Квартирное падение: экс-министр сел на пять лет из-за жилья для сирот
За провал целевой программы обеспечения жильем детей-сирот экс-министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин получил пять лет лишения свободы. Кировский райсуд Саратова огласил приговор 14 мая. Чиновника признали виновным в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, Тепин сознательно не изменил методику расчета стоимости квадратного метра льготного жилья. В итоге она оказалась существенно ниже рыночной, подрядчики отказывались от участия в аукционах по строительству домов для льготников. Как результат, почти 300 млн рублей остались неосвоенными, а 407 сирот не получили свои квартиры. Почему происходят подобные ситуации и где еще остра проблема с жильем для сирот, разбирались «Известия».
Сирота саратовская
Экс-министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин приговорен к пяти годам лишения свободы за нарушения, связанные с выделением жилья детям-сиротам. Такое решение 14 мая вынес Кировский районный суд Саратова.
По версии следствия, Тепин, будучи в 2014–2018 годах министром строительства и ЖКХ, не сделал ничего, чтобы скорректировать методику формирования закупочных цен на жилье для детей-сирот. Как результат, эта цена была существенно ниже рыночной, и подрядчики отказывались строить жилье себе в убыток.
— Отсутствие желающих участвовать в строительстве привело к тому, что 299 млн рублей, выделенных из регионального бюджета на реализацию программы, не были освоены, — отметили в Следственном управлении СК РФ по Саратовской области. — В результате без жилья остались 407 саратовских детей-сирот, чем причинен существенный вред их правам и законным интересам.
В Саратовской прокуратуре добавили, что Дмитрий Тепин «не обеспечил надлежащий контроль за передачей однокомнатных квартир для детей-сирот, имеющихся в государственной собственности, что повлекло передачу 352 жилых помещений в пользу других лиц».
Сам Дмитрий Тепин заявил суду, что очередь детей-сирот на получение квартир увеличилась из-за «хронического недофинансирования».
— Мне давали 1,8 млрд рублей на всю программу предоставления жилья разным категориям граждан. Мы вынуждены были кроить их, выделяя самые приоритетные направления. Мы били во все колокола, стучались в областную думу, федеральные ведомства, — сказал во время процесса Дмитрий Тепин.
По его словам, к 2023 году региональный минстрой добился увеличения финансирования. Тогда на одну только программу по жилью для сирот было выделено 2,5 млрд рублей. Однако на тот момент Тепин уже ушел из правительства.
Адвокат Тепина Таймураз Тотиков подчеркнул, что его подзащитный неоднократно докладывал бывшему губернатору региона Валерию Радаеву об уменьшении числа квартир для льготных категорий граждан. Так, по данным защитника, в 2014 году из 740 сирот жилье или компенсацию за него получили только 577. В 2015 году плановых показателей тоже не достигли.
— Тем не менее подпрограмма была оценена как умеренно удовлетворительная, — добавил адвокат. — При этом каждый отчет подписывал лично глава региона.
«Я работал честно…»
Дмитрий Тепин согласился с тем, что изменение методики формирования закупочной цены жилья для детей-сирот действительно требовалось. По его словам, он сам неоднократно говорил об этом на совещаниях в правительстве, писал письма губернатору и в федеральный минстрой. Его адвокат в ходе судебного следствия зачитал письмо губернатора Валерия Радаева к премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором говорилось, что средняя стоимость квадратного метра для строительства льготного жилья в регионе — одна из самых низких. И что из-за этого застройщики отказывались от участия в аукционах.
— Это письмо было написано после увольнения Тепина. Но это показатель того, что с его уходом ничего не изменилось. Министр другой — проблемы остались, — заметил Таймураз Тотиков.
Дмитрий Тепин подтвердил, что методика, за которую его осудили, и сейчас применяется в регионе.
— Выходит парадокс: я виноват, что применял неправильную методику, а она используется до сих пор, — сказал он.
В последнем слове Дмитрий Тепин заявил, что уверен в своей невиновности.
— Я работал честно, — резюмировал экс-министр.
Но суд признал Тепина виновным в злоупотреблении должностными полномочиями. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии общего режима. Также суд запретил ему занимать государственные должности в течение двух лет.
Второй адвокат осужденного Елена Левина заявила, что защита несогласна с приговором и будет его обжаловать.
— Я очень надеюсь, что мы добьемся справедливости если не в апелляции, то в кассации, — сказала адвокат.
Жилищное неравенство
Обеспечение жильем детей-сирот — это обязательство государства, которое прописано в федеральном в законе, рассказал «Известиям» эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Однако установить конкретного виновного в том, что бывшие детдомовцы после интерната остаются без крыши над головой, бывает трудно.
— Это связано с отсутствием гибких форм планирования и выкупа жилья у застройщиков, а также недостаточной координацией между уровнями власти, — отметил эксперт. — Цену на квадратный метр устанавливает федеральный минстрой, реестром детей-сирот занимается Минтруд, деньги идут из федерального бюджета, организацией процесса занимаются региональные чиновники.
Однако системные издержки не снимают ответственности с должностных лиц даже с учетом сроков давности, считает Павел Склянчук.
— В этом контексте дело саратовского чиновника послужит уроком для аналогичных органов власти в других регионах, — заключил он.
По словам первого уполномоченного по правам ребенка при президенте России, а ныне исполнительного директора благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексея Голованя, проблема с жильем для детей-сирот в Саратове типична для половины российских регионов. Самыми проблемными остаются Кемерово, Алтай, Хабаровск, Саратов — здесь, по данным эксперта, очереди самые большие в стране.
— Основная проблема заключается в том, что льгота на жилье для сирот установлена федеральным законом, а расплачиваться за нее должны субъекты, — отметил эксперт. — Федеральные деньги на это выделяются лишь в виде субсидии, которая составляет примерно одну четвертую от потребности. В итоге в более-менее обеспеченных субъектах ситуация с жильем для сирот лучше. А если субъект дотационный, то денег на это у него просто нет.
Для сравнения Алексей Головань привел такие цифры: в 2023 году федеральная субсидия для всех субъектов на покупку жилья для сирот составила 10 млрд рублей. А собственных средств на эти цели субъекты потратили в три раза больше.
— Получается своего рода неравенство: в зависимости от обеспеченности региона одни сироты находятся в лучшем положении, другие в худшем. Есть московские сироты, рязанские, саратовские и хабаровские. И у всех дела с жильем будут складываться по-разному, — подчеркнул эксперт.
По его словам, свое право на получение жилья сироты получают в 18 лет. Но в большинстве регионов льготные квартиры они получают лишь по прошествии 12–16 лет с момента достижения совершеннолетия. У многих к этому моменту есть семьи и дети, и однокомнатная квартира уже не решает их жилищного запроса. Кроме того, квартиру предоставляют человеку в одном регионе, а он к этому времени подчас живет уже совсем в другом, резюмировал эксперт.
По данным Единой государственной системы социального обеспечения, за последние три года число детей-сирот в очереди на обеспечение жильем практически не менялось и составляло чуть более 180 тыс. человек.