Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За последние два года отечественная fashion-индустрия претерпела значительные изменения: уход западных поставщиков, расширение предложения локальных марок, появление брендов из новых регионов — Азии и Турции. Трансформация рынка неизбежно отразилась и на устойчивой моде, развитие которой осуществлялось через влияние западных игроков индустрии. Lamoda проанализировала свой ассортимент и продажи более устойчивых товаров. Так, по итогам 2023 года было представлено более 880 тыс. вещей от 3,5 тыс. брендов, которые отвечают принципам экологического развития. Аналитики также наблюдают повышение спроса в сегменте «Натуральный состав» и увеличение продаж на товары, произведенные без жестокости к животным. Подробнее о том, какие материалы и технологии чаще всего используют бренды и как государство поддерживает тренд на экомоду, — в материале «Известий».

Что такое устойчивая мода

Устойчивая мода — это одежда и аксессуары, которые производятся, продаются, используются и утилизируются экологически и социально ответственным образом. Подобная система способствует уменьшению потребления воды в процессе изготовления материалов, используя возобновляемые источники энергии, системы рекуперации тепла и воды, низкоуглеродные технологии. Экобренды обеспечивают достойные условия труда и заработную плату для работников, занятых в производстве и распределении.

хлопок
Фото: Getty Images/baranozdemir

— Под устойчивой модой понимается концепция создания одежды и аксессуаров таким образом, чтобы снизить воздействие на окружающую среду и повысить социальную ответственность на протяжении всего производственного процесса, — объяснила доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ Динара Васьбиева. — Основной акцент экологически устойчивые бренды делают на используемые в производстве натуральные и органические материалы, такие как хлопок, шерсть и лен, выращенные и собранные без вредных химикатов и пестицидов.

Другим важным аспектом устойчивой моды, по мнению доцента, является менее вредный для окружающей среды производственный процесс, включающий в себя минимизацию отходов, снижение потребления энергии и использование возобновляемых источников энергии.

Явление стало складываться примерно с конца 60-х, термин возник примерно с 80-х годов прошлого века, а систематические исследования устойчивой моды связаны с 2000-ми годами. Причем саму концепцию и культуру сформировали не компании, а именно покупатели. Именно они поддержали принцип более медленного перехода с одной сезонной коллекции на другую и ответственного отношения компаний к окружающей среде, — рассказала преподаватель факультета дизайна и рекламы университета «Синергия» Анна Черокова.

Эксперт напоминает, что первым во всеуслышание декларировать приверженность этим принципам стал модный дом Stella McCartney, который использовал для продвижения коллекций фотоснимки на фоне свалок. В 2010 году тренд развивали исключительно нишевые бренды, пока в 2019 году на саммите «большой семерки» 32 компании (список включал Chanel, Ralph Lauren, Prada и др.) не подписали The Fashion Pact — документ-обязательство о совместных усилиях для сохранения окружающей среды.

съемка
Фото: Stella McCartney

Выбор покупателя сбережение ресурсов

В настоящее время большинство российских потребителей всё больше беспокоятся об экологии и осознают загрязнение окружающей среды под действием «быстрой моды». Так, в прошлом году девять из десяти секций Lamoda Planet, каждая из которых олицетворяет разные критерии устойчивого развития — от использования натуральных или переработанных материалов до специализированных коллекций для людей с особенностями здоровья, — показали рост продаж. Согласно результатам исследования, за 2023 год спрос в сегменте «Натуральный состав» увеличился на 74%, а продажи на товары, произведенных без жестокости к животным, выросли на 55%.

Помимо экологичных материалов, аналитики отмечают большой интерес покупателей к предметам из благотворительной секции — спрос увеличился на 101%. Количество клиентов Resale во второй половине 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го повысилось на 40%. Единственной секцией, в которой второй год подряд происходит снижение, стал раздел «Веганские ткани и косметика». Продажи сократились на 55%, а ассортимент товаров — на 40% по сравнению с 2022 года.

— Выбор покупателей в устойчивой моде основывается на ценностях, поэтому производителям важно доносить идею бренда и информацию о производстве. Согласно исследованию Ipsos (РосИндекс, 2023), 40% российских потребителей готовы переплачивать за более экологичные товары, — сообщила «Известиям» доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации» Татьяна Ветрова.

Для повышения интереса потребителей к устойчивой моде экобренды проводят образовательные мероприятия о преимуществах подобной одежды, о вреде «быстрой моды» для окружающей среды и о том, как потребители могут внести свой вклад в создание более устойчивой ситуации на рынке. Некоторые компании также сотрудничают с организациями, занимающимися защитой окружающей среды или правами животных, чтобы привлечь внимание клиентов к своей продукции и принципам устойчивости, уточняет эксперт.

Наталья Водянова в платье H&M Conscious Exclusive

Наталья Водянова в платье H&M Conscious Exclusive

Фото: H&M

По сути, механика привлечения внимания к теме устойчивой моды давно опробована западными брендами. Так, для популяризации тренда компании демонстрировали свой взгляд на тренд прямо на модных показах: в 2017-м модели Moschino выходили на подиум в одежде, изготовленной из мусора. Понятно, что в 2024-м эффекта разорвавшейся бомбы таким не произвести, но шаг определенно стоит взять на вооружение, — делится Анна Черокова. — Еще один известный маркетинговый ход — поддержка знаменитостей. Например, признанный лидер в переработке материалов для производства одежды H&M продвигал свою технологию изготовления ткани из пластика с помощью Натальи Водяновой.

По словам генерального директора Shopping Live Марии Островской, несмотря на положительную статистику, в fashion-индустрии по-прежнему наблюдается доминирование низкоценового сегмента, который никак не может быть связан с качественными и экологичными материалами, большими зарплатами на локальных производственных мощностях. Массовый потребитель не готов платить за то, что будет с планетой через 100 лет, а корпорации не хотят отказываться от сверхприбылей, которые поддержаны спросом. Также стоит отметить, что основная доля покупателей, которые могут позволить приобрести вещь экобренда, — это жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Ресайлк и еще раз ресайкл

Использование переработанного волокна остается главным драйвером развития устойчивой моды второй год подряд. Однако если в 2022 году исследователи отмечали тренд на использование вторичных материалов преимущественно у международных брендов в сегменте спортивной одежды, то в прошлом году коллекции с применением экологичного текстиля можно было встретить и у отечественных брендов. На данный момент переработанный полиэстер, хлопок, кашемир и кожа составили более 50% устойчивого ассортимента ведущих российских дизайнеров.

Помимо этого, высокий спрос наблюдается в категории «Аксессуары» (рюкзаки, шарфы, шапки и другие), рост в среднем от года к году составляет 65%. Большие показатели продаж были также зафиксированы в секции товаров для дома, которые за 2023 год достигли 57%.

сумка
Фото: Getty Images/Liudmila_Fadzeyeva

Используя вторично материалы и отходы, отечественные экобренды сокращают воздействие на окружающую среду, тратят меньше воды, чем потребовалось бы на создание новых тканей. Следует отметить, что в российской компании Jeans Revision шьют вещи только из денима, но для подклада используют ситец, сатин и бязь; создают новую одежду с помощью апсайклинга старой (замена карманов и воротников, улучшение посадки по фигуре и т.д.). Также отечественная марка Ozero использует ткани cupro, в состав которой входят волокна, покрывающие семена хлопка, — утверждает Динара Васьбиева.

В беседе с «Известиями» директор ресурсно-экологического центра «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров рассказал, что большинство отечественных дизайнеров закупают экологичные ткани в Китае, практически всё их производство сосредоточено именно там. В создании одежды они ориентируются на международные тенденции. Чаще всего в качестве сырья выступает переработанный бутылочный ПЭТ, который стали использовать для производства утеплителей в демисезонных и зимних куртках. Существуют также ткани, созданные на основе переработанного полиэстера, полиэтиленовых пакетов. Вслед за этим трендом к нам пришла и практика производства повседневной одежды из смесовых тканей, в составе которых есть вторичный хлопок, шерсть, переработанный лен с добавлением биоразлагаемого бамбука.

Тем не менее массового производства одежды из экологичных материалов на отечественном рынке пока нет, так как большинство материалов, в составе которых есть вторсырье, примерно на 30% дороже, чем ткани из первичного сырья. Но наши бренды, особенно спортивные, периодически выпускают капсульные коллекции, в которых все вещи созданы с использованием вторсырья, — заключает эксперт.

По мнению Татьяны Ветровой, в условиях увеличивающегося внимания к социально-экологическим проблемам экономика замкнутого цикла будет становиться всё более важной. Тенденция к апсайклингу, то есть переработке отходов или ненужных материалов в качественные продукты, будет продолжать развиваться в 2024 году. Благодаря технологическим инновациям и увеличению спроса на устойчивые и экологичные решения компании смогут активно внедрять апсайклинг в свои производственные процессы. Эксперт полагает, что, возможно, появятся новые методы и технологии апсайклинга, которые помогут улучшить эффективность и экономическую целесообразность этого подхода.

переработка
Фото: Getty Images/Annabelle Chih /Stringer

Материалы экофрендли

По данным Lamoda, в 2022 году товары из натуральных тканей стали лидерами продаж среди устойчивых товаров. В ушедшем 2023 году тенденция сохранилась, а самыми популярными материалами, произведенными с минимизированным ущербом для экосистемы, стали органический хлопок (48%), сертифицированный по международным стандартам GOTS, эковискоза (31%), в основе которой быстро растущий эвкалипт, и кожа (6%), обработанная в соответствии с международным экологическим стандартом.

Кроме того, согласно статистике, продажи ассортимента с сертификатами OEKO-TEX или bluesign выросли на 24%. Международные независимые сертификаты подтверждают исключение широкого спектра потенциально опасных для здоровья химических веществ из всех стадий производства.

— Все материалы, которые относят к экологическим, должны быть маркированы GOTS, OCS, USDA. Обычный хлопок в отличие от органического не считается экологичной тканью — на производство одной рубашки, например, требуется почти 3 тыс. л воды, — уточняет Анна Черокова. — Российские компании применяют ткани из органического хлопка, который, по некоторым исследованиям, загрязняет воду на 98% меньше обычного.

Аналитики Lamoda также наблюдают новый «микротренд» в fashion-индустрии: сейчас на российском рынке появляются товары из ультрапередовых экологичных тканей. Материалы применяются в коллекциях как зарубежных, так и российских брендов.

ананасовая кожа
Фото: соцсети

— На отечественном модном рынке используются такие передовые экологические материалы, как Tencel, Piñatex (ананасовая кожа), Econyl (рециклированный нейлон), вискоза из бамбука, и др. Сложность производства экологических материалов заключается в том, что часто требуется специализированное оборудование и технологии, а также высокие стандарты по экологической безопасности, — объясняет Татьяна Ветрова.

Согласно общей оценке экспертов, в будущем передовые ткани будут играть значительную роль в устойчивой моде. Данные материалы часто оказывают меньшее воздействие на окружающую среду и снижают зависимость от традиционного, ресурсоемкого текстиля.

Как государство поддерживает устойчивую моду

На сегодняшний день в сфере модной индустрии нет внятной законодательной базы и сформулированных мер господдержки, которые служили бы для экобрендов подспорьем и могли дать им фундамент для развития. Поэтому бренды и ритейлеры не только берут на себя производственные риски, но и сами вырабатывают свои стандарты и развивают информационные кампании, популяризирующие более осознанный подход к формированию гардероба у своей аудитории, поделилась с «Известиями» Оксана Костив, руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности Lamoda.

— Но всё же без активного и структурированного участия государства развитие устойчивой моды не выйдет на качественно новый уровень. Мы выделяем как минимум четыре области, где оно особенно необходимо. Это вовлечение экобрендов в разработку стандартов и законодательных инициатив; развитие рынка зеленого финансирования; создание промышленной инфраструктуры; предоставление приоритета в государственных закупках на текстиль и предметы гардероба тем локальным производителям, которые производят свои товары в соответствии с ценностями устойчивого развития, — перечислила эксперт.

швейная машинка
Фото: Getty Images/ Andrii Zastrozhnov

В то же время Динара Васьбиева напоминает, что в 2024 году сохранилось финансирование в размере более 5 млрд рублей на федеральную инициативу «Экономика замкнутого цикла». Правительство РФ признает стратегически важным направлением развитие и поддержку устойчивой моды и предпринимает меры по продвижению экологически эффективных методов в индустрии. На законодательном уровне поощряется сокращение текстильных отходов и их переработка.

Отметим, что единственной экомаркировкой, которая используется в России и признана GEN (Всемирной ассоциацией экомаркировки), является «Листок жизни». Для ее получения компании должны пройти добровольную сертификацию в «Экологическом союзе».

Читайте также
Прямой эфир