Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине допустили крах энергосистемы страны зимой
Мир
Додик пообещал не допустить вступления Боснии и Герцеговины в НАТО
Общество
Грозовые дожди и залповые ливни придут в Москву на следующей неделе
Мир
Сийярто посоветовал политикам ЕС «пристегнуть ремни» перед новыми визитами Орбана
Общество
В МЧС предупредили москвичей о сильной жаре 8 и 9 июля
Мир
СМИ сообщили о неготовности заявления НАТО о членстве Украины в альянсе
Мир
Лихачев сообщил об аресте США идущих на проект АЭС «Аккую» в Турции денег
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Общество
Телефонные аферисты похитили у пенсионерки более 28 млн рублей
Мир
Welt сообщил о крайне тяжелом положении ВСУ на донецком направлении
Мир
На Украине берег пограничной реки Тисы оградили колючей проволокой
Мир
Явка во втором туре выборов в парламент Франции побила рекорд 43-летней давности
Мир
Лавров исключил возможность обстрела территории РФ ракетами ВСУ без помощи США
Мир
Скончался заразившийся поедающей мозг амебой израильтянин
Политика
Ушаков затруднился назвать сроки восстановления отношений России и Европы
Армия
ВС России взяли под контроль населенный пункт Чигари в ДНР
Происшествия
Силы ПВО сбили пять ракет HIMARS над Мелитополем

Психолог назвала причины возникновения синдрома самозванца

Нижнева: синдром самозванца может возникнуть из-за отсутствия похвалы от родителей
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Психолог Алена Нижнева 8 февраля рассказала «Известиям», что такое синдром самозванца и почему он возникает.

По словам специалиста, синдром самозванца — не психический диагноз, его нет ни в одной классификации болезней.

«Это скорее про совокупность нескольких психологических проявлений: убеждения о собственной некомпетентности; тревога, что некомпетентность будет замечена другими; неготовность браться за новые проекты, так как кажется, что ничего не выйдет, хотя оснований для таких выводов нет; похвала воспринимается настороженно или отвергается, так как человек не признает своего вклада в результаты, а списывает на обстоятельства («мне повезло»); часто возникают мысли о собственном шарлатанстве; может быть стремление постоянно изучать новое, но оно основано не столько на интересе к выбранной сфере, сколько на иррациональной вере в свою некомпетентность, которую можно хоть как-то сгладить только через изнуряющее обучение и постоянную отработку навыков; ошибки воспринимаются как полный крах и вся ответственность за них приписывается личным качествам, контекст ситуации игнорируется», — сказала она.

Для определения у себя синдрома самозванца Нижнева предложила ответить на несколько вопросов. Как я отношусь к результатам своей деятельности? Считаю ли я, что эти результаты «случились», потому что «повезло» и мое влияние здесь минимально? Как я отношусь к ошибкам (своим и чужим)? Как я воспринимаю похвалу? Что я чувствую, когда другие меня хвалят? Есть ли у меня понимание, каких именно навыков и знаний мне не хватает? Часто ли я пробую делать что-то новое или обычно я отказываюсь, так как боюсь, что не справлюсь? Конкурентна ли моя оплата труда? Обсуждаю ли я периодически (например, раз в год) повышение зарплаты с руководителем и/или повышаю стоимость услуг для клиентов? Или я избегаю это делать, так как считаю себя недостойным зарабатывать больше?

Психолог рассказала, что синдром самозванца может возникнуть по нескольким причинам. Первая — обесценивание результатов со стороны значимых взрослых в детском возрасте, восприятие результатов как должного.

«Когда в ответ на очередную медаль/грамоту/диплом звучало: «Ну возьми пирожок с полки». В таком отклике нет чувства радости результатам и признания их как значимых. И в итоге ребенок может усвоить: «Мои результаты — не что-то, чем я могу гордиться; мои результаты не заслуживают внимания», — объяснила эксперт.

Вторая причина — сравнение с другими. Например, значимые взрослые часто сравнивали ребенка с другими детьми. Из этого может развиться устойчивая история о себе: «Всегда есть кто-то лучше меня, как бы я ни старался, всегда будет кто-то умнее, быстрее, сильнее».

«В итоге это переносится как нарратив о себе во взрослую жизнь: «другие лучше, чем я», — которому человек пытается найти подтверждение в виде бесконечных сравнений не в свою пользу, конечно же», — сказала психолог.

Третья причина — соревновательный и обесценивающий контекст в текущей жизни: дома, на работе, с друзьями, в социальных сетях.

«И сейчас лейтмотив «успешного успеха» продолжает звучать от значимого окружения. Результаты воспринимаются как само собой разумеющееся, не замечаются, а требования продолжают расти. И возникает ощущение замкнутого круга — ты что-то делаешь, как-то проявляешь себя, но это остается незамеченным. В итоге снова находятся «подтверждения» для хорошего выученного урока: «Что бы я ни делал — этого не заметят, значит, это не имеет значения». И куда же без «успешного успеха» в Сети: нам показывают только особенно «отшлифованные» моменты дня: встала в 05:00, написала две главы романа, пробежала 10 км, сделала завтрак для пятерых детей и всё это на идеально убранной кухне», — сказала эксперт.

А если мы постоянно видит «идеальную картинку», то постепенно начнут закрадываться сравнения, недоверие к своему опыту, своим возможностям и сомнения в собственной «достаточности», указала собеседница издания.

Четвертая причина — доверие к выученным формам поведения, модели «успешности» и собственным мыслям.

«Да, важно заметить и свой вклад в происходящее. Заметить, а могу ли я критически отнестись к происходящему? Могу ли подвергнуть сомнению то, что привык думать о себе? И здесь может быть первый шаг к формированию нового, более подходящего для себя способа строить жизнь», — заключила Нижнева.

24 января доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.

По словам психолога, можно назвать три основные причины возникновения синдрома отличника. Во-первых, это влияние семьи, вернее — ожидания со стороны родителей от ребенка, которые ему транслируются. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими.

Прямой эфир