Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
РФ и Вьетнам назвали приоритетом двух стран укрепление партнерства
Общество
МВД России объявило журналистку Курбангалееву в розыск
Мир
AFP сообщило о более 1 тыс. погибших во время хаджа в Саудовской Аравии
Происшествия
Тело пропавшего бизнесмена из Москвы нашли в лесу под Калугой
Армия
ВС РФ нанесли удар высокоточным оружием по объектам энергетики Украины
Мир
Путин пригласил высших руководителей Вьетнама посетить Россию
Общество
Ректор РГГУ Безбородов покинет свой пост 21 июня
Общество
Журналист Отар Кушанашвили попал в больницу
Мир
Путин указал на взвешенность позиции Вьетнама по острым международным вопросам
Общество
В Новосибирске суд арестовал обвиняемых в убийстве и истязании 10-летней девочки
Происшествия
В Донецке ранен мужчина при подрыве на мине «Лепесток»
Экономика
Постпреды стран ЕС согласовали 14-й пакет антироссийских санкций
Общество
Пожар в ангаре в яхт-клубе в Подмосковье полностью потушен
Происшествия
В Псковской области торнадо разрушил жилые дома
Мир
Россия выделит 1 тыс. бюджетных мест для обучения вьетнамских студентов
Происшествия
Два человека ранены при ударе ВСУ по подстанции в Запорожской области
Недвижимость
В Москве на 9% выросло количество сделок на рынке новостроек
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) бьют тревогу: в некоторых регионах больше 6070% водителей ездят без полисов ОСАГО. Интересно, что эти же регионы стали лидерами и по частоте страховых случаев. Почему так происходит и что страховщики намерены предпринять, чтобы обязать всех водителей иметь при себе полис, выясняли «Известия».

Cэкономить не выйдет

По экспертной оценке РСА, больше всего автомобилистов без полиса оказалось в Республике Ингушетия — 77,8%, на втором месте Чеченская Республика — 60,7%. Более трети всех автовладельцев не покупают ОСАГО в Республике Северная Осетия — Алания (38,5%) и Республике Дагестан (34,4%).

В ряде регионов, напротив, редкостью можно назвать автомобилиста без полиса ОСАГО. Так, в Республике Татарстан в 2023 году таких 0,9%, в Самарской области — 1,6%, Москве — 1,8%. Да и в целом по стране отмечается снижение числа незастрахованных автовладельцев. Это показал проведенный РСА анализ объема компенсационных выплат по ответственности незастрахованных причинителей вреда в ДТП за последние пять лет.

осаго
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

— В целом по стране количество водителей без полисов ОСАГО снижается, вероятно, в большей степени благодаря росту стоимости автомобилей и запчастей. Автовладельцы, которые раньше могли решить «сэкономить» на ОСАГО, сейчас понимают, что в случае аварии компенсировать ущерб может оказаться в несколько раз дороже, чем это было два-три года назад, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

Там также отметили, что краткосрочные полисы ОСАГО пока не пользуются особой популярностью. Их количество составляет несколько тысяч, тогда как полисов ОСАГО по стране оформляется в год около 42 млн.

Договоров меньше — аварий больше

Интересно, что самые «бесполисные» регионы фигурируют и в другой статистике РСА — по частоте страховых случаев. Изменились только позиции: лидером здесь по итогам 2023 года стал Дагестан, где частота страховых случаев составила 9,3%. Таким образом, почти каждый десятый застрахованный по ОСАГО является виновником ДТП.

На втором месте расположилась Ингушетия — 8%, а на третьем месте Чеченская Республика — 7,4%. Для сравнения, средняя частота страховых случаев по ОСАГО в России за прошлый года составила 4,5%. Показатель Москвы, самого крупного региона страны по количеству автовладельцев, — 5%. Самая низкая частота страховых случаев по ОСАГО зафиксирована в Чукотском автономном округе — 0,9%.

осаго
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Как получилось, что лидеры по количеству водителей без полисов одновременно занимают первые позиции в рейтинге страховых случаев, «Известиям» объяснили в РСА.

— Частота страховых случаев — это отношение числа страховых случаев к числу заключенных договоров страхования. Вероятно, обычные автовладельцы ездят в этих регионах примерно так же, как и везде в России, с такой же примерно частотой попадая в аварии. Однако из-за того, что количество заключенных в регионе договоров ОСАГО меньше, отношение количества аварий к количеству заключенных договоров оказывается выше, — отметили в союзе.

Винят «автоюристов» и лихачей

В РСА также обратили внимание на то, что регионы с большой долей водителей без ОСАГО находятся на первых местах в красной зоне рейтинга — с наиболее высокими рисками недобросовестных практик в ОСАГО.

То есть в этих регионах не только частота страховых событий выше среднего показателя, но также и величина средней выплаты по ОСАГО, доля выплат, произведенных по суду, доля накладных судебных расходов в выплатах по суду.

осаго
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Это говорит о высоких рисках того, что в регионе работает значительное количество недобросовестных «автоюристов», которые при помощи контролируемых ими результатов экспертиз занимаются «накрутками» сумм причиненного автомобилям ущерба, предупредили в Российском союзе автостраховщиков.

— По нашей статистике, самая высокая стоимость полиса ОСАГО у лиц, практикующих агрессивное управление транспортным средством, провоцирующее тем самым создание опасных ситуаций на дороге. Можно предположить, что как раз такие попадают в категорию бесполисных. Также возможны случаи, когда полис покупается под ДТП, это довольно распространенная схема, — рассказал «Известиям» директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Роман Лободин.

«Ситуация будет только ухудшаться»

РСА впервые признал то, о чем говорилось еще несколько лет назад, рассказал вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. В разговоре с «Известиями» он назвал ситуацию с ОСАГО в регионах Северного Кавказа и Дальнего Востока критической. По словам Шапарина, это в первую очередь связано с невысокими доходами жителей означенных регионов. Сумма в 8–10 тыс. рублей, которую надо отдать за страховку, для них достаточно серьезная.

— Таким образом, мы видим, что территориальные коэффициенты, из которых в том числе складывается стоимость полиса, слабо учитывают экономическое состояние того или иного региона. И эта ситуация будет только ухудшаться: даже если у водителя есть полис, но он стал участником ДТП, в котором у виновника нет ОСАГО, страховку он не получит. И очень многие в такой ситуации задумаются: а стоит ли покупать полис на следующий год, если он фактически бесполезен, — считает эксперт.

ОСАГО
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Шапарин предположил, что в перспективе двух-трех лет доля водителей без ОСАГО в проблемных регионах достигнет 80–85%. Поскольку водители без страховки становятся участниками ДТП и в других, более благополучных субъектах, то и там автомобилисты могут начать массово отказываться от «автогражданки».

— Это может очень быстро «положить» всю систему ОСАГО, — считает вице-президент НАС.

Вся надежда на камеры

В РСА в борьбе с «бесполисными» водителями надеются на систему проверки ОСАГО с помощью дорожных камер. Тестовую рассылку уведомлений водителям провели еще в 2019 году, но проект до сих пор так и не запущен.

— Наиболее эффективным методом в данном случае является контроль при помощи камер видеонаблюдения. Он позволит защитить интересы добросовестных автовладельцев, которые приобретают полис ОСАГО, но могут стать потерпевшими в ДТП с водителем, «сэкономившим» на обязательной «автогражданке». В этом случае им придется взыскивать ущерб в порядке гражданского судопроизводства, а, как показывает практика, водители, «экономящие» на полисе ОСАГО, зачастую оказываются неплатежеспособны и не могут компенсировать причиненный ими ущерб. Этот контроль может осуществляться при помощи тех же видеокамер, при помощи которых контролируется соблюдение водителями правил дорожного движения, — рассказали «Известиям».

цодд
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В РСА добавили, что на первоначальном этапе предполагается фиксировать отсутствие полиса в случаях, когда видеокамерами изначально замечено иное правонарушение ПДД.

Кроме того, необходимо внести изменения в ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы обеспечить возможность штрафовать за отсутствие ОСАГО не чаще одного раза в сутки. После внесения этих изменений в КоАП проект будет запущен не позднее чем через шесть месяцев, отметили в РСА.

Всё равно попадутся

Дорожные камеры в регионах способны выявлять отсутствие ОСАГО, считает гендиректор производителя комплексов фото- и видеофиксации «Астра Лаб» Сергей Ласкин.

— Все камеры без исключения — плохие, хорошие, очень плохие — работают в режиме потока. Они распознают номер каждого проезжающего автомобиля и передают информацию в соответствующий центр обработки данных. Камера понятия не имеет, есть ли у водителя полис, у нее нет такой задачи, — рассказал Ласкин «Известиям».

Камеры на Кавказе установлены главным образом на важных магистралях, отмечает главный редактор «За Рулем» Максим Кадаков. В целом же использование камер для контроля ОСАГО коснется в первую очередь регионов, в которых распространено видеонаблюдение, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. В других регионах кардинальных изменений не будет, считает он.

Камера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Сергей Ласкин уверен, что нет никаких технических проблем для запуска проверки полисов в масштабах всей страны.

— Если человек ездит, допустим, там, где нет этих камер, то всё равно в течение года он обязательно выедет в соседний регион и там попадется, это же единая федеральная база страховщиков, — уверен Ласкин.

Прямой эфир