Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нью-Дели откроет новую база индийских ВМС на пути следования нефтяных танкеров в Малаккский пролив. Власти поясняют, что цель этого — укрепление инфраструктуры безопасности в стратегически важном районе. Однако, как пишут СМИ в Гонконге, это может влиять на нефтеперевозки через Индийский океан в Китай. Действительно ли такое решение стало ответом Индии на прокитайскую переориентацию Мальдивских островов, разбирались «Известия».

Индия укрепляет позиции

6 марта на острове Лакшадвип откроется новая база индийских ВМС Jatayu, вторая после Dweeprakshak на Каваратти, расположенная от нее в 258 км. Как пишет The Economic Times, это позволит «улучшить оперативный потенциал ВМС и расширит их возможности в регионе, особенно в отношении операций по борьбе с пиратством и наркотиками».

Представители индийских властей отмечают, что Миникой — самый южный остров Лакшадвипа, находящийся на пересечении жизненно важных морских коммуникаций на пути танкеров из Аденского залива и Ормузского пролива в Малаккский пролив.

Острова
Фото: commons.wikimedia.org

Помимо этого, там планируется также построить аэродром двойного назначения — для приема как гражданских, так и военных самолетов. В публикации отмечается, что индийские ВМС стремятся использовать «преимущества географического расположения Индии для укрепления морских позиций».

Ответ Мальдивам

На самом деле это означает, что Индия, соперничающая с Китаем за влияние в Азии, теперь будет способна влиять на нефтеперевозки через Индийский залив, пишет The South China Morning Post. Как полагает издание, это стало ответом на то, что ориентирующийся в большей степени на Китай новый президент Мальдивской Республики Мохамед Муиззу выступил с новыми жесткими заявлениями в адрес Дели, потребовав до 15 марта убрать из страны индийских военных.

Мальдивский лидер объясняет свои действия необходимостью «сохранения национального суверенитета», угрозу которому он видит в тесных связях с Индией. О полном разрыве с Нью-Дели речи не идет. Не исключено, что индийских военных специалистов заменят гражданские. Однако в Индии показали, что не оставили без внимания действия Мале, переориентировавшегося на Пекин.

В последнее время индийские власти уделяют больше внимания островам Лакшадвип, расположенным в Аравийском море. В январе местные СМИ облетели фотографии, на которых премьер-министр Индии Нарендра Моди пробует нырять с маской и трубкой во время своего визита на острова.

 Премьер-министр Индии Нарендра Моди

Премьер-министр Индии Нарендра Моди

Фото: соцсети

«Для тех, кто хочет почувствовать в себе искателя приключений, Лакшадвип должен быть в вашем списке. Во время моего пребывания я также попробовал заняться сноркелингом — какой это был волнующий опыт», — написал он в своих соцсетях.

Глава индийского правительства также добавил, что хотя Лакшадвип, на котором преобладают мусульмане, «маленький по размеру, у него большое сердце».

«В дополнение к живописной красоте спокойствие Лакшадвипа также завораживает. Это дало мне возможность поразмыслить о том, как еще усерднее работать на благо 140 млн индийцев», — пояснил он.

Премьер таким жестом хотел показать Мальдивам, что они переусердствовали в сближении с КНР. Также он дал понять индийцам, которые наряду с россиянами составляют основную массу туристов на Мальдивах, что теперь можно отдыхать и на своих пляжах, которые ничуть не хуже соседних.

Острова
Фото: Getty Images/ Mohijaz

Потенциальная угроза для Китая

Доктор политических наук из Анкарского центра исследований кризисных ситуаций и политики Сейедмохаммад Сейеди Асл отметил, что Малаккский пролив — самый короткий путь доставки товаров между Дальним Востоком и Индийским океаном, поэтому архипелаг Лакшадвип на пути к проливу занимает особое стратегическое положение.

«Проливы, имеющие геополитическую и стратегическую важность, являются предметом региональной и глобальной конкуренции. Поэтому игроки, управляющие проливами, используют их как инструмент внешней политики. Через Малаккский пролив проходит примерно 60% мирового морского транспорта, 25% нефти, которую из стран Ближнего Востока доставляют в Азию», — отметил он, добавив, что многие страны региона, включая Китай, зависят от этой водной артерии.

По словам политолога, между Китаем и Индией развернулось серьезное соперничество, более известное как «дилемма Малакки». «Из-за растущего интереса Китая к Индийскому океану и его влияния в регионе Индия начала принимать меры для сбалансирования Китая и расширения своего влияния от восточного побережья до Малаккского пролива. Индия движется на запад, а именно на пролив, чтобы бросить вызов морским интересам Китая, придающего большее значение Малаккскому проливу», — считает эксперт.

Танкер Китай
Фото: Getty Images/VCG /Contributor

Специалист добавил, что некоторые аналитики видят в Нью-Дели потенциальную угрозу для Пекина. «В случае возможной войны между двумя региональными державами Индия может помешать Китаю импортировать сырье и другие ресурсы через Малаккский пролив. Существует вероятность того, что регион превратится в один из основных очагов возникновения конфликтов», — подытожил эксперт.

Другие задачи

Руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов в беседе с «Известиями» отметил, что действия Индии никак не могут помешать доставке нефти из ближневосточных стран в Китай.

— Потому что само по себе наличие базы никак не препятствует тому, что по проливу проходят торговые суда. У них уже есть свое военное присутствие на Лакшадвипе, более того, у них есть там аэродромы, система радарных станций. Это просто такая новая индийская концепция развития территорий. Когда создается военная база, появляется инфраструктура, вокруг нее заодно создается и туристическая инфраструктура, — пояснил индолог.

По словам политолога, параллельно с еще одной базой из Лакшадвипа будут пытаться сделать туристический курорт мирового уровня, который бы стал индийскими Мальдивами.

— С точки зрения индийского руководства, индийских военных, это дополнительное укрепление позиций в западной части Индийского океана, потому что там активно наращивают свое присутствие флоты других государств: США, Франции, Великобритании. А поскольку Индия претендует на то, что она является ведущей морской державой в Индийском океане, она имеет определенные обязательства, среди которых в том числе и борьба с морским пиратством в западной части региона, — подчеркнул специалист.

Корабли Индия
Фото: Getty Images/NurPhoto/Contributor

Эксперт добавил, что сейчас морское пиратство всё больше дает о себе знать.

— Сомалийские пираты оживились, и хуситы стреляют по кораблям, так что для индийцев увеличить свое присутствие — святое дело. У китайцев там одна военная база, несколько торговых терминалов. Военное присутствие обычно ограничивается дежурством 3–4 подводных лодок, в лучшем случае до шести надводных судов и, как правило, парой судов снабжения. Это гораздо меньше того, что могут в любой момент выставить индийцы, — подытожил аналитик.

Директор ИСАА МГУ Алексей Маслов в разговоре с «Известиями» отметил, что для Нью-Дели Китай — важный соперник, который занимает серьезное место в индийской политической доктрине.

— Пекин обращает на Нью-Дели меньше внимания, чем Нью-Дели на Пекин. Индия винит КНР во многих своих проблемах экономических и даже военных, поэтому страна укрепляет обороноспособность. Но это не является ответом на мальдивскую ситуацию, потому что Китай усилил свое влияние и на Шри-Ланку, но никакого ответа со стороны Нью-Дели не последовало, — пояснил китаист.

Политолог добавил, что основные поставщики нефти для Китая — Саудовская Аравия, Россия и некоторые страны Африки.

— Индия при всем желании не может перекрыть эти поставки, я думаю, что она и не будет этого делать. Нью-Дели не хочет обострять свои отношения с Пекином в плане блокировки каких-то грузов и т.д. Тут во многом вопрос имиджевый, поскольку Индия хочет показать, что она самостоятельный военный, политический игрок, и тем самым заинтересовать других партнеров — США и Россию. Так что это скорее не столько вопрос военного противостояния, сколько война политических нарративов, — резюмировал специалист.

Читайте также
Прямой эфир