Новое старое: откуда в России тренд на музыку «под 80-е»
Группа «Фабрика» выпустит песню в стиле 80–90-х годов. Звучание рубежа десятилетий в своем творчестве используют и другие современные исполнители — Стереополина, Dead Blonde. А на стримингах растут прослушивания главных хитмейкеров тех лет — «Ласкового мая», Александра Серова, групп «Комбинация» и «Мираж». О том, откуда взялся тренд на попсу перестройки и как сегодняшние артисты создают в своих треках романтику и ностальгию по 80-м, — в материале «Известий».
Вперед в прошлое
Тренд на эстетику конца 80-х — начала 90-х не нов, но в последнее время стал еще более очевидным в разных сферах — моде, кино, наконец, музыке, о чем наглядно говорят цифры.
— Размер доли прослушиваний треков 1980-х годов в HiFi-стриминге «Звук» вырос на 16% при сравнении с данными за февраль 2024 и февраль 2023 годов. В целом наблюдается небольшой рост доли прослушивания с ноября 2023 года, — поделился сервис с «Известиями».
В 2023 году в чарте «Яндекс Музыки» регулярно взлетали каверы и ремиксы на треки прошлых десятилетий. Например, кавер Басты на трек группы «Альянс» «На заре». А к концу года на пике своей популярности были песни групп «Ласковый май», «Мираж» и «Комбинация».
Подпитывают тренд и сериалы, в которых звучат хиты перестройки. Причем аудитория слушателей не ограничивается той, что застала эпоху. 9,88% аудитории музыки 80-х годов у «Звука» — пользователи в возрасте от 14 до 23 лет. У «VK Музыки» молодежь тоже не отстает.
— Так как стриминг в принципе вещь более популярная у публики в возрасте 18–35 лет, чем у людей постарше, даже в случае менее известных песен «Миража» их чаще слушает именно эта аудитория. Однако если взять «Новый герой» и, например, «Наступает ночь», то у второй процент более возрастной публики ощутимо выше. В целом песни, вошедшие в золотой канон поп-хитов на русском языке, активно слушают почти все сегменты аудитории, — сказал «Известиям» главный редактор «VK Музыки» Сергей Мудрик.
Все кому не лень
Саунд дешевых синтезаторов и простенькие шлягеры, считает музыковед, обозреватель «Известий» Сергей Уваров, сегодня становятся источником вдохновения и дают импульс современной шоу-индустрии.
— Мода на звучание в духе 80-х и возрождение синти-попа произошло за рубежом еще в середине «нулевых», достаточно назвать альбомы Confessions on a Dance Floor Мадонны (в главном его хите Hung Up был сэмпл из песни ABBA) и X Кайли Миноуг, — говорит Уваров. — Но с тех пор тренд не утихает, и дань ему отдали уже все кому не лень. У нас, однако, это приобрело иной оттенок: речь идет не столько о переосмыслении талантливой музыки, сколько о ностальгии по СССР, по прошлому, воспринимаемому зачастую идеализированно (обратим внимание, что нередко занимаются этим артисты, вовсе не заставшие те времена, — например, Стереополине нет и 30).
В прошлом году песня Стереополины «Я сам не свой» стала саундреком к сериалу «Пищеблок 2», действие которого как раз разворачивается в 1980-е. В этом году автор и исполнитель выпустила альбом «Песни для хорошего настроения», в котором нашла отражение романтика 80-х с аналоговыми синтами.
— Сама я не фанат кооперативного попа, «ред диско» слушаю очень выборочно. Я фанат гитарной музыки и нью-вейва 1980-х, но совсем не «Комбинации» и «Миража», с которыми меня почему-то часто сравнивают. В целом у меня никогда не было задачи заниматься реконструкцией музыки того времени, я скорее делаю намеки, заигрываю со слушателем, — объяснила она «Известиям».
За год прослушивания Стереополины на «Яндекс Музыке» выросли почти в четыре раза. Еще одна яркая представительница современных артистов, которые используют в своем творчестве ретроэстетику, Dead Blonde, известная по вирусному хиту «Мальчик на девятке».
— За год ее прослушивания на «Яндекс Музыке» выросли почти в три раза. Двигателем этого роста стал трек «Снег растаял на плечах», написанный в духе 80-х. Сейчас исполнительницу ежемесячно слушает более 3 млн подписчиков, — поделились «Известиями» в пресс-службе стриминга.
Выпустить песню с ретронастроением в этом году планирует и группа «Фабрика».
— Не можем не видеть, что сейчас наконец идут очень понятные для нас тренды. Молодые музыканты в топе с песнями, где мы слышим этномузыку и стилистику нью-вейв. Мы планируем в этом году выпустить трек в этом стиле. Не потому что мы следуем трендам, а потому что это часть ДНК группы — показывать красоту российской культуры, учитывая не только народное творчество, но и те важные вехи нашей музыкальной истории, полюбившиеся россиянам в 80-е и 90-е годы. Наш продюсер Игорь Матвиенко те тренды и создавал: его «Девчонку-девчоночку» поет уже третье поколение. «Иванушки» в этом году отмечают 30 лет, их песни знают все. Мы появились как группа в «нулевые», но традиции чтим, — рассказали участницы «Фабрики» «Известиям».
Жанр подкидывает новых артистов
Известный саунд-продюсер Роман Бестселлер называет стиль 80-х в музыке даже не трендом, а независимым и плодовитым жанром.
— Этот жанр существует вне зависимости от трендов и подкидывает нам новых артистов, новые имена каждый год. Например, Zivert. У GAYAZOV$ BROTHER$ был характерный трек «Малиновая Лада». Вообще у этого жанра есть более правильное название. Лично я его называю синт-вейв или ретро-вейв. Это ретроспектива и ностальгия. Люди любят вспоминать, как было раньше, — сказал он «Известиям».
Чтобы создать характерное звучание, сегодня используют аналоговые синтезаторы и их эмуляции на компьютере, примитивные драм-машины и грувы.
— Реализуется это с помощью множества виртуальных инструментов, эмулирующих самые известные музыкальные инструменты 80-х (Roland Juno-106, Yamaha DX7, Prophet, Minimoog, Oberheim), разные семплы барабанов с тех самых драм-машин (Linn Drum, Roland TR808, CR78). В качестве последних примеров громкие хиты — The Weeknd Blinding Lights, у нашей Юли Zivert потрясные песни «Бродяга дождь» и Beverly Hills, — перечислил «Известиям» основатель студии звукозаписи Flat 3 Studio и один из лидеров авторского проекта Gayana Владимир Бойцов.
Как у The Beatles
В советское время технические возможности значительно уступали современным — использовали то, что было доступно.
— Технически всё было как у The Beatles. Мы отставали на 20 лет. С «Комбинацией» мы в Саратове в ресторане писали на два магнитофона песни. Без компьютеров, нельзя было исправить. Сейчас же все тюнят (есть такое понятие автотюн). Когда мимо спел — подправил. Неверный дубль по-новому врезал. Тогда надо было с начала до конца петь, — вспоминает один из основателей группы «Комбинация» Виталий Окороков.
Можно ожидать, что хиты группы еще долго не будут сдавать позиций в чартах. В 2024 году коллективу исполняется 36 лет, и на видеосервисе Wink состоится премьера сериала об артистках.
— Я появлюсь в качестве камео — директора студии. Непривычно было увидеть молодого актера, который играет меня. Команда там очень сильная, профессионально подошла. Они даже узнавали, на каком пианино я сочинял, в какой квартире, кто у меня мама. Они создают полностью быт. Искали пианино редкой марки, у меня там не «Волжанка» какая-нибудь была, — поделился с «Известиями» Виталий Окороков. — Они пробовали переписывать (песни. — «Известия»), получается всё равно другое звучание. И потом все-таки даже если взять American Boy, то звучит всё современно, очень много же ремиксов. Они там мастерят, делают какие-то басы другие, но основы все оригинальные фонограммы.
Несмотря на техническое несовершенство записи, произведения тех лет были по-своему талантливы, говорят эксперты. А композиции современной музыкальной индустрии советским даже проигрывают, считает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. Публика, по его словам, это чувствует и тянется к ретро.
— Музыка 30–80-х создавалась в рамках советской культурной системы, которой уделялось повышенное внимание, выделялись значительные средства. Музыкальная индустрия СССР — одной из двух сверхдержав — по своему объему и потенциалу была сопоставимой с ведущими мировыми музыкальными индустриями. Всемирно известные песни — результат работы этой системы. В конце 80-х система начала разрушаться, однако ее мощь чувствуется до сих пор, — сказал он .
Современная музыкальная индустрия создана на обломках советской системы, в чем-то видна последовательность, однако ее обороты в сотни раз меньше, несопоставимы, заключил эксперт.