Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В бундестаге признали провал политики немецкого правительства по Украине
Экономика
Путин заявил о нанесении ущерба всей мировой экономике санкциями против РФ
Мир
Нападающего «Спартака» Промеса освободили из-под стражи в Дубае
Армия
Путин заявил об отсутствии у России планов по взятию Харькова
Мир
Во Франции заявили о намерении Запада убедить Украину пойти на переговоры
Мир
В МИД Германии сообщили о возвращении посла Ламбсдорфа в Москву
Мир
Венгрия наложила вето на резолюцию СЕ с признанием только «мирного плана» Киева
Политика
Политолог указал на бесполезность саммита в Швейцарии без Путина и Байдена
Мир
В Британии обеспокоились последствиями ответа РФ на поставки Storm Shadow ВСУ
Общество
Власти Новороссийска сообщили о штатной работе предприятий после атаки дронов ВСУ
Происшествия
В КЧР ликвидировали планировавшего нападение на правоохранителей террориста
Мир
Глава МИД Венгрии назвал обнадеживающим состояние премьера Словакии Фицо
Экономика
РФ и Малайзия подписали соглашение об избежании двойного налогообложения
Армия
Путин заявил о задаче Белоусова открыть Минобороны РФ для инноваций
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и до +21 градуса в Москве 17 мая
Мир
В МИД Китая заявили о взаимной поддержке РФ и КНР в сфере защиты суверенитета
Происшествия
Москвич умер в больнице после отравления рыбным рулетом из доставки
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Куба возобновляет дипломатические отношения с Южной Кореей спустя 65 лет после их разрыва, что может вызвать жесткую реакцию КНДР. Гавана оставалась одним из немногих союзников Пхеньяна, даже когда Северная Корея столкнулась с международной изоляцией в связи с развертыванием ядерной программы. Ситуация осложняется тем, что Север официально возвел Юг в статус врага, а Сеул может использовать Гавану как инструмент давления на Пхеньян. Изменится ли ситуация на Корейском полуострове — в материале «Известий».

Южная Корея и Куба наладили дипотношения спустя 65 лет

Куба и Южная Корея установили дипломатические и консульские отношения спустя 65 лет полного отсутствия связей. В южнокорейском МИДе заявили, что об этом договорились постпреды стран в ООН в Нью-Йорке. Планируется и взаимное открытие диппредставительств. Как подчеркнули в ведомстве, новые дипотношения между Сеулом и Гаваной знаменуют «важный поворот» для Южной Кореи в ее усилиях по укреплению позиций в Латинской Америке. В кубинском МИДе лишь подчеркнули, что при установлении официальных связей соблюдены все принципы международного права. По словам экспертов, контакты продиктованы прежде всего экономическими интересами с обеих сторон.

— Южная Корея — это страна с бурно развивающейся экономикой, достигшая определенных высот. А Куба, во-первых, имеет выход на Северную, Южную и Центральную Америку, а во-вторых, находится близко от Панамского канала. Кроме того, на Кубе пять замечательных глубоководных портов, которые из-за американской экономической блокады используются не так интенсивно, как следовало бы. Они в том числе могут принимать крупнотоннажные танкеры, которые строит та же самая Южная Корея, — сказал «Известиям» заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО Борис Мартынов.

Куба
Фото: ТАСС/EPA/Ernesto Mastrascusa

Эксперт обратил внимание на то, что сам факт установления дипломатических отношений Кубы с Южной Кореей, союзником США, можно считать брешью в антикубинской санкционной политике, которую Соединенные Штаты проводят с 1961 года.

— Установление отношений с Южной Кореей соответствует внешней политике Гаваны в целом. Государство установило дипотношения со всеми странами, кроме Израиля, с которым разорвало связи после израильско-арабской войны в октябре 1973 года. А со стороны Сеула — это послание Вашингтону о необходимости прекращения бесчеловечного эмбарго, — полагает почетный профессор международных отношений и истории Американского университета в Вашингтоне Филип Бреннер.

Двусторонние обмены между странами прекратились еще после кубинской революции 1959 года с подачи Сеула. Попытки наладить отношения начались в 2000-м при администрации Ким Дэ Чжуна. В последние годы тенденция к потеплению усилилась. В частности, в 2016 году министр иностранных дел Южной Кореи Юн Бен Се посетил Кубу, выразив желание установить дипотношения. Это были первые официальные переговоры глав МИД двух стран. В июне 2023-го президент Юн Сок Ёль отправил Кубе гуманитарную помощь в размере $300 тыс., когда ряд кубинских провинций пострадали от наводнений.

С Северной Кореей Куба, наоборот, всё это время, а именно с 1960 года, поддерживала тесные партнерские отношения, особенно в эпоху холодной войны, сблизившись на антиамериканской и социалистической почве. В 1986 году Северная Корея и Куба подписали договор о дружбе и сотрудничестве по случаю визита Фиделя Кастро в КНДР. В нем указано, что страны поддерживают отношения братской солидарности. Нынешний лидер Северной Кореи также с почтением относится к ныне покойному кубинскому лидеру, которого он называл товарищем по оружию. В КНДР даже соблюдали трехдневный траур, когда Кастро умер в 2016 году.

Куба
Фото: ТАСС/EPA/Ernesto Mastrascusa

Агентство Yonhap сообщает, что Южная Корея и Куба в последнее время вели закулисные дискуссии, учитывая возможную негативную реакцию со стороны Северной Кореи и попытки заблокировать переговорный процесс.

Сеул пытается оказать давление на Пхеньян через Гавану

Выбор Южной Кореи в пользу Кубы, а, например, не Сирии (единственное государство — член ООН, с которым у Республики Корея не установлены дипотношения) демонстрирует стремление Сеула оказать давление на Пхеньян. «Установление дипотношений с Кубой означает кульминацию наших дипотношений с социалистическими странами, включая страны бывшего Восточного блока, которые были дружественны Северной Корее», — цитирует Korea Herald высокопоставленного представителя президента на условиях анонимности. По словам чиновника, прочные отношения Кубы с КНДР представляли самое большое препятствие, однако успех в установлении связей демонстрирует, кто здесь «доминирует». Он также обратил внимание на «политические и психологические» последствия для Пхеньяна.

«В то время как Северная Корея укрепляет свои связи с бывшими коммунистическими государствами, тесно сотрудничая с Россией и Китаем, мы установили отношения с Кубой, союзником КНДР. Знаменательно, что мы обратили на свою сторону старого друга Северной Кореи», — приводит заявление другого диписточника крупнейшая южнокорейская газета «Чосон ильбо».

Южная Корея
Фото: TASS/Defense Ministry via ZUMA Press Wire

Установление дипотношений с Кубой можно рассматривать как инструмент психологического давления на Пхеньян со стороны Сеула, обращает внимание ведущий научный сотрудник центра корейских исследований ИКСА РАН Александр Жебин.

— Южнокорейцам важна любая страна, которая имела отношения с КНДР, чтобы северян уколоть. Не исключаю, что с Кубой они, возможно, даже пошли на конкретные шаги, чтобы эти дипотношения стимулировать. В частности, Южная Корея обещала содействовать развитию инфраструктуры в странах Центральной Америки, чтобы тем самым повысить там занятость и уменьшить приток беженцев в США. Это был такой вполне конкретный жест помощи Штатам. В эту программу могут как раз включить Кубу и развивать там инфраструктурные объекты в рамках внешне очень благородной программы, — отметил кореевед.

Ситуация обостряется тем, что «братская» Куба наладила сотрудничество не просто с Южной Кореей, а с «главным врагом» КНДР. С начала 2024 года Пхеньян кардинально изменил свою позицию по отношению к Сеулу: с надежды на объединение до угрозы полного уничтожения в случае малейших провокаций. Кроме того, Пхеньян продолжает развивать ядерную программу, и теперь это уже конституционно закреплено, однако только в целях самообороны. Северная Корея тестирует не только обычные вооружения, но и способные нести ядерный заряд, несмотря на международные санкции, которые в том числе поддержала и Россия. В Москве признают право Пхеньяна на самооборону, но выступают за нераспространение ядерного оружия.

Южная Корея
Фото: TASS/AP/Lee Jin-man

Таким образом, Куба опосредованно втягивается в конфликт на Корейском полуострове, особенно если отношения Гаваны и Сеула будут укрепляться. Впрочем, по мнению российских экспертов, остров вряд ли сможет значительно повлиять на позицию КНДР, чтобы ощутимо снизить напряженность между Севером и Югом. Со стороны Южной Кореи эту область полностью контролируют США. По мнению Бориса Мартынова, вряд ли Штаты, как решающий игрок, пригласят Кубу в качестве посредника. Кроме того, Вашингтон может надавить на Сеул, чтобы тот не развивал сотрудничество с Гаваной. При этом Филип Бреннер считает, что Куба могла бы стать медиатором между Северной и Южной Кореями. Как заметил профессор, Гавана в прошлом была довольно успешным посредником, а сейчас, например, участвует в переговорах между правительством Колумбии и повстанческой Армией национального освобождения. Однако Куба, скорее всего, будет ждать, пока об этом попросят обе стороны на Корейском полуострове.

Прямой эфир