Психолог назвала причины возникновения синдрома самозванца

Психолог Алена Нижнева 8 февраля рассказала «Известиям», что такое синдром самозванца и почему он возникает.
По словам специалиста, синдром самозванца — не психический диагноз, его нет ни в одной классификации болезней.
«Это скорее про совокупность нескольких психологических проявлений: убеждения о собственной некомпетентности; тревога, что некомпетентность будет замечена другими; неготовность браться за новые проекты, так как кажется, что ничего не выйдет, хотя оснований для таких выводов нет; похвала воспринимается настороженно или отвергается, так как человек не признает своего вклада в результаты, а списывает на обстоятельства («мне повезло»); часто возникают мысли о собственном шарлатанстве; может быть стремление постоянно изучать новое, но оно основано не столько на интересе к выбранной сфере, сколько на иррациональной вере в свою некомпетентность, которую можно хоть как-то сгладить только через изнуряющее обучение и постоянную отработку навыков; ошибки воспринимаются как полный крах и вся ответственность за них приписывается личным качествам, контекст ситуации игнорируется», — сказала она.
Для определения у себя синдрома самозванца Нижнева предложила ответить на несколько вопросов. Как я отношусь к результатам своей деятельности? Считаю ли я, что эти результаты «случились», потому что «повезло» и мое влияние здесь минимально? Как я отношусь к ошибкам (своим и чужим)? Как я воспринимаю похвалу? Что я чувствую, когда другие меня хвалят? Есть ли у меня понимание, каких именно навыков и знаний мне не хватает? Часто ли я пробую делать что-то новое или обычно я отказываюсь, так как боюсь, что не справлюсь? Конкурентна ли моя оплата труда? Обсуждаю ли я периодически (например, раз в год) повышение зарплаты с руководителем и/или повышаю стоимость услуг для клиентов? Или я избегаю это делать, так как считаю себя недостойным зарабатывать больше?
Психолог рассказала, что синдром самозванца может возникнуть по нескольким причинам. Первая — обесценивание результатов со стороны значимых взрослых в детском возрасте, восприятие результатов как должного.
«Когда в ответ на очередную медаль/грамоту/диплом звучало: «Ну возьми пирожок с полки». В таком отклике нет чувства радости результатам и признания их как значимых. И в итоге ребенок может усвоить: «Мои результаты — не что-то, чем я могу гордиться; мои результаты не заслуживают внимания», — объяснила эксперт.
Вторая причина — сравнение с другими. Например, значимые взрослые часто сравнивали ребенка с другими детьми. Из этого может развиться устойчивая история о себе: «Всегда есть кто-то лучше меня, как бы я ни старался, всегда будет кто-то умнее, быстрее, сильнее».
«В итоге это переносится как нарратив о себе во взрослую жизнь: «другие лучше, чем я», — которому человек пытается найти подтверждение в виде бесконечных сравнений не в свою пользу, конечно же», — сказала психолог.
Третья причина — соревновательный и обесценивающий контекст в текущей жизни: дома, на работе, с друзьями, в социальных сетях.
«И сейчас лейтмотив «успешного успеха» продолжает звучать от значимого окружения. Результаты воспринимаются как само собой разумеющееся, не замечаются, а требования продолжают расти. И возникает ощущение замкнутого круга — ты что-то делаешь, как-то проявляешь себя, но это остается незамеченным. В итоге снова находятся «подтверждения» для хорошего выученного урока: «Что бы я ни делал — этого не заметят, значит, это не имеет значения». И куда же без «успешного успеха» в Сети: нам показывают только особенно «отшлифованные» моменты дня: встала в 05:00, написала две главы романа, пробежала 10 км, сделала завтрак для пятерых детей и всё это на идеально убранной кухне», — сказала эксперт.
А если мы постоянно видит «идеальную картинку», то постепенно начнут закрадываться сравнения, недоверие к своему опыту, своим возможностям и сомнения в собственной «достаточности», указала собеседница издания.
Четвертая причина — доверие к выученным формам поведения, модели «успешности» и собственным мыслям.
«Да, важно заметить и свой вклад в происходящее. Заметить, а могу ли я критически отнестись к происходящему? Могу ли подвергнуть сомнению то, что привык думать о себе? И здесь может быть первый шаг к формированию нового, более подходящего для себя способа строить жизнь», — заключила Нижнева.
24 января доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть.
По словам психолога, можно назвать три основные причины возникновения синдрома отличника. Во-первых, это влияние семьи, вернее — ожидания со стороны родителей от ребенка, которые ему транслируются. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими.