Чем, на ваш взгляд, китайский пианизм отличается от российского?

— Всем. Но прежде всего, это звук. У нас главное — не виртуозность как таковая, с которой у китайских музыкантов всё прекрасно, а именно выразительность звучания. И чувство, в нем выраженное.

Прямой эфир