К вершинам — сплавы: чем интересна Кубань без Черноморья
Краснодарский край традиционно связывают с пляжным отдыхом, но теплое Черное море далеко не единственный дар здешней природы отпускнику. Термальные источники, альпийские луга, водопады, чайные плантации, неприступные ущелья... Ради этих красот стоит приехать на юг страны. Корреспондент «Известий» вместе с проектом «Медиаразведка» сервиса «Туту.ру» вышла за рамки стереотипов и узнала Кубань с самых неожиданных ракурсов.
От Минвод до Кубани
Добраться до Краснодарского края можно из соседнего — Ставропольского. Десант медиаразведчиков любезно приняла воздушная гавань имени Михаила Лермонтова в Минеральных Водах. Наш полет бортом «Уральских авиалиний» длился 3 часа 15 минут. Примерно столько занимает путь до поселка Мостовского, куда мы направлялись на ночлег. Поэтому разведчики заехали подкрепиться в ресторан «Уголь». Место по ценам вполне приемлемо и не уступает пафосным заведениям ближайших Пятигорска и Кисловодска. Чего стоит только сырный суп в хлебе и салат из приготовленных на костре овощей. В заведении основной упор делают на гриль — отсюда и название. Мясо перед приготовлением на углях маринуется по особой технологии, томится в специальных печах от 8 до 12 часов. В меню есть модные теплые салаты, но северянам все-таки лучше выбрать овощные ассорти. Зелень, помидоры, огурцы и перец выросли под ласковым краснодарским солнышком и совсем не похожи на пластиковый ассортимент продуктовых магазинов средних широт. На живописные поля, дающие прекрасный урожай, любуемся в окно микроавтобуса по дороге к месту ночлега.
Но вот и Кубань. База отдыха «Распутин» удивила прежде всего тем, что не ожидаешь встретить постоялый двор высокого уровня в месте, удаленном от магистральных дорог и морского побережья. Первая ассоциация по прибытии — с турецкими семейными отелями. Здесь наблюдается полный набор характерных персонажей, иллюстрирующих эволюцию супружеской жизни: постоянно целующиеся молодожены; сосредоточенные родители с детьми; и, наконец, седовласые супруги, которые утром раньше всех выходят к бассейну с термальной водой — главной местной фишкой.
Термальные источники в Мостовском районе привлекают любителей здорового отдыха круглый год. Вода в бассейны набирается из скважины, глубина которой 1340 м, фильтруется, очищается, обеззараживается хлором. Летом отдыхающие плещутся при температуре 36°, а зимой — при 38–39°.
Получить свой заряд здоровья можно и в номере под душем, где тоже течет термальная вода. Мягкая на ощупь, она делает кожу гладкой, а волосы шелковистыми. Однако бесконтрольно увлекаться термами нельзя — есть у них противопоказания, о чем сразу предупреждают сотрудники базы. Состав воды, рекомендации и предостережения красуются на видном месте.
Трекинг и сплав
Утром едем в поселок Псебай, чтобы совершить восхождение на хребет Герпегем. Здесь нашими гидами становятся начальник отдела разработки туристических маршрутов Михаил Манвелов и писатель, краевед, директор псебайского историко-краеведческого музея «Непокоренные горы» Владимир Ассовский.
Герпегем по местным меркам считается невысоким — всего 1211 м. Маршруты к его вершине большей частью пешеходные, занимают от трех до четырех часов в зависимости от уровня подготовки туристов. Но на Герпегеме проводятся сборы, тренировки, соревнования и для любителей горных велосипедов.
Шагаем (а когда и карабкаемся) вверх по тропинкам вдоль альпийских лугов, поросших душистым чабрецом, мятой и другими травами, запах которых кружит голову.
— Вы находитесь в одном из наиболее удивительных мест России, — рассказывает Владимир Ассовский. — Мостовский район — самый большой по площади в Краснодарском крае. Здесь находятся две территории ЮНЕСКО, которая отметила их как всемирные памятники дикой природы. Это Восточный отдел Кавказского государственного биосферного заповедника и Тхачский горный массив, расположенный на границе с Адыгеей.
В живописных местах, по словам нашего рассказчика, природа сохранена почти в первозданном виде: чистейшая вода, высокогорные озера, хрустальные водопады до 50 м в высоту. На горизонте виднеется хребет Шахан, через который когда-то проходила северная ветка Великого Шелкового пути. Притягивает взгляды гора Ятыргварта, самая высокая в окрестностях (2780 м) — ее заснеженные вершины задевают облака.
В заповедных местах Мостовского района — самое большое скопление зубров в Восточном отделе Кавказского государственного биосферного заповедника: порядка тысячи. По словам Ассовского, эти благородные животные — памятник человеку, который на заре прошлого века сначала уничтожил их популяцию на Кавказе, а потом восстановил. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Германия передала Советскому Союзу единственного зубра исчезнувшей популяции по кличке Бодо. Его скрестили с зубрицами херсонского заповедника «Аскания-Нова» и Беловежской Пущи. Так удалось восстановить популяцию в Краснодарском крае.
— Когда шла великая битва за Кавказ, 4-я горная гитлеровская дивизия «Энзиан» безуспешно пыталась прорваться к морю. Враги хотели уничтожить и зубров, охотились за ними, но егеря Кавказского биосферного заповедника спасли животных, — говорит Владимир Ассовский.
Спускаемся вниз, забираем влево и попадаем на Водопад желаний. После жаркого солнца он в буквальном смысле остужает самые горячие головы. Местные жители считают, что если умыться ледяной водой, то мечты гарантированно сбудутся. Наше главное желание после марш-броска — восстановить силы после восхождения и зарядиться энергией перед сплавом на рафтах по реке Малая Лаба на участке Псебай – Шедок.
Мечты сбылись благодаря обеду на природе, заказанному поварам ресторана «Моря предгорья». Кухня специализируется на продуктах местного производства.
Корреспондент «Известий» не самый лучший пловец, сплавляться на рафте по горной реке не собиралась. Но в последний момент села на бортик в чем была — шортах и футболке, потому что специальная одежда показалась мне не очень красивой. Инструкторы «Рафтинг-тура» Константин и Кирилл выдали участникам весла и провели подробный инструктаж по технике безопасности.
С точки зрения новичка поначалу сплав немного напоминал лодочную прогулку в парке имени Горького. Только по водной поверхности течением несло коряги и бревна.
— Гребем вперед! — командует инструктор. — Мощно гребем!
В нас полетели первые ледяные брызги — температура воды в начале июня колеблется от 6 до 10 градусов. А когда Константин призвал грести как можно мощнее, мы поняли, что лодка рискует опрокинуться в бурный поток, если не дать волю веслам. Все-таки пороги примерно третьей категории сложности (максимум здесь — шесть категорий).
Не сказать, что час пролетел как одна минута, но к середине пути ледяные волны уже не пугают. Руки привыкают к веслу, и лишь иногда обращаешь внимание на то, что уже вымок до нитки. Все-таки гидрокостюмы и специальную обувь неслучайно придумали.
Гуамское ущелье и Орлиная полка
Утром отправляемся в хутор Гуамка, что в Апшеронском районе, чтобы совершить увлекательную прогулку на экскурсионном паровозике по окрестностям Гуамского ущелья. В дороге любуемся на огромные валуны, о которые разбивается в пену зеленоватая вода; фотографируем скалы, поросшие реликтовым лесом; ищем взглядом орлов, парящих высоко в небе. В ущелье немало пещер. Говорят, что в одной из них живет монах, к которому местные жители совершают длинный путь за благословением и в поисках утешения. Высота скал доходит до 400 м, поэтому сюда для тренировок по скалолазанию приезжают любители этого вида спорта.
Трудяга-паровозик толкает вагончики по ущелью каждый день до 18:30, кроме вторника. Когда он отдыхает, у туристов появляется возможность проделать весь путь от начала маршрута пешком, только уже бесплатно.
Во второй половине дня едем в окрестности поселка Мезмай, откуда наш путь лежит на знаменитую Орлиную полку — естественный уступ на горе Ленина. Когда-то гордые птицы вили здесь свои гнезда — отсюда и название. Однако в последние годы орлам пришлось перебраться выше, поскольку с развитием соцсетей на оригинальную смотровую площадку зачастили туристы и блогеры. При подъеме надо помнить, что рядом обрыв, а в темное время суток вообще лучше не соваться.
— В дождливую погоду следует особенно быть начеку — ноги скользят по сырой земле. Поэтому лучшая обувь для прогулки на Орлиную полку — трекинговые кроссовки, — предостерегает Михаил Манвелов.
После прогулки было неловко подниматься в грязных кроссовках по чистеньким ступенькам аккуратного отеля «Лаванда», где мы остановились. Так и хотелось спрятать ноги под щедро накрытый для путешественников стол. Нежный стиль прованс, дополненный красивыми картинами и предметами декоративного искусства, которые владелец покупает у студентов краснодарских художественных учебных заведений, никак не сочетался с походным видом разведчиков. «Ничего страшного. Это же горы. Оттуда чистым не выйдешь», — успокоила сотрудница отеля.
Парк Галицкого
Наутро мы покинули гостеприимное место. Еще три часа в пути по дорожному полотну и медиаразведка высадилась в Краснодаре. Этот город, где 116 солнечных дней в году, пользуется огромной популярностью у туристов. А, пожалуй, самого известного краснодарца — Сергея Галицкого, — называют последователем купцов-меценатов конца XIX — начала XX столетий. На его средства построен напоминающий Колизей стадион «Краснодар», где проходят домашние игры одноименного футбольного клуба. Под крылом мецената — футбольная Академия для школьников, ее еще именуют спортивным Хогвартсом. А самое большое впечатление на разведчиков произвел парк «Краснодар», который в народе именуют парком Галицкого.
— Я вижу ваши квадратные глаза и понимаю ощущение, что вы сейчас находитесь на другой планете, — снисходительно комментирует реакцию путешественников экскурсовод Андрей Ступаченко, «угощая» нас достопримечательностями.
Раньше на месте парка «Краснодар» был район, который в народе именовали Табачкой — по расположению табачной фабрики. Здесь зиял пустырь, на конечной остановке разворачивался и возвращался в город троллейбус, неподалеку цвели подсолнухами поля. Теперь на площади в 22,7 га — несколько десятков оригинальных зон и арт-объектов. Лучшее место для селфи — «Перевернутая капля», которая символизирует долю секунды, застывшую в металле. На философские размышления наводит инсталляция «Искусственная среда» — иллюстрация того, как компьютерные технологии всё больше проникают в нашу жизнь. А смотреть во все глаза на «Парад планет» лучше всего поздно вечером, когда арт-объект красиво подсвечивается и создается иллюзия космического пространства.
К знаковой достопримечательности парка Японскому саду идем по аллее калифорнийских кипарисов, прячась от палящего солнца. Охлаждаемся возле фонтанов, каждый из которых — настоящее произведение искусства. Один из самых оригинальных — «Бугенвиллия», названный так по наименованию растения, которое вьется по внутренним стенам водного сооружения.
Посещение Японского сада бесплатное, как и всех объектов «Краснодара». Но чтобы попасть на территорию этого экзотического места, надо заранее получить QR-код — слишком много желающих полюбоваться уникальными сооружениями и насаждениями.
За чаем в Мацесту
От Краснодара до Сочи 4,5 часа на «Ласточке». Наша цель в главном курортном городе — не пляж. После дегустации мясных и рыбных деликатесов в ресторане «Горыныч» едем на плантации чайной фабрики «Мацеста чай». Они притаились между горными массивами Кавказского хребта. На производстве помимо современного используется оборудование, которое верой и правдой служило еще в советские времена. Оно чудом уцелело, когда в разгар перестройки чайная индустрия пришла в упадок. По словам экскурсовода Алексея Артамонова, плантации тогда заросли сорняками и только в начале нулевых предприниматель Константин Туршу возродил отрасль. Теперь любо-дорого смотреть на стройные ряды чайных кустов, которым 70–75 лет (средний возраст этого растения — 100–150 лет).
Мацестинский чай хоть и самый северный среди своих собратьев (индийского, китайского и др.), но по вкусу не уступает заморским сортам. Самый полезный — майского сбора. Считается, что к этому времени отдохнувший за шесть месяцев куст накапливает в глянцевых листочках все самые необходимые для здоровья вещества. А чтобы получить максимум пользы от любого чая, специалисты советуют учитывать температуру воды при заваривании.
— Она должна совпадать с температурой, при которой чай запекается в печи при производстве, — рассказывает Артамонов. — Для черного это практически 100 градусов, поэтому заваривать его можно даже крутым кипятком. А зеленый чай готовится при температуре 75–80 градусов по японской технологии пропаривания, что позволяет сохранить своеобразный морской аромат и витамин B2 (рибофлавин). Так что заливайте его водой не выше 80 градусов.
Перед чаепитием эксперт рекомендует по русской традиции чай… поженить. Из заварника напиток наливают в чашку, а из чашки переливают обратно в заварник. И так три раза. Это не просто церемония: происходит процесс аэрации (напиток насыщается кислородом), раскрывается весь вкусовой ароматический букет, а польза чая возрастает.
В поисках счастья
После экскурсии по чайным плантациям делимся впечатлениями в глэмпинге «Лучшее место», девиз которого — «Занимайтесь счастьем». Указатель с такими словами обнаруживаю по пути в свой шатер. Счастье уже в том, чтобы в прохладный вечер посидеть у костра на берегу протекающей по территории глэмпинга реки Малая Хоста, а затем после ужина растянуться на широкой кровати с подогревом. Рано утром просыпаюсь под пение птиц, в окошко заглядывает рассветное солнце. Предприниматель Анна Сенина открыла глэмпинг в 2020 году, когда в разгар антиковидных мер удаленщики потянулись из больших городов на природу.
Это место находится в реликтовой тисо-самшитовой роще Сочинского национального парка. К сожалению, большая часть уникального самшита колхидского погибла после того, как в Краснодарский край во время подготовки к Олимпиаде попал со стройматериалами опасный вредитель — огневка самшитовая. Мечта неравнодушных людей — восстановить былое великолепие для грядущих поколений. Для этого потребуются даже не годы, а столетия, поскольку уникальные деревья очень медленно растут. Вот и Анна выхаживает на территории глэмпинга саженцы самшита, в тени которых можно будет отдохнуть лишь через 200 лет.
Заключительный пункт нашей программы — скайпарк «Сочи» — территория приключений на высоте. По словам менеджера по связям с общественностью Ольги Полетыко, здесь каждый находит свой уровень экстрима. Кто-то просто прогуливается по самому длинному в России подвесному пешеходному мосту (439 м) на высоте 220 м над землей и 330 м над уровнем моря. Другие штурмуют скалодром и веревочный парк. А наиболее смелые отправляются на самые высокие в мире качели со свободным падением (170 м) и несутся над Ахштырским ущельем, на отвесных скалах которого цветут магнолии и рододендроны.
Пощекотать нервы можно и сиганув вниз головой с площадки банджи-джампинга. Подготовка длится дольше, чем сам прыжок, — безопасности уделяют большое значение. Важно, что у разных аттракционов есть ограничения: для детей и подростков, а также по состоянию здоровья. А вот возрастного предела в сторону бесконечности не существует. Самый желанный гость скайпарка — 94-летний житель подмосковного Домодедово Борис Графов. Радость свободного падения в заповедном месте он испытывал 10 раз!
— Это очень крутой дедушка, он приезжает в Сочи зимой, — рассказывает Ольга. — Борису Михайловичу нравится адреналин, ощущение свободного падения. Когда его поднимают наверх, он читает стихи собственного сочинения о сочинской природе.
Наиболее отважные медиаразведчики тоже с восторгом «рухнули» в ущелье. А самые осторожные ограничились прогулкой по мосту и потом пожалели об упущенных возможностях. Но — какие наши годы!