Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Кубы побывал на кораблях ВМФ РФ в порту Гаваны
Происшествия
Два землетрясения произошли на юге Сахалина
Армия
Истребитель Су-35с ВКС РФ выполнил задачу по сопровождению бомбардировщиков
Мир
Израиль атаковал военные объекты «Хезболлы» в Ливане
Армия
Ивановские десантники ракетами из ПЗРК «Верба» сбили разведдрон ВСУ «Лелека»
Мир
NBС сообщил о ударе армии США по главарю ИГ в Сомали
Общество
Синоптик предупредил о возможном образовании смерчей в Москве этим летом
Мир
Вице-президент США Харрис досрочно покинула саммит по Украине
Мир
В США заявили об игнорировании фрегатом ВМС Ирана сигнала бедствия с украинского судна
Здоровье
Врач рассказала о бесполезных для утоления жажды напитках
Мир
СМИ заявили о наличии в коммюнике саммита по Украине тезиса о контроле Киева над ЗАЭС
Спорт
Сборная Италии одержала волевую победу над соперниками из Албании на Евро-2024
Мир
В рядах ВСУ усомнились в успехе саммита по Украине в Швейцарии
Мир
Пять человек пострадали во время традиционного мотопробега в чешском Йичине
Общество
Синоптики пообещали москвичам облачную погоду и до +28 градусов 16 июня
Спорт
За первые три дня Игр БРИКС сборная России завоевала 160 медалей
Мир
Салливан заявил о желании США узнать мнение Китая об инициативе Путина
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россиянам могут предложить самостоятельно искать сервис, который займется страховым ремонтом автомобиля после ДТП. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) таким образом предполагают оживить практику выплат в натуральной форме. Кто в этом случае будет нести ответственность за качество ремонта и его сроки, выясняли «Известия».

Вышли на новый уровень ремонта

Российский союз автостраховщиков предлагает ввести трехуровневую систему компенсации по ОСАГО. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев в ходе круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам и перспективам обязательного страхования.

— Сейчас конструкция двухуровневая. В соответствии с законом об ОСАГО, есть возможность для страховой компании направить транспортное средство для ремонта на станцию, с которой у страховщика заключен договор. В случае отсутствия такой станции выплатить возмещение деньгами, — напомнил Евгений Уфимцев. Он отметил, что страховщик ограничен законодательными сроками, возможностями сервиса обеспечить запчасти для конкретного ремонта и другими факторами.

лист осаго
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Предложения РСА могут позволить выйти из ситуации, когда у страховой компании нет отвечающей требованиям СТО или все станции отказываются заключать договор. В этом случае потерпевший сможет предложить свой сервис, который, в соответствии с единой методикой восстановительного ремонта и ценовыми справочниками к ней, будет готов отремонтировать машину. Страховщик оплатит ремонт без учета износа деталей и запчастей.

— В данной схеме СТО должна подтвердить согласие на ремонт в рамках Единой методики (по справочникам РСА), а страховая компания гарантирует оплату счета техцентру в размере, определенном по Единой методике, — рассказали «Известиям» в пресс-службе РСА. Там пояснили, что пока трехуровневая система компенсации находится на стадии идеи.

— Возможность ее включения как альтернативного варианта в закон будет обсуждаться на различных площадках (ЦБ, Минфин, Госдума), и только при наличии поддержки она будет включена в законодательную инициативу, — отметили в пресс-службе РСА.

Ремонт в приоритете

Вступивший в апреле 2017 года федеральный закон установил приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Кроме того, он установил требования к станциям технического обслуживания (СТО), где можно было ремонтировать транспортные средства по договору со страховщиком.

Согласно закону, восстановление автомобиля можно выполнять на СТО, которые включены в реестр страховщика. Станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства потерпевшего. Исключение — случай, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку автомобиля до места ремонта.

Ремонт машины
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Этот же закон запретил использование бывших в употреблении или восстановленных деталей. Таким образом, при «натуральном» возмещении по ОСАГО, в отличие от денежного, выплату рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.

Закон должен был защитить российских страховщиков от действий «недобросовестных автоюристов». Однако жесткие сроки ремонта и увеличение сроков поставок запчастей из-за введенных в 2022 году антироссийских санкций вынудили страховые компании отказываться от выплат в натуральной форме в пользу денежных. По статистике РСА, за девять месяцев 2023 года доля ремонтов по ОСАГО составила всего 6%.

Предъявлять претензии будет бессмысленно

Евгений Уфимцев выразил надежду, что возможность проведения работ по страховке в «своем» СТО позволит увеличить объемы ремонта по ОСАГО.

В нынешних условиях идея РСА имеет право на существование, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. В то же время, по его словам, предложение РСА больше напоминает «игру в наперстки».

— По большому счету, разницы между предложенной схемой и выплатой компенсации потерпевшему деньгами нет. За исключением того, что ремонт машины оплатит не сам водитель, получивший страховку, а эту сумму техцентру переведет страховщик, — рассказал Ян Хайцеэр.

Принципиальное отличие от направления на ремонт, которое выдает страховщик, в том, что, по новой схеме, страховая компания не несет ответственности ни за качество ремонта, ни за его сроки, заявил вице-президент НАС.

осаго
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Он также считает, что при схеме возмещения вреда от ДТП, которую предлагает РСА, в случае каких-то вопросов или споров предъявлять претензии страховой компании будет бессмысленно, поскольку владелец разбитой машины сам договаривался с автосервисом о ее ремонте. При этом юрист называет предложенную схему вполне жизнеспособной.

— Ее принципиальное отличие от варианта, при котором страховщик выдает направление на ремонт, состоит в том, что у автомобилиста появляется возможность выбора. Он сможет починить машину в техцентре, которому доверяет, возможно, у него там работают друзья или знакомые. В случае ремонта по направлению страховой компании у него такой возможности нет, — заявил «Известиям» Сергей Радько.

Вместе с тем он отмечает, что для реализации инициативы РСА придется вносить серьезные изменения в законодательство. В первую очередь, уточнять сроки такого ремонта, а также решать вопросы с доставкой разбитого автомобиля в техцентр.

дтп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— По действующим правилам, автосервис, в который страховщик выдает направления на ремонт, должен находиться не дальше 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП. В противном случае, как показывает практика, страховая компания предпочитает не связываться с ремонтом машины и выплачивает компенсацию деньгами. Если выбор техцентра будет предоставлен автовладельцу, то возникает вопрос: кто будет платить за перевозку машины, которая не может ехать своим ходом, если найденный им автосервис находится дальше тех самых 50 км. Этот вопрос также необходимо будет четко прописать в законодательстве, — заявил юрист.

Негативно влияет на конкуренцию

Страховые компании и СТО выстроили хорошие взаимоотношения, заявил член правления Союза автосервисов Илья Плисов.

— Несмотря на возможные разночтения в применении методики, пара «страховая – автосервис» сработалась для сохранения баланса интересов при расчете ремонта, — рассказал он.

Он отметил, что страховые компании и автосервисы договариваются по тем или иным тонким моментам при работе. Благодаря этим договоренностям удается и правильно подсчитать объем работ, и договориться о выплатах, и отдать клиенту машину в том состоянии, в котором она была до ДТП.

дтп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Илья Плисов также отметил, что, несмотря на позитивные тенденции во взаимодействии страховых и СТО, есть сложности при согласовании со страховой компанией самостоятельного выбора клиентом сервиса, который будет восстанавливать автомобиль. Это негативно влияет на конкуренцию.

— Формально нет никаких запретов на то, чтобы клиент пришел и сказал: у меня есть свой доверенный кузовной мастер, отправьте меня к нему. Но в этом есть серьезная проблема, — отметил Илья Плисов. — Зачастую, если клиент не настойчив, не знает законов и не воспользовался услугами юристов, то, вероятнее всего, страховая ему откажет по формальным признакам. Как решить эту проблему — законодательно или смотреть на правоприменение, — сказать сложно.

Прямой эфир