Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Президент ВАРПЭ дал оценку перспективе возобновления добычи сайры в России
Общество
В Роскачестве сообщили о росте доли российского игристого вина на рынке до 72%
Общество
Врач назвала самые частые ошибки родителей при введении прикорма
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 украинских беспилотников в небе над РФ за ночь
Общество
Стало известно об открытии в Москве наследственного дела после смерти Николаева
Общество
Стало известно о нахождении обвиняемой в аферах экс-чиновницы в розыске восемь лет
Происшествия
В Ростовской области в результате атаки БПЛА была повреждена вышка ЛЭП
Спорт
«Нью-Йорк Рейнджерс» проиграл «Колорадо Эвеланш» в матче НХЛ
Мир
Дипломат сообщил о возможном ограничении въезда в Италию по пятилетним паспортам РФ
Общество
Вильфанд сообщил об аномально теплой погоде с 11 декабря
Мир
Дональд Трамп вручил артистам медали Центра Кеннеди
Общество
В Роскачестве дали советы по выбору вкусных и спелых мандаринов
Мир
СМИ сообщили о минимум 14 погибших в результате ДТП с автобусом в Алжире
Мир
Келлог заявил об отсутствии намерений у США отправлять свои войска на Украину
Мир
В Кремле положительно отреагировали на исключение РФ из числа «прямых угроз» США
Общество
В аэропорту Саратова сняты ограничения на прием и выпуск самолетов
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о создании защитных конструкций от БПЛА для танков
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Турция впервые за долгое время обозначила свою позицию по созданию Зангезурского коридора, который должен соединить страну с Азербайджаном. Министр транспорта Абдулкадыр Уралоглу заявил, что Армения, по территории которой собираются проложить часть дороги, якобы посылает позитивные сигналы. По словам чиновника, в целом трассу достроят через пять лет. Подробности — в материале «Известий».

Что сообщил турецкий министр

В начале года в Турции снова заговорили о создании Зангезурского коридора. Сначала о проекте подробно высказался министр транспорта Абдулкадыр Уралоглу. По его словам, азербайджанская часть маршрута почти готова, параллельно строятся автотрасса и железная дорога в Нахичеванском эксклаве.

Турецкая часть маршрута также активно реализуется. В частности, в ближайшее время планируется реконструировать автомагистраль на Нахичевань. В нынешнем году начнется также возведение железной дороги, тендерные процедуры уже проведены. «В целом весь процесс создания этого коридора займет пять лет. То есть думаю, что в 2028 году мы полностью завершим все работы», — сказал турецкий министр.

Железная дорога
Фото: Getty Images/Anadolu/Resul Rehimov

Уралоглу при этом напомнил, что часть маршрута должна пройти по территории Армении. По словам чиновника, раньше в Ереване оценивали проект негативно, в последнее время, однако, премьер-министр Никол Пашинян стал посылать «позитивные сигналы». «Им тоже надо провести планирование и тендеры, чтобы коридор считался полностью завершенным», — отметил он.

Турецкий министр также напомнил, что в прошлом году широко обсуждалось создание дорог через территорию Ирана, а не Армении. По словам Уралоглу, Анкара приветствует оба маршрута. «Мы осуществим проект Зангезурского коридора, но не возражаем против того, чтобы Иран тоже стал частью связки», — подчеркнул он.

После выступления министра турецкое информагентство «Анадолу» подробнее рассказало о строительстве дорог. По данным издания, в Азербайджане территорию около железнодорожного полотна полностью очистили от мин, сама линия в направлении Армении готова на 45%, строительство планируется завершить до конца года. Автодорога готова на 80%, большая часть трассы будет шестиполосной.

Что известно о проекте

Зангезурский коридор — дорога, которую собираются проложить по территории Сюникской области Армении, чтобы связать основную часть Азербайджана с Нахичеванским эксклавом. Тот граничит с Турцией, поэтому в случае возведения транспортных коммуникаций Баку получит прямую сухопутную связь с союзником. Со своей стороны, для Анкары в случае строительства коридора упростится сообщение не только с Азербайджаном, но и с тюркоязычными странами Центральной Азии.

О возведении коридора заговорили после второй Карабахской войны в 2020 году. Тогда в ходе боевых действий Азербайджан отвоевал районы, которые непосредственно прилегают к Сюникской области. Кроме того, Баку смог зафиксировать свои интересы на дипломатическом уровне. В трехстороннем заявлении, подписанном по итогам боевых действий, говорилось, что в регионе разблокируются все транспортные коммуникации, Ереван обязался гарантировать безопасность сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью.

Зангезурский коридор
Фото: Getty Images/Anadolu/Resul Rehimov

После окончания войны Азербайджан приступил к строительству транспортной инфраструктуры на своей территории. В Баку при этом подчеркивали, что Зангезурский коридор должен иметь особый статус. Так, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев говорил, что рассчитывает на «облегченный проход» и внедрение «калининградской модели» транзита. По его словам, это значит, что не должно быть таможенных пошлин и пограничных проверок. Кроме того, из Баку следовали прозрачные намеки на готовность прорубить коридор силой.

В Армении такой подход вызывал ожесточенное сопротивление. В Ереване много говорили об угрозе суверенитету и территориальной целостности страны. Отмечалось также, что в случае прокладки коридора страна может оказаться отрезанной от границы с Ираном. Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивал, что поддерживает полное открытие транспортных коммуникаций на равноправной основе, но выступает против «коридорной логики».

К концу прошлого года, впрочем, градус напряженности снизился. С одной стороны, президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал несколько примирительных заявлений, в том числе пообещал вернуться в Зангезур (Сюникскую область) «не на танках, а на автомобилях». Кроме того, Баку договорился о развитии транспортных коммуникаций с Ираном. В октябре в торжественной обстановке представители двух стран дали старт строительству автомобильного моста и таможенно-пограничного пункта.

Зангезурский коридор
Фото: Getty Images/Anadolu/Resul Rehimov

Понятно, что с Тегераном речи об экстерриториальности не идет. Кроме того, строительство дорог через Иран обойдется дороже, чем по территории Армении, придется сделать серьезный крюк. Тем не менее в Баку и Анкаре заговорили о том, что Зангезурский коридор теперь не очень-то нужен. «Этот проект потерял для нас привлекательность. Вместо этого мы можем осуществить его с Ираном», — говорил помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. Он при этом подчеркивал, что полностью Баку от идеи не отказывается, но армянская сторона «должна продемонстрировать реальную заинтересованность».

После новостей о сближении Азербайджана и Ирана армянское руководство представило свой проект под названием «Перекресток мира». В Ереване отмечали, что в рамках этой инициативы предполагается разблокировать на Южном Кавказе все дороги и погранпункты. «Все страны используют инфраструктуру друг друга на основе равенства и взаимности», — пояснял Пашинян главную идею проекта. Возможно, Уралоглу именно эти заявления принял за позитивные сигналы Еревана. Впрочем, сам Пашинян жаловался, что его предложение в Баку и Анкаре встретили прохладно.

Что говорят эксперты

Армянский политолог Александр Искандарян подчеркивает, что Ереван чувствует угрозу территориальной целостности и стремится отстоять суверенитет страны.

— Армения однозначно поддерживает разблокировку границ с Азербайджаном и Турцией, но мы категорически против некоего особого коридора. Пока этот вопрос зашел в тупик. Возможно, через некоторое время Баку и Анкара осознают реальность и прислушаются к нашим предложениям, — отмечает он.

Азербайджанский политолог Фархад Мамедов говорит, что не видит перспектив урегулирования вопроса.

Железная дорога
Фото: Getty Images/Anadolu/Resul Rehimov

— Видимо, нынешнее тупиковое положение будет сохраняться до 2025 года, когда истечет срок действия трехстороннего заявления. К этому времени как раз будут достроены последние участки маршрута на азербайджанской и турецкой территориях. После 2025 года диалог с Ереваном будет вестись на других принципах, — полагает он.

Российский политолог Станислав Тарасов утверждает, что интерес к созданию Зангезурского коридора действительно снижается.

— Мы видим, что началось строительство коммуникаций на территории Ирана. Думаю, команда Пашиняна свой шанс упустила. Армения, похоже, остается за бортом крупных проектов. Азербайджан же вместе с Ираном и Россией участвует в создании коридора «Север – Юг» и, видимо, сумеет решить вопрос сухопутного пути в Турцию. Всё это сделает страну важным логистическим центром, — подчеркивает он.

Читайте также
Прямой эфир