Балтийское горе: Эстония не может конфисковать российские активы
Эстония не может применить собственный закон о конфискации замороженных российских активов, сообщили «Известиям» в парламенте страны. В конце мая Таллин принял акт, позволяющий властям изъять их. Однако, по словам парламентария Андрея Коробейника, в прибалтийской республике отсутствует имущество, подлежащее автоматической конфискации в пользу Украины, — по правилам, чтобы его забрать, необходимо доказать причастность владельцев активов к СВО. В экспертном сообществе не исключают, что Таллин в действительности не рассчитывал на реальное применение закона и принял его из политических соображений. О воровстве Западом российского имущества и ответе РФ — в материале «Известий».
Российские замороженные активы в Эстонии
В конце мая Эстония одобрила закон, позволяющий властям конфисковать замороженные активы российских физических и юридических лиц. По оценке МИД страны, в республике заблокировано имущество стоимостью €37–39 млн. Как отметил министр иностранных дел Маргус Цахкна, замороженные активы связаны с транзитом удобрений. Вырученные средства, согласно задумке законодателей, должны быть переданы Украине. Решение об использовании имущества в качестве оплаты за «причиненный ущерб» принимает МИД Эстонии.
С момента утверждения закона прошел почти месяц, однако о судьбе заблокированных в Эстонии активов практически ничего не известно. Заместитель председателя финансовой комиссии парламента Эстонии Андрей Коробейник считает, что применение закона на практике вряд ли возможно. Он пояснил, что российское имущество, подпадающее под санкции ЕС, можно заморозить, но принятый закон не дает автоматической возможности для его конфискации.
— Президент Эстонии провозгласил этот законопроект, но отметил при этом, что для отчуждения имущества недостаточно того, что оно заморожено из-за международных санкций. Потенциальное отчуждение имущества касается тех, кто активно участвовал в совершении военной агрессии или в нарушении норм ведения войны. При этом данные преступления должны быть доказаны. Насколько я понимаю, подобного имущества в Эстонии пока не обнаружено, — заявил он «Известиям».
При этом депутат допустил, что ситуация может измениться при эскалации украинского конфликта.
— В этом случае со временем может увеличиться и количество тех, кого данный закон способен затронуть, — добавил он.
Впрочем, закон о конфискации российского имущества в пользу Украины прямо противоречит положениям международного права и конституции Эстонии — статья 32 Основного закона страны гарантирует неприкосновенность частной собственности. О несоответствии конституции нового эстонского законодательства говорят и местные политики.
— Я голосовал против этого закона, поскольку он нарушает конституцию. Нельзя вот так конфисковать частное имущество, это против закона, — сказал «Известиям» депутат эстонского парламента Калле Грюнталь. — В случае отъема собственности следует обратиться в административный суд. В Эстонии конституция уже не совсем действует, но суды остаются местом, где можно защитить свои права.
«Известия» запросили комментарии МИД Эстонии и посольства республики в Москве.
Не исключено, что новый закон служит пропагандистским инструментом в гибридной войне ЕС против России. Еще в 2023 году глава МИД Маргус Цахкна подчеркивал, что Эстонии важно первыми в Евросоюзе узаконить конфискацию замороженных российских активов. Недавно премьер-министр Кая Каллас выразила надежду, что Таллин, разработав подобный закон, сможет стать «примером для остальных». Эстонский политолог Игорь Розенфельд считает, что принятый закон следует воспринимать как политическую акцию правящей в Эстонии Партии реформ и лично Каи Каллас.
— Известно, что Эстония с начала боевых действий занимает жесткую позицию в отношении России. Такого же мнения придерживаются и другие страны, в частности, Латвия, — заявил он «Известиям». — Кроме того, этот закон ярко демонстрирует позицию Эстонии и Каи Каллас, претендующей на пост верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Конфискация прибыли с активов в ЕС
Тема использования замороженных суверенных и частных российских активов для помощи Украине активно обсуждается на Западе с начала СВО. Большая их часть (свыше €200 млрд) заблокирована на территории Евросоюза. В Брюсселе подчеркивают, что не готовы изымать сами российские активы из-за отсутствия соответствующей правовой базы. Они могут быть конфискованы в общественных интересах с выплатой справедливой компенсации, как это предусмотрено в Регламенте (ЕС) 269/2014. Этот способ исключает произвольное отчуждение.
По этим причинам в ЕС сконцентрировались на использовании прибыли от активов, что, впрочем, также противоречит международному праву. В мае Совет ЕС утвердил решение, позволяющее оплачивать из этих средств военную помощь Украине. Члены сообщества договорились, что 90% доходов, которые будут перечисляться депозитариями в бюджет ЕС дважды в год, пойдут в Европейский фонд мира, предназначенный на военные нужды Киева. Остальные 10% должны быть направлены на программы ЕС по восстановлению Украины. В Брюсселе пообещали, что 3 июля направят в Европейский фонд мира первые €1,4 млрд. Еще €1 млрд будет передан до конца этого года. Деньги пойдут на покупку систем ПВО и боеприпасов для Украины, а также на поддержку ее оборонной промышленности.
Кроме того, в середине июня страны G7 договорились предоставить Украине до конца года кредиты на сумму $50 млрд, которые будут выделены под гарантии прибыли от замороженных российских активов. Министр экономики и финансов Италии Джанкарло Джорджетти уточнил, что ЕС профинансирует от 50 до 60% кредита. К слову, ради того, чтобы Украина могла погашать кредит даже в случае отмены санкций против РФ, Евросоюз обсуждает возможность изменения механизма продления ограничений.
Глава минфина Бельгии Винсент ван Петегем, в свою очередь, отмечал, что Брюссель считает важным вопрос о распределении рисков. «Это ключевой момент во всей дискуссии», — пояснил он. Стоит отметить, что в Бельгии в международном депозитарии Euroclear находится около 70% всех замороженных зарубежных российских активов. По оценке Минфина РФ, иностранные государства заблокировали активы примерно на $300 млрд.
Вопрос выделения кредита на $50 млрд обсуждался и на саммите лидеров ЕС в Брюсселе 27 июня. К дискуссии подключился президент Украины Владимир Зеленский, прибывший на саммит. В четверг он также подписал с руководством ЕС соглашение о гарантиях безопасности для Киева на 10 лет, в частности, предусматривающее проведение Киевом и Брюсселем «срочных консультаций в течение 24 часов». Украина также подписала двусторонние соглашения по безопасности с Литвой и Эстонией.
Попытки отчуждения активов в США и Канаде
Шаги в сторону отъема российских активов предприняли и союзники европейских стран — США и Канада. Однако Вашингтон и Оттава разработали более радикальное законодательство. Так, в конце апреля Соединенные Штаты приняли так называемый REPO Act — он дает президенту право принимать решение об изъятии находящихся в США активов без учета позиции парламента. Средства от их продажи будут направляться в специально созданный Фонд поддержки Украины. Изъятие государственных активов противоречит принципу иммунитета суверенного имущества стран, однако в администрации президента Джо Байдена заявляют, что Белый дом пока не торопится применять закон.
Что касается Канады, она остается единственной страной G7, в которой разработан механизм конфискации частных активов без необходимости выплаты справедливой компенсации. Согласно законодательству, изъятие имущества подсанкционных лиц осуществляется в судебном порядке по заявлению главы МИДа страны, который предварительно издает указ об аресте этого имущества. Конфискованные средства можно перевести в том числе на восстановление иностранного государства, в частности, Украины.
Однако пока этот механизм фактически не используется. Известно лишь о двух громких случаях ареста и последующей процедуры конфискации имущества лиц, против которых ввели санкции. Например, в конце 2022 года было арестовано $26 млн компании Granite Capital Holdings Ltd, владелец которой — предприниматель Роман Абрамович. Два года назад в Торонто был арестован самолет Ан-124 «Руслан», принадлежащий компании «Волга-Днепр». Оттава обещала передать его Киеву, но пока это не удается. В прошлому году российская фирма подала в суд на власти Канады с требованием отмены санкций и возвращения своего имущества.
Следует отметить, что парламент Канады продолжает рассмотрение законопроекта, призванного усовершенствовать механизм изъятия иностранных средств. Его внесли в сенат еще осенью 2023 года, однако пока он так и не был принят.
Ответ России на изъятие активов
Российское руководство не раз заявляло, что считает воровством возможный отъем ее замороженных активов. Кроме того, Москва подчеркивает: этот недружественный шаг отрицательно отразится на самих западных странах. Например, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отмечал, что изъятие активов и ответные действия Москвы станут «солидным гвоздем в гроб» западной экономики. Глава Европейского центрального банка Кристин Лагард признавала, что конфискация российских активов носит серьезные юридические риски. Кроме того, по ее словам, позиции евро в международных финансах слабее, чем у доллара.
При этом Россия уже предпринимает конкретные меры против недружественных шагов Запада. 23 мая Владимир Путин подписал указ, согласно которому суды получили право использовать американское имущество в РФ для компенсации ущерба от изъятия российских активов в США. Речь идет о находящемся в нашей стране движимом и недвижимом имуществе американских компаний и граждан, а также о принадлежащих им ценных бумагах, долях в уставных капиталах российских компаний и других имущественных правах США и американцев в России.
Также ожидается, что РФ может конфисковать западные ценные бумаги, которые хранятся на специальных счетах, и заблокировать небиржевые активы, принадлежащие недружественным странам. Речь идет об отчуждении ценных бумаг, которые хранятся на специальных счетах типа «С». По подсчетам российских СМИ, РФ может конфисковать у западных стран около $288 млрд, большая часть которых приходится на страны ЕС.