Лица не увидать: ИИ поможет нотариусам разоблачать мошенников
В системе автоматизации нотариального делопроизводства появилась новая технология: с помощью алгоритмов искусственного интеллекта нотариусы смогут сверить лицо посетителя с фотографией в его документе, узнали «Известия». При этом какие-либо биометрические дескрипторы не используются: по сути, нейросеть выполняет ту же работу, что и человек, на глаз определяя, не мошенник ли пытается выдать себя за другого. Сейчас нотариусы тестируют программу, которая потенциально может помочь в сложных ситуациях, когда лицо человека сильно отличается от его фотографии в паспорте. Подробности — в материале издания.
В чем суть разработки
Новая технология, которую разработала компания Smart Engines, предназначена для системы автоматизации нотариального делопроизводства «Экспресс» (продукт компании «Триасофт»). По состоянию на весну прошлого года в России работали около 8,2 тыс. нотариусов, из них около 7 тыс. пользуются системой «Экспресс», сообщили в Smart Engines. Разработчики надеются, что уникальная технология на базе ИИ защитит нотариусов от мошеннических атак.
Гендиректор Smart Engines доктор технических наук Владимир Арлазаров пояснил «Известиям», что программа предложена нотариусам в качестве второго мнения: система не заменяет, а дополняет человека, позволяя предотвращать ошибки. Нотариусу для использования новой опции достаточно обычного ПК и веб-камеры: посетителя фотографируют, после чего программа сравнивает два изображения и выдает оценку их совпадения, выраженную в процентах менее чем за секунду.
— Этот инструмент способен защитить от мошенников не только нотариусов, но и их клиентов без нарушения законодательства и этических норм, — сказал Владимир Арлазаров. — Мы специально разработали технологию небиометрической сверки, чтобы пользователи не задумывались о том, что их данные могут быть куда-то внесены, особенно без их ведома.
Как нотариусы проверяют личность
Сейчас нотариусы тестируют новую опцию, чтобы принять решение об использовании в своей работе.
— Результаты достаточно интересные: в подавляющем большинстве программа показывает совпадение в 90–95%, даже если с момента выдачи паспорта прошло 10–20 лет, хотя бывает и результат ниже, — рассказал «Известиям» нотариус из Люберец Олег Рзянин.
Он рассказывает о недавнем сложном случае: одним из его клиентов оказался человек, который в паспорте запечатлен с густой бородой и прической, а теперь без единого волоса на голове. Он был распознан нейросетью с показателем схожести в 95%.
Нотариус замечает, что в период с 20 до 45 лет, когда человек пользуется одним паспортом, его внешность может очень сильно поменяться. Тем не менее даже людей в возрасте 42–43 лет программа верифицировала с очень высоким процентом. Хотя бывает и иначе. Так, недавно на тестировании не удалось достоверно определить личность человека, которому до смены паспорта осталось всего полгода: из-за возрастных изменений количество совпадений оказалось всего на уровне 50%.
— Для таких случаев программа и может быть помощником, когда есть настороженность из-за сильных внешних изменений человека, — говорит Олег Рзянин. — Не всегда легко визуально определить личность в такой ситуации даже нам, хотя мы занимаемся этим ежедневно, как криминалисты или пограничники. Подчеркиваю, что программа — это лишь дополнительная экспертная линия. Нотариусы обязаны сами устанавливать личность обратившегося.
По его словам, нотариусов не обучают специально техникам определения личности человека — в отличие от тех же криминалистов. Однако такие навыки можно получить на курсах повышения квалификации.
При этом попытки обмана случаются. Сам Олег Рзянин с ними не сталкивался, но знает о подобных инцидентах от своих коллег.
Старший юрист BKMP LEGAL Александр Дрягин замечает, что ошибки нотариусов из-за их невнимательности или иных причин не являются редкостью. Однако чаще всего речь идет все-таки о случаях, когда мошенники пользуются чужими паспортами, вклеивая туда свою фотографию. О подобном случае рассказывает управляющий партнер юридической компании «Неделько и партнеры» Василий Неделько.
— Как-то к нам обратился мужчина, который попросил восстановить потерянные документы на квартиру, запросив их копии в Росреестре, — рассказал он «Известиям». — Для этого нужна была нотариальная доверенность. Мужчина пошел к нотариусу и принес нам этот документ. Мы обратились в Росреестр по доверенности и получили копии утерянных документов. Примерно через год к нам пришел другой человек с паспортом на то же имя, но с другой фотографией. Оказалось, что это был настоящий собственник квартиры, и его квартиру украли мошенники.
Василий Неделько подчеркнул, что тот мошенник пришел с вклеенной в чужой паспорт фотографией, но подделка была сделана очень качественно.
— Если бы предлагаемая система Smart Engines могла обращаться к базам МВД и сравнивать лицо человека с его данными в системе, это бы действительно помогло бороться с такими инцидентами, — сказал Василий Неделько. — Если у нотариуса возникают сомнения, что сидящий перед ним человек не похож на свое фото в паспорте, то он просит дополнительно предоставить другой, более свежий документ с фотографией. Сервис в этой ситуации просто выдаст заключение — совпадение — 60% — и порекомендует сделать то же самое. Так что революции в борьбе с мошенниками сервис Smart Engines не произведет, но дополнительная помощь тоже полезна.
Как работает программа
Владимир Арлазаров подчеркивает, что искусственный интеллект в сервисе Smart Engines не пользуется какими-либо биометрическими дескрипторами и не отправляет данные в единую биометрическую систему. Сам процесс напоминает сравнение лиц, которое делает обычный человек, не оперирующий биометрическими шаблонами.
— Встроенная нейросеть получает на входе два изображения, а затем дает оценку, насколько они близки, без выделения и анализа биометрических характеристик, в том числе не ведется расчет расстояний между зрачками и прочего, — объяснил он. — Подход опирается на Human Perception, или человеческое восприятие. И, например, если речь идет об абсолютно похожих друг на друга близнецах, то различить их не удастся. Впрочем, тут не поможет и биометрия.
Ряд опрошенных экспертов считают, что нейросетевое распознавание лиц в любом случае относится к биометрии — как и работа с любыми параметрами человеческого тела и организма, которые можно измерить, формализовать, сохранить и использовать для идентификации конкретного индивида.
Тем не менее руководитель QA-отдела SimbirSoft Марина Тарасова отметила, что между нейросетевыми алгоритмами и использованием биометрических дескрипторов для распознавания лиц есть различия. Дескрипторы — это наборы параметров, считываемых с лиц на изображениях, на основе которых строится математическая модель лица. При нейросетевых алгоритмах модель не извлекается, изображение человека сравнивается напрямую с эталонным кадром.
По словам руководителя проектов IT-компании SimbirSoft Дмитрия Немова, сейчас подавляющее большинство решений по распознаванию лиц работает как раз за счет измерения расстояния между контрольными точками лица и перевода их в векторы, которые и подлежат сравнению. При этом большинство имеющихся на российском рынке биометрических движков также используют для своей работы нейросети, говорит заместитель гендиректора по технологическому развитию группы «Иннотех» Дмитрий Гредников. А технический директор «Т1 Интеграция» Алексей Изосимов отмечает, что использование биометрических данных так или иначе привело бы к решению юридического вопроса — не будет ли использование этой технологии подпадать под закон о персональных данных и о применении ЕБС.
Владимир Арлазаров, однако, подчеркивает, что разработка Smart Engines — точно не биометрическая система, поскольку таковые основаны на измерениях. И это не распознавание лиц само по себе: нейросеть обучена сравнивать два изображения и выдавать вердикт, похожи ли лица на фотографиях или нет.
Он также рассказал, что к системе Smart Engines уже наблюдается интерес со стороны банков, которым после вступления в силу 572-ФЗ запретили использовать в процессах идентификации клиентов собственные биометрические системы.
— Конечно, в дальнейшем мы собираемся предлагать нашу систему государству, — сказал Арлазаров.
Могут ли наказать нотариусов
Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за использование чужих документов — есть статья 327 «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков», в частях 3 и 5 которой говорится об использовании заведомо поддельного паспорта гражданина. Однако, замечает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова, часто это основание не используется. Так, Пленум Верховного суда РФ в 2020 году указал, что, например, по статье о приобретении права на чужое имущество путем обмана (159.1 УК РФ) не нужно дополнительно квалифицировать подлог документов по статье 327.
При этом в статье 42 закона о нотариате предусмотрена обязанность нотариусов устанавливать личность обратившегося к ним человека.
— При этом закон не описывает методы и способы удостоверения личности и проверки подлинности документов, а также перечень применяемых при этом технических средств, оставляя вопрос о полноте и достаточности такой проверки на усмотрение самого нотариуса, — заметил юрист BKMP LEGAL Александр Дрягин.
Мария Спиридонова пояснила, что нотариуса могут обязать возместить причиненный ущерб. Однако судебная практика на этот счет неоднозначна. Так, в 2016 году Верховный суд Республики Саха (Якутия) отказал в иске в адрес нотариуса, который удостоверил доверенность мошеннику на основании подложного паспорта, посчитав, что у нотариуса не могло возникнуть сомнений при подтверждении личности.
Впрочем, Верховный суд РФ подобные дела трактовал иначе: в 2019 году он признал, что нотариус не проявил необходимую осмотрительность и не установил личность обратившегося к нему человека должным образом.