Идея БРИКС: «Дух огня» прошел в деловом формате
Памятник стаду мамонтов и оленьи упряжки. Русская водка, баня и внезапная связь с Венгрией. Режиссеры из Индии, Китая, Ирана и русская анимация в Арабских Эмиратах. С 23 по 26 марта в Ханты-Мансийске проходил «Дух огня». Некогда важнейший международный кинофестиваль дебютов в России на этот раз работал в полузакрытом режиме и сделал акцент на деловой программе. Главная тема — кино стран БРИКС и место РФ в нем.
В кулуарах
«Дух огня» в этом году полностью изменил формат своей работы. Никакого торжественного открытия, развлекательной программы — только одно кино и деловые встречи. Причина тому — теракт в Красногорске, случившийся накануне открытия Международного фестиваля кинодебютов. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова и участники «Духа огня» на следующее утро приняли участие в акции солидарности в поддержку жертв террора возле памятника «Югра многоликая» в Ханты-Мансийске.
Всероссийский траур отразился и на показах фильмов. Они проходили в отсутствии зрителей: только жюри и аккредитованная пресса. Начал свою работу фестиваль с минуты молчания.
В этом году, несмотря на санкции против России, в Ханты-Мансийске была представительная иностранная делегация. Гости более чем из десятка стран приехали в Сибирь. А всего на конкурсы поступило 247 заявок из 24 стран, из них 42 полнометражных фильма и более 200 — короткометражных.
— Мы имеем разнообразную программу, фильмы поступили очень разные по жанру, содержанию. Акцент сделан на поддержку национальной кинематографии, хотя очень много запросов от иностранных авторов, — рассказал «Известиям» отборщик фестиваля Петр Шепотинник.
Иностранцы приехали в Россию не только кино показать, но и Сибирь посмотреть. А впечатляться было чем. В Ханты-Мансийске еще лежит снег и стоят морозы. Кинематографистам показали не только самый большой памятник стаду мамонтов, но и отвезли покататься на оленях и на собачьих упряжках. Еще гости попробовали местные деликатесы — варенье из морошки, соленый муксун, копченую стерлядь. Ну и для тех, кто не постится, — русская водка и баня.
Председатель международного жюри режиссер из Венгрии Бенедек Флигауф 20 лет назад стал обладателем главного приза «Духа огня». И теперь он посмотрел на конкурс с высоты опыта.
— Я был в Ханты-Мансийске дважды, и каждый раз я испытываю потребность проехать по региону, потому что для меня пребывание здесь — как медитация, — поделился впечатлениями Бенедек Флигауф. — Я из Венгрии, а наш язык с коренными народами Югры относится к одной, финно-угорской, группе. У нас есть одни и те же слова. В Венгрии до сих пор есть люди, проводящие шаманские ритуалы. При такой географической удаленности друг от друга мы испытываем некую общность. Получается, между Сибирью и центром Европы есть незримая связь.
Мечтать о путешествии по Югре венгерскому режиссеру было некогда: у жюри шла напряженная работа. В связи с повышением уровня безопасности, в здании центра КТЦ «Югра – Классик» и в Центре искусств охрана на входе проверяла не только бейджи, но и паспорта. Зрители на просмотры в траурные дни не допускались на фестиваль. И это понравилось экспертам.
— Благодаря высокому уровню организации у нас была возможность сконцентрироваться на просмотре фильмов, так как жюри были отделены от остальной аудитории, — поделилась с «Известиями» режиссер из Ирана Нушин Мераджи. — Просмотр конкурсной программы вместе со зрителями, с создателями фильмов не создает нужную приватную атмосферу для погружения в материал. И мы с другими членами жюри смогли обменяться мнениями по поводу каждого фильма.
«Жемчуг» из Индийского океана
Программа была представлена разнообразная: круглые столы, сессии, брифинги, мастер-классы, подписание договоров о сотрудничестве. Приехали не только кинематографисты, но и представители крупного бизнеса. Из Арабских Эмиратов в Ханты-Мансийск прилетел Ахмед Салех Аль Яфей. Его сфера интересов — нефть и газ. А еще он владелец художественных галерей, киностудии и студий звукозаписи.
—У меня было большое желание посетить Сибирь, посмотреть на нее, узнать, что это такое, но при этом я большой поклонник русской культуры, а на кинофестивале это удачно совмещается, — рассказал «Известиям». — В ОАЭ показывают немного российских фильмов, но есть арабская версия канала RT, откуда мы узнаем информацию о вашей стране и знакомимся с документальным кино.
Фестиваль еще и стал площадкой для налаживания творческих и партнерских отношений между Индией и Россией. Российская кинокомпания «Пан-Атлантик Студио» в лице продюсера Екатерины Филипповой планирует снять в Ханты-Мансийске и Мумбаи фильм «Жемчуг» по сценарию Юлии Лукшиной. Режиссером станет Тина Баркалая, чей фильм «Сказки Гофмана» показали на «Духе огня» во внеконкурсной программе. Это будет совместная работа с индийской кинокомпанией «Картина Интертеймент», продюсер Сарфараз Алам Сафу. На фестивале был подписан меморандум о создании первого совместного российско-индийского кинопроекта.
— Этот фильм будет о семейных ценностях, которых Западу так не хватает, — поделился с «Известиями» Сарфараз Алам Сафу. — Это будет моя вторая работа в Ханты-Мансийске. В прошлом году я снимал свой фильм «Снежный цветок». Его показали сейчас здесь на фестивале. Теперь я буду снимать сиквел этой картины, и это будет совместная работа с вашими кинематографистами.
Индия была представлена и в жюри. Режиссер Винотрадж П.С. работал на фестивале с двумя переводчиками. Он говорил на томильском языке, его переводили на английский, а с английского — на русский.
— В этом году самое прекрасное впечатление от географии фильмов, от глубины рассказанных историй, от разнообразия языков и культур, — поделился с «Известиями» режиссер. — Если я найду сценарий, сюжет которого потребует съемок в России, с удовольствием приеду сюда работать.
Смотрят наше
Фильмы из Индии, Китая и Ирана не первый год участвуют в «Духе огня». 2024-й станет годом председательства России в БРИКС, и фестиваль выступил площадкой для знакомства с культурой и искусством стран, входящих в эту организацию.
В этом году представители из Индии, ОАЭ, Египта, Ирана, ЮАР, Эфиопии и других стран обсудили перспективы сотрудничества в киноиндустрии. Российские и международные лидеры отрасли, медиаменеджеры и общественные деятели обсуждали возможности совместного производства и продвижения контента, практику взаимных кинопоказов, создание программ обмена профессиональными кадрами, проблемы национального проката, меры по сохранению наследия и национальной идентичности.
— Мы встречались с коллегами в Китае, на Ближнем Востоке, и я уверена, что это направление будет эффективно развиваться, — отметила на деловой сессии председатель правления Киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева. — Мы очень хотим найти партнеров на крупных анимационных рынках, и близость традиций, ценностей, которые разделяют и приветствуют зрители стран БРИКС, выгодно отличает нас от наших западных коллег.
О стремлении сотрудничать заявили режиссер из Эфиопии Тессема Хенок Айеле и генеральный директор Национальной театральной труппы Сенегала Даниэля Сорано Усман Барро Дионе. Кинематографисты тоже хотят рассказывать о своей стране за ее пределами, но сталкиваются с проблемой дистрибуции.
По данным системы Comscore, предоставленным Роскино «Известиям», в кинопрокате стран БРИКС с января по начало декабря 2023 году было представлено 15 российских проектов. Лидером кинопроката стала анимация. Фильм «Коты Эрмитажа», прошедший в прокате в Бразилии, собрал $334 тыс., в ОАЭ — $273 тыс. и $142 тыс. в ЮАР.
«Чебурашка» стал по сборам лишь третьим в Арабских Эмиратах, собрав $82 тыс. А мультфильм про медведя «Большое путешествие» стал лидером проката в Китае. Его сборы — $123 тыс. Больше всего российских фильмов в прокате стран БРИКС было представлено в ОАЭ (10 картин).
XXII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» включен в план председательства России в объединении БРИКС в 2024 году.
Четыре приза за «Последнюю цену»
Как признались члены жюри, на принятие решения у них ушло всего три часа. Серьезных разногласий у экспертов не было. Режиссер и продюсер Ангелина Никонова уверена, что этот фестиваль откроет несколько имен для большого кино. А оператор Эдуард Мошкович полагает, что уж за работами одного из победителей надо следить пристально. Свой перспективный выбор они не раскрыли, но порекомендовали присмотреться у победителям.
Церемонию вручения наград начали с номинации «За вклад в развитие кинематографа». Обладателем ее стал композитор Максим Дунаевский. Автору музыки к «Трем мушкетерам» и «Летучему кораблю» статуэтку «Золотая тайга» вручил президент кинофестиваля Эмир Кустурица. У сербского режиссера был и собственный приз. Им он отметил работу режиссера Константина Богославского, фильм «Куба, Марина».
Главный приз фестиваля «Дух огня» — «Золотая тайга» за лучший дебютный фильм присужден картине «Бауырына салу», режиссер и автор сценария Асхат Кучинчиреков из Казахстана.
Приз «Серебряная тайга» за дебютный фильм вручен фильму из России «Угол наклона» Анны Далингер и Станислава Фомичева. «Бронзовая тайга» за дебютный фильм присужден фильму «Собственность», режиссер и автор сценария Даниэль Бандейра из Бразилии.
В конкурсе российских дебютов главный приз «Золотая тайга» имени Сергея Соловьева присужден работе режиссера Наура Гармелия «Последняя цена». Режиссеру и автору сценария еще не раз аплодировал зал. Наур Гармелия был отмечен призом «Серебряная роза» за лучшую работу с музыкой. Картина «Последняя цена» также понравилась зрителям, и от них создатель был удостоен приза «Цветы Таежной надежды». Еще отмечен оператор этого фильма. Дмитрию Знаменщикову вручили Приз Гильдии кинооператоров имени Павла Лебешева.
За лучшую мужскую роль наградили Михаила Иванова, сыгравшего в дебюте Аси Полешкевич и Влада Краснослободцева «Лапин». Ему вручили бюст Александра Абдулова. Такой же приз получила исполнительница лучшей женской роли Ирина Саликова. Она стала главной героиней фильма Дмитрия Моисеева «Контакты».
В конкурсе короткометражек победу одержала Вика Дегтева. Она получила главный приз «Малая золотая тайга» за фильм «Черное». «Серебро» досталось режиссеру Александру Титову за «Отдай мне деньги, и я уйду». Приз конкурса микрофильмов «Малая бронзовая тайга» вручена Алексею Петрашевичу за «Подарок».
Был отмечен и фильм из внеконкурсной программы. Режиссерский дебют актера Ильи Маланина, фильм «Ненормальный», понравился не только участникам фестиваля, но и генеральному партнеру. Картина о талантливом музыканте отмечена призом с формулировкой «За сохранение культурных традиций». С 28 марта «Ненормальный» выходит в широкий прокат.