Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Экономика
Каждый второй опрошенный россиянин рассказал о формировании накоплений
Происшествия
Пожар в Свердловской области на складе с горюче-смазочными материалами потушен
Мир
Чемпион мира по греко-римской борьбе Цурцумия умер в возрасте 27 лет
Мир
Погранслужба Украины сообщила о задержании 10 уклонистов в пшеничном поле
Мир
Сенатор увидел в риторике Киева намеки на возможность урегулирования конфликта
Мир
Авиация коалиции США 15 раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Туризм
Саудовцы оформили рекордное количество электронных виз в РФ в июне
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетном обстреле со стороны «Хезболлы»
Общество
Суд зарегистрировал административный протокол на основателя The Insider
Экономика
В Минэкономразвития сообщили о замедлении инфляции в России
Мир
Во Франции неизвестные украли легендарный меч Дюрандаль
Мир
Google поставил новый рекорд по выбросу парниковых газов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мошенники стали использовать на маркетплейсах очередную схему обмана пользователей — об этом предупредили в МВД. Злоумышленники задействуют в ней фейковые аккаунты продавцов, которые необходимы для хищения денег у потенциальных жертв. Подробности о том, как работает новый мошеннический сценарий и какие способы защиты существуют, читайте в материале «Известий».

Взлом и фейк

Информация о том, что мошенники стали использовать на маркетплейсах очередную схему обмана пользователей, появилась в официальном Telegram-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России.

«Аферисты взламывают личные кабинеты пользователей, оформляют заказы у фейковых продавцов и списывают таким образом средства с привязанных к чужим профилям банковских карт», — говорится в сообщении.

Маркетплейсы могут стать удобным местом для обмана пользователей, поскольку мошенники применяют привычные им методы манипуляции, рассказывает в беседе с «Известиями» консультант по информационной безопасности компании R-Vision Александр Черненко.

полиция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

По словам специалиста, многие покупатели привязывают свои банковские карты к маркетплейсам, чтобы упростить процесс покупки товаров. Однако такой способ оплаты не всегда безопасен. Дело в том, что при этом не требуется вводить проверочный код от банка и подтверждать оплату. Это дает возможность мошенникам оформлять заказы на маркетплейсах и красть деньги покупателей.

Также многие операции, например оплата с карты, могут происходить автоматически и отображаться только в личном кабинете, а значит, если у человека не установлены уведомления, то эти операции для него будут не видны в обычном режиме, — дополняет ведущий GR-менеджер, специалист по нормативно-правовому регулированию ИБ компании «Код безопасности» Александра Шмигирилова.

Продавцы с подвохом

Мошенническая схема на маркетплейсах, описанная управлением МВД России, связана со взломом учетных записей покупателей — именно это отличает ее от многих других популярных схем обмана, где злоумышленники пытаются обвести жертву вокруг пальца без использования учетных данных.

— Это связано с тем, что взламывать личные кабинеты в принципе может быть сложнее, особенно если подключены двухфакторная аутентификация и все необходимые защитные меры, — поясняет «Известиям» руководитель направления аналитических исследований в Positive Technologies Ирина Зиновкина.

В свою очередь, эксперт Kaspersky Fraud Prevention Кирилл Кулаков обращает внимание, что в новом сценарии злоумышленники используют комбинированный подход с сочетанием фишинга и фейковых продавцов. Такие продавцы могут казаться легитимными и даже иметь какое-то количество положительных отзывов, которые, впрочем, также могут являться фейковыми.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В итоге для того, чтобы новая схема работала, мошенникам нужно, с одной стороны, создать фейковый аккаунт продавца, прописать его в системе, чтобы операция выглядела правдоподобно, а потом уже, взломав личный кабинет клиента, оформить «покупку» у данного продавца на максимально возможную сумму, отмечает Александра Шмигирилова.

— Здесь многое зависит от процессов верификации и отслеживания деятельности продавцов на конкретных маркетплейсах, — говорит Кирилл Кулаков. — Использование таких платформ для проведения транзакций затрудняет дальнейшее обнаружение и отслеживание мошенников.

Арсенал уловок

Между тем схема с фальшивыми продавцами — опасный, но далеко не единственный инструмент, при помощи которого злоумышленники пытаются обманывать пользователей. В частности, по словам Александра Черненко, раньше мошенники активно рассылали фишинговые письма со скидками.

— В них содержались ссылки, переходя по которым пользователи могли сделать заказ и тем самым перевести деньги мошенникам, — говорит собеседник «Известий».

Кроме того, злоумышленник мог притвориться сотрудником технической поддержки — увидеть отзыв клиента и написать ему по доступным контактным данным с выгодным предложением или извинениями. В сообщении также могут быть вложены QR-код или фишинговая ссылка для оплаты доставки и других списаний средств.

Еще одна схема в арсенале мошенников с маркетплейсов выглядит следующим образом: потенциальным жертвам предлагали заработать на отзывах или заказывать товары, а затем отменять заказы для повышения рейтинга магазина. Для этого нужно было внести первоначальный депозит и указать платежные данные для перевода «зарплаты». После этого люди теряли внесенные деньги или даже средства с банковской карты.

гаджеты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Не стоит забывать и про продажу реплик под видом настоящих товаров с большой скидкой, — отмечает Александр Черненко.

Все эти разнообразные схемы несут в себе большое количество рисков для пользователей, говорит Кирилл Кулаков. В первую очередь это финансовые потери: покупатели могут заплатить за товар, который не будет отправлен, или получить подделку вместо оригинального продукта. Также возможна кража персональных данных пользователей: злоумышленники могут получить доступ к личной информации, такой как номера кредитных карт, адреса и телефоны.

— Это в свою очередь может привести к кражам и другим видам мошенничества, — подчеркивает эксперт. — В результате таких действий возникает угроза потери доверия пользователей как к конкретному маркетплейсу, так и к сфере интернет-торговли в целом.

Механизмы защиты

Для того чтобы защититься от мошенников на маркетплейсах, специалисты советуют соблюдать определенные правила безопасности. Так, по словам Ирины Зиновкиной, в первую очередь необходимо подключить к аккаунту на маркетплейсе (да и вообще к любому аккаунту на всех ресурсах) все предлагаемые меры по безопасности, например двухфактурную аутентификацию.

— В этом случае, даже если у злоумышленника будет ваш логин и пароль, то он не сможет зайти в учетную запись без дополнительного фактора, — поясняет собеседница «Известий».

Кроме того, специалист напоминает о важности соблюдения правил кибергигиены: не стоит переходить по сомнительным ссылкам, даже если там обещают большие скидки, а также не нужно никому сообщать конфиденциальную информацию, в том числе коды из СМС. В свою очередь, Кирилл Кулаков советует завести отдельную банковскую карту для совершения покупок онлайн и перед каждой покупкой переводить на нее нужную сумму.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Не используйте однотипные пароли для разных сайтов, а существующие пароли лучше регулярно менять, — рекомендует эксперт. — Также не стоит забывать об использовании защитных средств, которые позволят своевременно предотвратить фишинговые атаки.

По словам Александра Черненко, непосредственно на маркетплейсах перед совершением покупки важно изучить рейтинг и отзывы о поставщиках — причем не только на самой торговой площадке, но и в других источниках в интернете. Это поможет избежать покупки в фейковых магазинах.

В случае если с пользователем связывается техническая поддержка через мессенджеры, телефон или почту, то лучше перезвонить в маркетплейс и написать на электронную почту, указанную на сайте маркетплейса в разделе «Контакты». Также, если аккаунт уже взломан и производятся списания денежных средств, необходимо заблокировать банковскую карту, написать и позвонить в поддержку банка, а также в поддержку маркетплейса, заключает специалист.

Прямой эфир