«Для тренера интернет — не слишком большое подспорье»
Резонансное интервью агента Вадима Шпинева о судьбе Георгия Джикии в «Спартаке» можно расценить как попытку давления на руководство московского клуба и нельзя назвать разумным шагом, считает легендарный российский тренер Олег Романцев. В то же время он высказал уверенность, что сам футболист — «очень порядочный, преданный делу и команде человек». В беседе с «Известиями» и «Спорт-Экспрессом» Олег Романцев также объяснил трудности адаптации Арсена Захаряна в испанском «Реал Сосьедад», прокомментировал возможный отъезд в Европу Федора Чалова, аренду воспитанника «Спартака» Павла Мелешина в минское «Динамо» и заочно поспорил с новым спортивным директором красно-белых Томашем Амаралом об оптимальном количестве игроков в команде.
«Мне не понятно, к чему были выступления агента Джикии»
— Олег Иванович, как лично вы оцените ситуацию вокруг Георгия Джикии в «Спартаке»? Агент игрока Вадим Шпинев дал громкое интервью про перспективы своего клиента, гендиректор Олег Малышев тут же заявил, что все решения по футболистам принимает клуб. На чьей стороне правда?
— Не знаю, как ответить на ваш вопрос, потому что в моей практике ничего подобного не случалось. Такого невероятного количества агентов, как сейчас, в то время просто не существовало. Да и особых проблем у меня с игроками не возникало — не было повода. Всё решалось без ненужной шумихи. Помню, какой неожиданностью стала для меня просьба Димы Аленичева отпустить его в «Рому». Но я только спросил его, уверен ли он в том, что делает правильный выбор. А когда услышал ответ, мы пожали руки и пожелали друг другу удачи.
С Джикией совсем другая история, в тонкости которой не хочу и не имею права влезать. Это внутреннее дело тренера, игрока и руководства клуба. Скажу лишь, что права и обязанности футболиста прописаны в контракте от а до я. И если не выполняются клубом, то игрок может обратиться в палату по разрешению споров. Или в суд. С другой стороны, если какие-то обязательства нарушил он сам, то руководство вправе принимать соответствующие решения.
Мне не очень понятно, к чему здесь публичные выступления агента. Если это попытка привлечь всенародное внимание к клиенту с целью надавить на руководство «Спартака», то никак не могу назвать такой шаг разумным. Это называется выносить сор из избы, что только на руку недругам «Спартака». От себя скажу, что общение с Джикией убедило меня в том, что он очень порядочный, преданный делу и команде человек. И в данной ситуации это главное.
— Новый спортивный директор «Спартака» Томаш Амарал сказал, что оптимальное число игроков в команде — 24–25. А если их будет больше, то это помешает росту молодых игроков. Согласны?
— Не знаю, откуда уважаемый Амарал взял такие цифры. Для меня оптимальное число — 18 игроков. С костяком в шесть-семь человек и парой-тройкой универсалов, способных закрыть разные позиции. Я счастливый тренер, в распоряжении которого были такие умельцы, как Титов, Аленичев, Тихонов, Кечинов, Пятницкий, Цымбаларь… И каждый из них был хорош на любом месте. А как неожиданно и остро выдвигались вперед из обороны Витя Онопко с Юрой Никифоровым! И ведь защита от этого не трещала по швам. Прошу прощения, если кого-то из ребят не вспомнил — «Спартак» ведь всегда был полон талантами.
Возможно, у господина Амарала свое видение футбола, на что он, безусловно, имеет право. Но, на мой взгляд, 24–25 игроков могут создать перебор в конкуренции за место в составе. И породить проблемы, отголоском которых станет напряжение в коллективе. Так что продолжаю оставаться при своем мнении, которое прошло проверку временем, игрой и результатами.
— Вы говорили, что Денис Глушаков и в 37 лет будет полезен клубам РПЛ. Удивились, что «Ростов» не сохранил игрока, хотя он прошел с командой Валерия Карпина сборы?
— Я и сейчас от своих слов не отказываюсь. А то, почему Глушакова не оказалось в «Ростове», — это вопрос к Валерию Георгиевичу. Не думаю, что дело здесь в каких-то претензиях к игровому или физическому состоянию Дениса. Возможно, позиция, на которой он мог быть максимально полезен, уже занята кем-то другим. А, как известно, лучшее — враг хорошего. Вот и расстались тренер и футболист по-доброму.
Сам же Денис после сборов с «Ростовом» заявил, что убедился в своей готовности играть в премьер-лиге. Во что я верю, поскольку знаю его как игрока с характером настоящего лидера, способного всегда объективно оценивать свои возможности (интервью состоялось до трансфера Глушакова в армянский «Урарту». — «Известия»). К сожалению, с футболистами из породы «крепких орешков» не все готовы сотрудничать — слишком уж хлопотно. К Карпину, это, конечно, не относится. А вот его коллегам напомню: кто не рискует, тот шампанского не пьет.
«Говорил Сычеву, что «Марсель» ему не по зубам»
— Вам не обидно, что из «Спартака» в минское «Динамо» отдан в аренду Павел Мелешин?
— Вот вам и продолжение обсуждения вопроса о количестве игроков в команде. На мой взгляд, Павлу все-таки дали маловато времени, чтобы показать все свои способности. А они у него есть — хорошо работает с мячом, чувствует партнеров, обладает поставленным ударом и голевым чутьем. Вспомните его дебютные матчи! А то, что он из своих воспитанников, — большой плюс, о котором, к сожалению, частенько забывают.
Считаю, что таким ребятам нужно уделять особое внимание и давать больше шансов обрести себя. Очень надеюсь, что у Мелешина-младшего такой же характер, как и у его отца, поигравшего в моем «Спартаке». Потому верю, что уход в аренду не сломает Павла, а сделает его, как и Артема Дзюбу, только сильнее.
Помню, как в свое время из дубля «Спартака» в минское «Динамо» перешла целая группа талантливых игроков — Ремин, Адамов, Малофеев, Погальников, которые под руководством Александра Севидова сотворили маленькое чудо, став бронзовыми призерами чемпионата СССР. А Эдуард Малофеев даже заиграл в сборной! Так что тебе есть на кого равняться, Паша. И то, что в новой команде он уже открыл счет голам, обнадеживает. Помни, «Спартак» тебя ждет!
— Почему Арсен Захарян до сих пор не заиграл в Испании? Проблема в адаптации — или Арсен попал не в свою команду, где его используют не на той позиции? И главное: всё ли в таких случаях зависит только от самого игрока? Тот же Сычев тоже в 20 лет уехал в «Марсель», но через год вернулся в Россию.
— Когда Дима собирался уходить, я говорил, что «Марсель» ему пока не по зубам. Но, видимо, кому-то тот трансфер был очень выгоден, и парня заставили настоять на своем. А я в таких случаях никогда никого не уговаривал. Чем всё закончилось, известно.
Смена команды — всегда риск. А переход в зарубежный клуб — риск вдвойне. Особенно для молодого футболиста. Захарян из таких. Сейчас он проходит самый сложный этап освоения в новом коллективе, который живет по своим игровым законам. Рецепт здесь один — работа и терпение. Пример — Головин, ставший одним из лидеров «Монако». На подходе к этому и Алексей Миранчук в «Аталанте». Хотя стартовый период был полон для них теми же трудностями, которые сейчас свалились на Захаряна.
В ту ли команду он попал? На мой взгляд, для быстрого, техничного и смекалистого Арсена «Реал Сосьедад» с его раскованной, чуть авантюрной игрой — вполне подходящий вариант. А вот то, как пишут у нас об игре экс-динамовца, меня возмущает. «Ничего не показал», «ничем не запомнился», «был незаметен», «час без ударов» — ну и что? Да парень только притирается к новой команде, ищет себя! Проблем добавляет и то, что она сейчас переживает спад. Так дайте же наконец ему встать на ноги, поддержите — ведь он же всё это читает!
— Александр Кокорин признан лучшим футболистом 2023 года в чемпионате Кипра, а недавно забил самый быстрый гол в истории лиги. Может ли такая игра нападающего стать шагом к возвращению в РПЛ, или в 32 года это маловероятно?
— Конечно, чемпионат Кипра — не серия А, в которой до этого побывал Александр. Но новость приятная. Особенно после того, что пришлось пережить Кокорину. Что касается возвращения в российскую премьер-лигу, то хочет ли этого он сам? Может, его устраивает то, что он получил в стране вечного солнца, где уже стал местной звездой? Возвращение в Россию для него — новый вызов. А дальше слово за клубами — и за самим футболистом. Андрей Тихонов в его годы сумел по-новому найти себя на поле, став лидером «Химок» и «Крыльев». А в 41 красиво завершил карьеру в родном клубе.
«Уезжать ли в Европу — личной выбор Чалова»
— Андрей Канчельскис уверен: Федору Чалову нужно уезжать в Европу сейчас, иначе он упустит момент. А как считаете вы?
— Думаю, словам Андрея, которому отведено почетное место в клубном музее «Манчестер Юнайтед», можно доверять. В то же время многое зависит от того, кому Федор в Европе интересен. Пока это на публику не выносится. Но если самому Чалову известны эти клубы, то предстоит принять решение, от которого может зависеть его будущее. Рецепта, как здесь не ошибиться, не существует.
Можно только дать совет — побольше узнать о новой команде, изучить его игровую манеру, присмотреться к конкурентам по позиции. Если чувствует, что потянет, можно и рискнуть. Если сомневается, стоит еще раз взвесить все за и против.
Не возьмусь судить о необходимость отъезда в Европу — это личный выбор Чалова. Но если он все-таки решится, то ему точно пригодится опыт выступления в «Базеле». Федор там окреп и прочувствовал европейский футбол. Ему не придется начинать с нуля.
В любом случае, всем, кто собирается заиграть в Европе, можно лишь порекомендовать обратиться к тому же Андрею Канчельскису или к Александру Головину, у которых там получилось.
— Болельщики ЦСКА недовольны тем, что Владимир Федотов мало доверяет молодым футболистам. Должен ли тренер реагировать на претензии фанатов? Как вы поступали в таких ситуациях?
— Когда я начинал тренерскую карьеру, об интернете даже не было слышно. А когда он появился, то я довольно быстро понял — в моей профессии это не слишком большое подспорье. Речь идет о разного рода советах, пожеланиях, а порой и требованиях, с которыми обращались ко мне так называемые знатоки и аналитики. Очень уж им хотелось прославиться поучением Романцева среди себе подобных. Потому я и не стал радовать этих умников, дававших оценку моей работе, и забивать голову их рекомендациями.
Это не означает, что я не общался с теми, кто искренне поддерживал «Спартак» и сборную России. Например, никогда не отказывался от организованных встреч с болельщиками. А иногда случалось откровенно поговорить сразу после матчей, на выходе со стадиона. Признаюсь, приходилось слышать и не совсем приятные слова. Но я не срывался, не кипел — потому что сколько людей, столько и мнений. При этом понимал — если принимать близко к сердцу всё, что приходится слышать, то тебя просто не хватит для дела. Тренер должен быть сдержан, уверен в себе. И не имеет права реагировать на чьи-то эмоции, подвергая сомнениям свою работу.
Что касается ситуации в ЦСКА, то я убежден: именно Федотов и никто другой в состоянии правильно оценить необходимость нахождения в составе любого футболиста. И не важно, молод ли он. Запомните: только тренер отвечает в команде за всё! Что дает ему право принимать любые решения. А насколько эти решения были верны, подтвердит или опровергнет результат. Владимиру Валентиновичу искренне желаю продолжать идти своей дорогой, не обращая внимание на чье-то ворчание и недовольство.
— В недавнем интервью Олег Кононов рассказал, что во время работы в «Спартаке» получил от вас ценный совет: не принимать происходящее близко к сердцу и не отступать от своих принципов. А как вы выработали эти правила — кто-то подсказал или всё пришло в процессе работы?
— Ко мне это пришло точно не в тот момент, когда впервые вышел на поле с тренерским свистком. Всё случилось позднее, после поиска и сомнений, с опытом.
Ведь до «Спартака» довелось почти пять сезонов проработать во второй лиге с «Красной Пресней». Затем еще год — в Орджоникидзе. Да и как игрок я все футбольные ступени прошел — от Красноярска до сборной СССР. Бывало, перед матчами до полуночи не спал. А когда проигрывали, иногда и вовсе до утра заснуть не мог. Поработав тренером, в какой-то момент вдруг понял: даже в самые трудные моменты нельзя посыпать голову пеплом. В чем меня мудрый Николай Петрович Старостин, светлая ему память, всегда поддерживал.
Вот всё это от сердца я и сказал своему тезке Олегу Кононову, взвалившему сейчас на себя нелегкую ношу — разобранное «Торпедо». Думаю, об этом помнит и Андрей Тихонов, возглавивший тонущий «Енисей». Да и Сергей Павлов в астраханском «Волгаре».
Удачи им, как и всем моим ребятам, взявшимся за нелегкое, но дорогое для всех нас тренерское дело!