«Отправлять людей вести диалог в Москву лучше, чем Taurus на Украину»
Электронная система голосования была бы интересна в Германии, поскольку это ускорило и упростило бы избирательный процесс, заявил «Известиям» депутат земельного парламента (ландтага) Баварии Ульрих Зингер. По его словам, пока в ФРГ нет возможностей для массового внедрения дистанционного электронного голосования, как в России. Ульрих Зингер, как и его коллеги Елена Роон и Андреас Юрка, были приглашены Общественной палатой РФ в качестве иностранных электоральных экспертов. Депутаты наблюдали за ходом выборов во Владивостоке. Победа действующего президента России Владимира Путина не случайна, считает Зингер. Россияне высоко оценивают проделанную им работу и на себе ощущают результаты его деятельности, уверен он. При этом депутат полагает, что Западу придется считаться с победой Владимира Путина, учитывая, что введенные против РФ санкции наносят вред самой Европе.
«Люди радовались, что идут на выборы»
— Как прошло голосование на участках, на которых вы были? Заметили какие-либо серьезные нарушения? Насколько высокой была явка?
— За три дня выборов мы посетили около 20 избирательных участков. К нам не поступило никаких жалоб ни от присутствовавших местных наблюдателей на выборах, ни от граждан. Нам также не удалось выявить каких-либо серьезных нарушений. Явка избирателей была разной — после обеда в воскресенье (17 марта) она в среднем составляла более 60%.
— Фиксировали ли вы попытки срывов голосования на вашем участке?
— Попыток срывов голосования не наблюдали.
— Какая была атмосфера в ходе голосования?
— Можно сказать, что атмосфера была торжественная. Люди радовались, что идут на выборы. Я общался с некоторыми. Они говорили, что это их долг проголосовать на выборах. К слову, для местных наблюдателей было большой честью иметь возможность участвовать и помогать в организации выборов. Хотя это очень монотонная работа, многие из них сидели на участках с утра до вечера и продолжали ее выполнять. Для них это было очень важно.
— Что вы думаете об общей организации проведения выборов?
— Уровень организации выборов на участках, на которых мы присутствовали, был очень высокий. Понятно, что 20 участков — это мало и в России их гораздо больше. Но мы были не единственными, кто приехал в РФ смотреть за выборами. Если местные наблюдатели, которые находились на участках с утра до ночи, говорили, что всё было хорошо, значит, я понимал, что никаких проблем не было.
— Одной из особенностей выборов президента в России стало дистанционное электронное голосование. Могла бы Германия принять на вооружение опыт РФ и также в будущем организовывать электронное голосование, например, в бундестаг?
— Германия — цифровая развивающаяся страна. Прежде чем можно будет задуматься над такими вопросами, сначала необходимо создать предпосылки для цифровизации многих сфер жизни и внедрить функционирующую систему, подобную «Госуслугам».
Сейчас в Германии можно голосовать удаленно, но только по обычной почте. Конечно, это занимает много времени и это неудобно. Я думаю, что электронная система голосования была бы нам интересна, поскольку это снижает уровень бюрократии. К сожалению, сегодня мы не способны разработать такую систему, как «Госуслуги». Мы живем в цифровую эпоху, но у нас иногда даже интернет плохо работает.
— Ранее стало известно, что президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер не будет поздравлять Владимира Путина с победой на президентских выборах. Как по-вашему, Запад будет реагировать на итоги выборов в РФ?
— То, что Штайнмайер не хочет поздравлять Владимира Путина с победой, по-моему, не очень вежливо. Но было бы очень странно не признавать итоги выборов. На Западе все знают, что абсолютное большинство жителей России всегда было довольно правлением Владимира Путина. Ваш народ считает, что он делает хорошую работу. Об этом говорят многочисленные опросы.
Мы, иногда посещая Россию, и жители страны видят, как за последние 20 лет в ней стало все гораздо лучше по сравнению с тем, что было в 1990-х годах. Смотрите, как выглядят сейчас дороги, Москва, как живут люди. Я вижу, как быстро строится метро, отстраиваются новые районы, обновляются железные дороги, строят новые школы. Конечно, это замечает и народ. Один человек сказал мне, что это золотое время для России. Люди поддерживают Путина, потому что альтернативы не видно.
«Усталость от конфликта на Украине фактически есть»
— В СМИ писали, что целью вашей поездки было обсудить «возможные дефициты демократии или избирательной процедуры». При этом в федеральном правлении АдГ якобы заявили, что вам рекомендовалось воздержаться от поездки. Вам угрожали неприятным последствиями в случае приезда в Россию?
— В газетах про нас уже много написали. Конечно, будет какой-то скандал, когда я вернусь домой. Наверняка будет заседание ландтага. Но мы твердо убеждены, что отправлять людей вести диалог в Москву лучше, чем ракеты Taurus [на Украину]. Фактически мы поехали в Россию по собственному желанию, без каких-либо указаний со стороны партии или нашей группы. Поездка на выборы — это самый простой способ приехать в Россию для встречи с большим количеством людей, чтобы узнать, что чувствует русский народ и «русская душа». Хотя некоторые и вовсе писали, что мы — герои. Мы на самом деле не хотели привлекать столько внимания и давать какие-либо интервью. Мы просто хотели тихо понаблюдать [за выборами] и поговорить с людьми.
— Как вы считаете, каковы реальные перспективы поставок Украине ракет Taurus? Сейчас в Германии это очень спорная тема.
— Могу сказать, что Taurus — это не «чудо-оружие» способное изменить ход боевых действий в пользу Украины. Даже 100 ракет не смогут фундаментально ничего изменить. Канцлер Германии Олаф Шольц строго заявил, что не одобрит отправку Taurus Украине. Я думаю, что он правильно делает и это очень хорошее решение. Большинство жителей Германии против поставок этих ракет. Но мы не знаем, передумает ли он.
— Ощущается ли в Германии усталость от конфликта на Украине?
— Усталость от конфликта на Украине фактически есть. У нас не хватает оружия для поставок Украине. Мы уже и так много отправили. Что еще можно передать? Кроме того, принимать беженцев с Украины дорого, плюс на всех не хватает жилья. Всё это очень сложно, и за два года люди устали. Такое вечно продолжаться не может.
— Насколько мне известно, вы часто бываете в России и вам удалось посетить несколько российских регионов. Какие у вас впечатления от страны в 2024 году? Насколько эффективна оказалась санкционная политика Евросоюза?
— Я посещаю Россию примерно раз в год. Видно, что Россия и российское население адаптировались к санкционной политике. Магазины полны. Доли рынка, отданные западными компаниями, были быстро захвачены другими странами. В целом Германия, похоже, больше страдает от введенных мер, чем Россия. Это противоречие необходимо разрешить и положить конец бессмысленной политике санкций.
— Вы сказали, что Германия больше страдает от введенных мер, чем Россия. Что вы имеете в виду?
— Санкции неожиданно сильно действуют против нас. Это оказались санкции против Европы. Теперь российский рынок стал больше смотреть на Китай и меньше — на Европу. Конечно, это плохо для нас. Германия и Евросоюз из-за санкций потеряли выгодного торгового партнера. Мы могли бы покупать у России дешевый газ, за счет чего наше производство могло бы хорошо развиваться. А сейчас мы всё равно покупаем газ, но дороже. В России же могут покупать дешевые автомобили и запчасти — например, в Китае.