Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Французы высказались за упразднение несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Мир
Белый дом не стал комментировать уничтожение средствами ПВО РФ шести ракет ATACMS
Мир
Спецназ в Тбилиси использовал перцовый спрей для разгона протестующих
Мир
Министр цифрового развития Казахстана Мусин освобожден от должности
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Происшествия
ПВО РФ уничтожила еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Общество
В парламенте Крыма назвали терроризмом атаку ВСУ ракетами ATACMS
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о гибели ребенка после падения дерева в КЧР
Общество
Пожар в окрестностях Улан-Удэ локализован на площади 10 тыс. кв. м

Следим за языком: какие проблемы выявил Первый фестиваль национальных театров

В Калмыкию приехали коллективы из Якутии, Чувашии, Алтая, Башкирии и других регионов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фестиваль в Элисте, открывшийся в середине апреля, представил зрителям лучшие постановки по произведениям Пушкина, а заодно обозначил болевые точки служителей Мельпомены. Они говорят об отсутствии федерального финансирования, частичной утрате языка коренных народов, отсутствии профобразования для техническо-постановочной части. А актеры, обучающиеся в больших городах из целевых наборов, не хотят возвращаться в республики. «Известия» отправились в Калмыкию и погрузились в проблемы национальных театров.

К нам приехали цыгане!

Пока весна в центральных регионах берет разбег, в Калмыкии солнце раскалило воздух до +28 градусов. В апреле здесь наплыв туристов. Все едут на фестиваль тюльпанов, которые буйным цветом раскрасили степи. Тем приятней, что театральный фестиваль собрал гостей в Элисте именно в эти дни.

Представители из десятка регионов съехались в гостеприимную столицу Калмыкии. И, несмотря на сложную логистику и дальние переезды, гости всё равно прибыли, о чем нисколько не пожалели. Ведь они буквально вошли в историю, став участниками Первого фестиваля национальных театров.

Открывался он парадом делегаций. Артисты из Чувашии, Якутии, Калмыкии, Башкирии, Горного Алтая, Республики Марий Эл и из Москвы в национальных костюмах представили свои регионы музыкально-танцевальными номерами. В самый разгар церемонии пошел дождь, но он не смог разогнать собравшихся жителей и гостей Элисты — настолько ярким и захватывающим было зрелище. Где еще увидишь, чтобы цыгане играли на скрипках «Калинку-малинку», а чуваши и башкиры лихо отплясывали под нее!

— Вы цыгане? Вы артисты? — подходили горожане. — Ой как круто!

Приятным удивлениям не было конца. Кто-то приглядывался к деталям национального костюма девушек с Горного Алтая, кто-то в деталях башкирского костюма узнавал калмыцкий.

— Хорошие дела делаются с началом дождя, — заметил худрук Национального драматического театра имени Баатра Басангова Борис Манджиев.

Пожилая калмычка в национальном костюме успокаивала промокших артистов: «Это Будда вас благословил. У нас 348 дней в году солнце. Дождь — знак удачи». И только артисты прошли парадом от центральной площади до Театра имени Басангова, тучи разошлись и вновь появилось солнце.

Фестиваль стал возможен благодаря инициативе Министерства культуры РФ. Это точка отсчета большого пути для всех национальных театров страны. Из многочисленных заявок приоритет был за коллективами, у которых в репертуаре есть спектакли по произведениям Александра Пушкина, чье 225-летие со дня рождения отмечается в этом году. Калмыкия была выбрана местом проведения фестиваля для того, чтобы приумножить календарь культурных событий в республике, коих здесь проводится не так много.

Министр культуры и туризма Калмыкии Саглара Тюрбеева считает, что фестиваль — это возможность для жителей региона приехать в Элисту и познакомиться с репертуаром российских театров. Такой удачи очень давно не было у элистинцев.

— Фестиваль объединяет культуры и народы, а в единстве и дружбе наша сила, — уверен директор Национального молодежного театра имени Мустая Карима Рафис Мухамедьянов.

Без языка как без рук

Национальные театры — не только очаги культуры коренных народов, но и хранители родного языка.

— Мы разговариваем на горномарийском диалекте и, чтобы сохранить язык, открыли профессиональный театр не в столице республики Йошкар-Оле, а в районном центре, городе Козьмодемьянске, — поделилась с «Известиями» главный режиссер Горномарийского драмтеатра Ольга Искоскина.

У директора Чувашского ТЮЗа Елены Николаевой проблемы другие.

— У нас в театре спектакли ставятся на национальном языке и нет молодых режиссеров, — рассказала она «Известиям». — Раньше в руководстве стояли те, кто держал всё в своих руках. Но время идет, зрители меняются, запросы — тоже. И попробуй привлеки зрителя. Зритель Национального театра — 55+, а молодежь где?

Многие просто не знают родного языка.

— У нас молодежь не говорит на калмыцком, — поддерживает коллегу Галина Шураева, директор Национального драмтеатра имени Басангова. — Мы иногда ставим спектакли двуязычные. Несколько лет назад в Щепкинском институте был калмыцкий курс. И чтобы ребята сыграли выпускной спектакль на родном языке, к ним поехал педагог по калмыцкому из Элисты. И вот приехали такие ребята к нам в театр, мы их знакомим с ветеранами и устраиваем некое шефство, чтобы старики подтягивали в языке юных коллег. А иначе никак. Из-за этого я не могу расстаться со стариками. Они незаменимы в театре.

В Башкортостане есть свой уникальный театр — Национальный молодежный имени Мустая Карима. В нем работают две труппы — русская и башкирская. В каждом коллективе по 32 артиста. И трудно найти того, у кого не было бы звания. Зданию и технической начинке сценического пространства позавидует любой национальный театр. Но как говорят коллеги, Башкирии повезло. Это добывающий, промышленно развитый регион. За счет отчислений в бюджет развивается и культура. А та же Калмыкия может похвастаться разве что экологией. Здесь самый чистый воздух в стране, потому что нет ни одного завода. Ну и заработки в театре невелики. Зарплата артиста — 18–20 тыс. рублей, а самый дорогой билет в элистинском театре стоит 500 рублей.

В Театре юного зрителя из Якутска всего 25 человек. И штатных единиц — единицы. В этом году трех выпускников Щепкинского института взяли в труппу. Но им повезло — сразу в штат. Больше денег у театра нет. Аналогичная кадровая проблема есть и у Горномарийского театра. Из-за того, что он находится не в столице Республики Марий Эл, молодые артисты не хотят ехать работать в провинцию.

— Мы даже не знали, что наши молодые дарования отправлялись для целевой учебы в Москву, потенциальных артистов быстро разобрали более крупные региональные театры, — говорит главный режиссер Горномарийского театра Ольга Искоскина. — Коллектив держится на костяке из пяти артистов, которые работают 30 лет, со дня основания театра. Нам бы хотелось, чтобы к нам приехали выпускники театральных вузов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Ценные кадры

Есть проблема и с наличием технического персонала. Звукорежиссеры, художники по свету, монтировщики — ценнейшие кадры. Зачастую их берут в театр только с желанием работать в театре, без всяких знаний, и обучают на месте. А получив опыт и квалификацию, они уходят на большие деньги в смежные сферы.

Оказывается, профессиональным образованием в этой сфере занимается лишь один Театральный художественно-технический колледж в Москве. Многие в регионах даже не знали о его существовании.

— Мы бы мечтали о специалистах из этого учебного заведения, — говорит директор Национального драмтеатра имени Павла Кучияк Светлана Пешперова. — Оказывается, уже на втором курсе все студенты практически трудоустроены. Из-за дефицита специалистов их тут же разбирают столичные театры.

Как выяснилось на фестивале, кадровый голод ощущают даже в Москве. И не только в техническом персонале.

— «Ромэн» остается единственным в мире профессиональным цыганским театром, — рассказал худрук труппы, народный артист России Николай Сергиенко. — Но с актерами у нас очень большая проблема. Потому что институтов, которые бы готовили кадры для цыганского театра, нет. В свое время Николай Сличенко организовал студии в Щукинском театральном и в Гнесинском институте. Это была свежая кровь для нашего театра.

Надежды есть на мэра столицы, который мог бы помочь в создании национальных студий, добавил Николай Сергиенко.

Театры Башкирии выращивают местные кадры. У них тесная связь с Уфимским институтом искусств. Там существует система целевых наборов. Например, был набор для татарского театра «Нур», в этом году будут набирать для Башкирского академического драматического театра им. Мажита Гафури. А сейчас идет отбор 12 ребят, которые поедут учиться в Театральный институт имени Щепкина в Москву. Целевые наборы — решение кадрового вопроса.

— Только должны быть заключены такие договоры, чтобы выпускники обязаны были отработать несколько лет в регионе, — говорит Галина Шураева. — И сначала регион должен простимулировать молодежь. Тут нужен совершенно иной подход к подготовке кадров для технических цехов, и разработать его стоит на уровне министерства, потому что страдают все.

К сожалению, национальные театры не имеют поддержки в виде федеральных программ — таких, как «Земский работник культуры», которые помогают привлечь специалистов в сельскую местность.

— Очень хочется, чтобы появились проекты по финансовой помощи национальным театрам, потому что средний возраст артистов в Горно-Алтайском театре — 40 лет. Это тревожный знак, — предупреждает Светлана Пешперова.

По гостям и с песнями

С чем проблемы решаются, так это с гастролями. Без них в труппах начинаются творческий застой и интриги. Обменные гастроли между соседними регионами театры освоили давно и ездят в гости за собственные средства. Но интересен обмен опытом между коллегами с другого конца страны. А для этого, опять же, нужно серьезное финансирование.

— Всплеск гастрольной деятельности произошел в 2017 году, — вспоминает председатель оргкомитета фестиваля, директор Театра кукол имени Образцова Елена Булукова. — Тогда в федеральную программу «Большие гастроли» были включены региональные и детские театры. До этого из бюджета поддерживались выезды только федеральных коллективов, подведомственных Министерству культуры РФ, а их только 19 в стране. Сейчас в систему «Больших гастролей» включены и национальные театры.

Горно-Алтайский театр находится от центра очень далеко, на границе с Монголией и Казахстаном. И как призналась его директор Светлана Пешперова, без программы «Большие гастроли» об их существовании коллеги так и не узнали бы. А так теперь они могут ездить по стране со спектаклями.

— Мы посетили Республику Карелию, доехали до Удмуртии, — перечисляет Пешперова. — Также к нам приезжали коллективы из этих регионов. И даже известные, большие театры побывали у нас: БДТ имени Товстоногова, театр Александра Калягина Et Cetera, Театр кукол Образцова.

Без поддержки федерального бюджета регион никогда бы не смог себе позволить таких гастролеров.

— А наш театр можно назвать самым мобильным, — считает замдиректора Театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) Матрена Павлова. — Мы очень много ездим по стране и бывали не раз за границей — в Египте, Тунисе, Турции, Сербии, Хорватии, даже до Индии доехали.

Гастроли за границу финансировались бюджетами регионов и из собственных средств театров. Сейчас коллективы могут открывать просторы России. На это у государства есть «Большие гастроли».

Прямой эфир