Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

США и их союзники пытаются выстраивать антикитайские союзы в Юго-Восточной Азии. С 4 по 6 марта проходит саммит АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) – Австралия. Канберра углубляет оборонные связи с соседними странами, ссылаясь на внешнюю угрозу безопасности со стороны КНР. В этом главным образом заинтересованы американцы, которые не в состоянии в одиночку контролировать весь регион. Как США пытаются сохранить свое доминирование в Азии — в материале «Известий».

Австралия настраивает АСЕАН против Китая

В последние месяцы Австралия активно работает над расширением связей в области морской безопасности. В частности, Канберра укрепляет сотрудничество со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

4–6 марта в Мельбурне премьер-министр Энтони Альбанезе принимает лидеров объединения на специальном саммите АСЕАН – Австралия. В 2024 году исполняется 50 лет с тех пор, как страна стала первым внешним партнером АСЕАН (сейчас среди полноправных партнеров — Россия, Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония, а также ЕС). Кроме того, АСЕАН — второй по величине двусторонний торговый партнер островного государства. При этом на общих и двусторонних встречах стороны обсудят не только торгово-экономическое сотрудничество, но и вопросы морской безопасности в регионе.

Основной угрозой между строк называется Китай, по крайней мере с позиции Канберры. Министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг заявила на саммите: «Мы сталкиваемся с дестабилизирующими и провокационными действиями, включая небезопасное поведение на море и в воздухе». Она особо отметила происходящее в Южно-Китайском море, в Тайваньском проливе и в целом во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Китай — один из ключевых интересантов. В связи с этим глава МИД объявила о выделении $186,7 млн на проекты АСЕАН в области морской безопасности.

тайвань
Фото: Global Look Press/Lin Jian
Справка «Известий»

Китай, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Тайвань оспаривают территории в Южно-Китайском море (все, кроме материкового Китая и Тайваня, который Пекин считает своей провинцией, а не полноценным соперником в регионе, входят в АСЕАН). В первую очередь это Парасельские острова и Спратли. Во-первых, они представляют интерес с точки зрения расширения военного присутствия в регионе, во-вторых, ЮКМ привлекательно экономически. Это торговый морской путь, через который ежегодно осуществляются перевозки на сумму $3 трлн. Также здесь есть огромные залежи углеводородов. Данные геологических служб стран разнятся, однако, например, по оценкам правительства США, на дне моря сосредоточено 11 млрд баррелей нефти и 5,4 трлн куб. м газа.

О намерении Австралии значительно усилить свой военный потенциал или влияние в регионе говорит и внутренняя политика страны. В апреле 2023 года власти объявили о крупнейшем пересмотре своих расходов на оборону со времен Второй мировой войны. Теперь среди главных приоритетов — ускорить закупку ударных ракет большой дальности и самим производить боеприпасы. В минобороны не представили конкретных оценок угроз нацбезопасности. Но в отчете говорилось, что соперничество между США и Китаем влияет на Азиатско-Тихоокеанский регион и имеет «потенциал конфликта». По мнению австралийского правительства, конкретно «утверждение суверенитета Китая над Южно-Китайским морем» угрожает глобальному порядку в АТР и поэтому негативно влияет на интересы Канберры. А США, по всей видимости, уже не в состоянии контролировать весь регион. В связи с этим в отчете было отмечено: «крупнейший оборонный союзник Австралии» утратил роль «однополярного лидера». Кроме того, несколько недель назад в правительстве заявили, что намерены удвоить надводный боевой флот с 11 до 26 единиц. Для этого планируется выделить еще $7,25 млрд.

Кто помогает США сохранить свое доминирование в Азии

В регионе Юго-Восточной Азии наметился тренд на двустороннее сотрудничество на фоне усиливающихся споров США и Китая за геополитическое влияние в регионе. Изначально доминировал «американский» сценарий: после Второй мировой войны США начали реализовывать подход к обеспечению безопасности в Азии, известный как «ступицы и спицы» (hub and spokes), где в роли «ступицы» (центра) выступает Вашингтон, а в роли «спиц» — Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Австралия, Новой Зеландия и другие стороны.

— Эта система расходится во многом подобно велосипедному колесу: в двустороннем направлении от столиц Азиатско-Тихоокеанского региона до Вашингтона. Учитывая подъем Китая, США постепенно движутся к многосторонности, создав в последние годы альянсы QUAD и AUKUS. Это также побуждает «спицы» строить связи между собой, — отметила в беседе с «Известиями» доцент кафедры политологии Университета Вэньчжоу-Кин Чунцзюэн Нэнси Вэй.

Президент США Джо Байден (в центре), премьер-министр Великобритании Риши Сунак (справа) и премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе (слева)

Президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе

Фото: Getty Images/Anadolu/Contributor

Та же Австралия за пару дней до саммита подписала ряд соглашений об оборонном сотрудничестве с Филиппинами, главным «раздражителем» Китая в ЮКМ и наиболее активным игроком в территориальных спорах. Неделей ранее глава австралийского минобороны Ричард Марлес посетил Джакарту, где договорился со своим индонезийским коллегой Прабово Субианто (скорее всего, будущим президентом) подписать важный оборонный пакт в ближайшие месяцы.

Мы как члены АСЕАН считаем Китай то другом, то угрозой. Это зависит от ситуации, — отметила в беседе с «Известиями» преподаватель международных отношений Президентского университета в Индонезии Жан Франсуаз.

Манила, в свою очередь, помимо Канберры, укрепляет сотрудничество с Токио. В июне 2023 года Филиппины, Япония и США провели свои первые совместные учения в районе Манильского залива, после чего Манила и Токио подписали важные соглашения в сфере оборонного сотрудничества. Примечательно, что все действующие игроки в этих соглашениях — либо официальные партнеры США в ряде альянсов, как, например, Япония и Австралия, либо придерживаются проамериканского курса, как Филиппины. Однако не все страны АСЕАН готовы примкнуть к американскому «блоку» именно против Китая.

Справка «Известий»

QUAD — стратегический диалог между Австралией, Индией, США и Японией по проблемам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

AUKUS — военный альянс США, Великобритании и Австралии. На данный момент стороны рассматривают сотрудничество с Японией в области оборонных технологий.

саммит асеан
Фото: Getty Images/Anadolu/Contributor

Хотя все первоначальные члены АСЕАН (а также Бруней и Вьетнам) настроены проамерикански и критически по отношению к Китаю, у них нет общей позиции по КНР. Более того, три страны АСЕАН, вступившие позже, такие как Камбоджа, Лаос и Мьянма, симпатизируют Китаю, учитывая их экономическую зависимость и географическую близость к нему, — сказал «Известиям» доцент кафедры международных отношений Университета Паджаджарана в Индонезии Теуку Резашиа.

Но некоторые государства могут налаживать трехстороннее и четырехстороннее военно-морское сотрудничество в Южно-Китайском море с незначительным участием Австралии, чтобы лучше контролировать «агрессивность Китая», добавил эксперт.

США активно пытаются развивать свое влияние через так называемых прокси-союзников, включая Австралию и Филиппины, подчеркивает профессор, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, член ученого совета Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. Эти страны фактически всё делают за американцев в регионе, в том числе создают определенное давление на Китай. Всё это происходит с ведома и при полном одобрении Вашингтона.

Читайте также
Прямой эфир