Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Захарова высказалась о решении суда по делу о сбитом Ираном украинском Boeing
Мир
Риттер обвинил США в отсутствии защиты Ассанжа и свободы слова
Экономика
Поступления в бюджет от налога на богатых выросли в 1,5 раза
Экономика
ТЦ попросили уравнять их в правах с маркетплейсами
Общество
Полиция не выявила фактов нарушения общественного порядка в центре Махачкалы
Наука и техника
Астероид размером с Эверест приблизится к Земле 27 июня
Армия
В Подмосковье начала работу система контроля воздушного пространства важных объектов
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о нежелании украинцев воевать
Мир
Глава МИД Бельгии предрекла Украине сложный процесс вступления в ЕС
Общество
Мебель из отходов начнут печатать на российских 3D-принтерах
Армия
Бойцы рембата разбили ДРГ ВСУ по пути на передовую с отремонтированной техникой
Мир
Кения и Чад могут отменить визы для туристов из России
Мир
В Пентагоне исключили преднамеренность ракетного удара по пляжу в Севастополе
Мир
МИД Австрии вызовет поверенного в делах России из-за ограничений СМИ
Политика
Белоусов указал Остину на опасность эскалации из-за помощи для ВСУ
Спорт
Сборные Дании и Словении без единого гола вышли в плей-офф Евро-2024

Вклады в будущее: как Россия заботится о росте инвестиций

Фабрика проектного финансирования станет инструментом инвестиционного роста
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

К 2030 году объем инвестиций в ключевых отраслях российской экономики должен вырасти на 70%, заявил президент Владимир Путин в ходе послания к Федеральному собранию. Задел для этого уже обеспечен: по данным Росстата, в январе-сентябре 2023 года вложения отечественных компаний в основной капитал увеличились на 10% в годовом выражении. Немалую роль в этом играют инструменты государственно-частного партнерства. Один из наиболее успешных среди них — Фабрика проектного финансирования, оператором которой выступает ВЭБ.РФ. О том, каким будет будущее капитальных вложений в России — в материале «Известий».

Ставка на инвестиции

В программе экономического развития России до 2030 года немало говорится о стимулировании отраслей внутреннего спроса: ведь именно они обеспечивают максимальный вклад в долгосрочный рост экономики. Речь идет как о масштабных инфраструктурных проектах — модернизации аэропортов, создании высокоскоростных железных дорог, расширении Восточного полигона, — так и о создании новых производств. Среди заявленных президентом целей в этой области — рост добавленной стоимости в промышленности на 40%, увеличение доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг на внутреннем рынке в 1,5 раза, обеспечение технологического суверенитета в сквозных сферах — робототехнике, станкостроении, транспорте.

Компании, реализующие крупные индустриальные проекты, уже пользуются обширным перечнем мер поддержки государства. В частности, бизнес может претендовать на субсидирование кредитования, гарантии госзаказа, неизменность фискальных условий, что в конечном итоге обеспечивает рентабельность вложений компаний в приоритетные проекты. «Обязательно будем развивать все эти механизмы», — сказал в своем послании Владимир Путин.

Оперативные данные и мониторинги предприятий показывают, что сегодня бизнес максимально заинтересован в инвестициях. По данным Банка России, индикатор инвестиционной активности за IV квартал 2023 года обновил исторический максимум, и в I квартале 2024 года инвестиционные ожидания сохраняются на высоком уровне. Это подтверждают и в РСПП: по словам экспертов организации, 88% компаний в текущем году планируют реализовывать инвестиционные проекты.

Высокие темпы роста вложений даже в условиях возросших ставок по кредитам будет поддерживать несколько факторов, утверждают в Банке России. Основные из них — предельная загрузка производственных мощностей, которая мотивирует расширять производственные возможности, удорожание и ограниченная доступность трудовых ресурсов, в связи с чем проекты по автоматизации производственных процессов и повышению их эффективности становятся все более востребованными, а также высокие прибыли в ряде отраслей, которые позволяют предприятиям финансировать инвестпроекты даже при повышении стоимости кредитов.

Решение для долгосрочных проектов

В то же время, если речь идет о долгосрочных проектах с горизонтом планирования 10-15 лет и более, в настоящий момент отношение компаний к инвестициям правильнее назвать осторожным: высокие ставки и общая неопределенность ограничивают желание вкладывать значительные средства на длинном горизонте, неоднократно заявляли представители бизнеса. «Встает вопрос, какие механизмы смогут обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику?», — указывал глава РСПП Александр Шохин.

В современных условиях властям неизбежно придется направлять развитие отечественной экономики, причем не только под влиянием жестких внешних ограничений, но и из-за технологического перехода во всем мире, полагает доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Николай Пильник. «Государству придется выработать инструменты в том числе мягкого воздействия на экономику, например, через ГЧП — по аналогии с тем, что сейчас делает ВЭБ.РФ.», — отметил эксперт.

Фабрика проектного финансирования — механизм поддержки инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики, которая обеспечивает доступ бизнеса к «длинным» деньгам. Для государства ее реализация тоже выгодна: на 1 рубль капитала, выделенного ВЭБ.РФ из бюджета, корпорация привлекает в экономику 35 рублей, указал Пильник.

Для инвесторов в нынешних условиях «Фабрика» обладает рядом преимуществ. Основным из них можно назвать хеджирование процентных рисков. При росте ключевой ставки государственные субсидии компенсируют инвесторам разницу между ее уровнем и базовой ставкой, зафиксированной в кредитном договоре. Это снижает процентные расходы инвестора и стабилизирует денежные потоки на всем протяжении срока действия кредитного соглашения.

Кредитование через синдикат банков также является серьезным преимуществом. Заемщики получают денежные средства на основании договоров синдицированного, то есть совместного, кредита с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ. Синдикат позволяет инвестору привлечь ссуду большего объема, а также получить квалифицированную экспертизу по проекту от разных организаций. Нельзя не упомянуть и возможность комбинирования различных мер поддержки: при реализации сделок в рамках Фабрики проектного финансирования сегодня ВЭБ в том числе совмещает различные инструменты поддержки, например, от Фонда развития промышленности или льготные средства на поддержку проектов Дальнего Востока и Арктики.

В помощь инвесторам

Прежде всего, «Фабрика» — это инструмент снижения издержек инвестора, отметил гендиректор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. За счет компенсирования риска, связанного с увеличением ключевой ставки, она позволяет «обрезать» верхнюю волатильную часть процентных расходов. Особенную актуальность это приобретает сегодня, когда ключевая ставка находится на уровне 16%.

«Хеджирование процентной ставки по кредиту дает уверенность в том, что объем обязательств по привлечению средств инвестирования будет лимитирован сверху. Это переводит целый класс проектов в открытые и возможные, и кроме того, целому классу инвесторов открывает дорогу в реализацию проекта. По сути, „Фабрика“ обеспечивает стабильную ставку проекта в 10-11% на протяжении всей его реализации, несмотря на ситуацию на рынке», — считает Онищенко.

Кроме того, такой подход позволяет инвестировать в более длительные и менее доходные проекты, например, в инфраструктурные, указывает эксперт. Как заявлял первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский даже в условиях пиковых значений ключевой ставки, субсидия «Фабрики проектного финансирования» едва ли не самая эффективная для бюджета. В конечном счете, это объясняется тем, что она нацелена на сглаживание высоких показателей ставки. Как правило, пиковые значения не являются долгосрочными, — Банк России, в частности, уже заявлял, что во втором полугодии 2024 года возможно снижение ключевой ставки. Подобная защита от волатильности не требует постоянного расходования бюджетных средств, позволяя ограничиться точечными вливаниями. В то же время, для длинных проектов «Фабрика проектного финансирования» создает необходимый инвестору механизм комфорта. Как указывает экономист Bloomberg Economics по России и ЦВЕ Александр Исаков, обеспечение стабильности финансирования для инвесторов играет весьма значимую роль: «Опыт показывает, что на динамику инвестиций влияет не столько уровень ставок, сколько рост неопределенности относительно будущих перспектив спроса и отдачи на инвестиции».

Кроме того, как указывают в ВЭБе, «Фабрика проектного финансирования» помогает решить еще одну проблему — инициирование проекта в условиях высоких ставок. «Инвестору надо иметь в виду, что в случае заморозки в будущем проект подорожает на сумму накопленной инфляции. Поэтому если он долгосрочный, то чем быстрее его начать, тем лучше. Особенно это касается базовой инфраструктуры. Например, строительство дороги точно не будет стоить меньше», — заявлял Николай Цехомский. При этом в случае реализации проекта с использованием «Фабрики проектного финансирования» доход бюджета от проектов существенно превышает объем субсидий. Денежный поток в казну появляется уже на инвестиционной фазе проекта: НДС при закупке материалов, ввозные пошлины, заработные платы работников, использование энергетики, транспортные расходы — все они формируют доходы бюджета, которых бы не было, если бы не было проекта.

С помощью «Фабрики» на сегодня уже запущено 26 проектов общей стоимостью 1,8 трлн руб., говорил президент в июне 2023 года. Среди них — строительство горно-металлургического комбината в Забайкалье, угольный порт в Приморье, заводы по производству удобрений на северо-­западе и Дальнем Востоке, строительство и модернизация аэропортов и объектов энергетики. И, судя по всему, проекты будут разворачиваться и далее, способствуя росту долгосрочных инвестиций в бизнес.

Прямой эфир