Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США призвали Украину к переговорам с РФ во избежание скорого поражения
Экономика
Международные резервы РФ выросли в апреле на $7,537 млрд
Мир
Израиль обеспокоился возможным сокращением помощи от США из-за доклада Госдепа
Общество
В Москве «Волонтеры Победы» раздали прохожим георгиевские ленты
Пресс-релизы
Парад Победы на Красной площади 9 Мая на уличных экранах увидят более 50 млн раз
Мир
Полиция в Эстонии оштрафовала выставивших из автомобиля флаг РФ граждан
Мир
В Венгрии исключили участие страны в расширении миссии НАТО на Украине
Мир
Посол России в ФРГ возложил цветы к военному мемориалу в Берлине
Общество
ФСБ рассекретила документы о преступлениях гитлеровцев против жителей Донбасса
Мир
В НАТО раскритиковали Бельгию за недостаточные усилия в сфере обороны
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Мир
Трое туристов из России пропали в горах в Киргизии
Общество
Собянин поздравил 99-летнего фронтовика Ивана Слухая с Днем Победы
Спорт
ФК «Факел» оштрафовали за оскорбление болельщиками игроков «Зенита»
Происшествия
Тракторист снес восемь бетонных столбов ограждения аэропорта Липецка
Мир
Глава ВОЗ исключил уход организации из Рафаха
Мир
Си Цзиньпин заявил об уважении к Сербии всего мира за ее курс на независимость

Лирика для физиков: фестиваль «Формула гармонии» закрылся Моцартом и Пуччини

На событиях музыкального праздника побывали несколько тысяч человек
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Гимн красоте» и венгерский танец, Петр Чайковский и Дмитрий Шостакович, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий — по программе «Формулы гармонии» можно изучать историю мирового искусства. Фестиваль проходил с 10 октября по 24 ноября и был посвящен двум юбилеям Курчатовского института. А 11 декабря в столичном Доме ученых им. Александрова состоялась торжественная церемония закрытия. За дирижерский пульт встал художественный руководитель фестиваля и камерного оркестра «Виртуозы Москвы» маэстро Владимир Спиваков. «Формула гармонии» придумана специально для ученых, находящихся вдали от больших городов, — она дает возможность побаловать их классической музыкой в живом исполнении. «Известия» посетили финал ивента и окунулись в академическое звучание.

Колыбель оттепели

В этом году фестиваль посвящен сразу двум юбилеям: 80-летию Курчатовского института и 120-летию со дня рождения его основателей — академиков Игоря Курчатова и Анатолия Александрова. Неслучайно церемонии открытия и закрытия «Формулы гармонии – 2023» проходят именно в Доме ученых, названном именем Александрова, — в АНО «Курчатовский центр культуры».

Это место, в котором происходило уникальное явление, получившее название «оттепель». После войны, когда наша страна вышла победителем и проявила огромные успехи в ядерных делах, в космосе, наши закрытые, секретные ученые-физики вышли наружу. И вот это «наружу» было Курчатовским институтом, — рассказал «Известиям» член-корреспондент РАН, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. — Сюда потянулась творческая интеллигенция. Это была главная площадка в Москве в 1950-х годах, где происходило слияние великих физиков с великими творцами. Проще перечислить тех, кого здесь не было, чем тех, кто здесь был.

Михаил Ковальчук добавил, что в этих стенах побывали и выступили в том числе Булат Окуджава, Майя Плисецкая, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. А художественный руководитель фестиваля, дирижер Владимир Спиваков рассказал, что у самого Игоря Курчатова было около 200 пластинок.

— Он очень любил оперу. Думаю, пара произведений, вошедших в сегодняшнюю программу, совпала с тем, что было у Курчатова в коллекции, — сказал журналистам маэстро.

Впервые «Формула гармонии» прошла в 2021 году, объявленном президентом РФ Владимиром Путиным Годом науки и технологий. Традиционно концерты фестиваля звучат в наукоградах. Два года назад фестиваль состоялся в подмосковном Пущино, а в 2022-м — в Сарове Нижегородской области. Как отметил Михаил Ковальчук, эти города имеют огромное значение для страны, потому что в них находятся уникальные научные институты и центры.

В них [наукоградах] собран огромный интеллектуальный потенциал. И работать на этих площадках, доносить свет, тепло, искусство этим людям, находящимся в изоляции, в некотором смысле вдали от большого города, но делающим великое дело, — это уникальный шаг, который маэстро Спиваков совершил, придумал и закрепляет. У нас много площадок в наших городах и более 20 институтов. Несколько тысяч человек, в том числе и детей, прошло через концерты и мастер-классы в этом году, — объяснил Ковальчук.

В рамках фестиваля этого года зрители слушали не только русских классиков — Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Дмитрия Шостаковича, Александра Бородина, Сергея Рахманинова, но и зарубежных. Например, «Времена года» Антонио Вивальди, сюиту из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна и попурри на темы из кинофильмов Федерико Феллини композитора Нино Роты.

Научно-творческая вселенная

Небольшой актовый зал Дома ученых им. Александрова собрал трепетных к классической музыке и интеллигентных слушателей — ни единого звука, будь то невыключенный смартфон или покашливание, не было слышно. Только маэстро Спиваков, взмах его дирижерской палочки, музыка, сопрано солистки ГАБТ Анны Аглатовой. Зрители позволяли себе добавить в эту симфонию только бурные овации в перерывах между выступлениями.

Переполненные залы, везде. Это было такое счастье! Обоюдное, действительно. Наука и искусство — это две вещи, которые возвышают образ Отечества. Может быть, это звучит пафосно. Но я действительно так думаю. И думаю, что мы можем гордиться тем, что у нас сохранились очаги науки и очаги культуры. С большим удовольствием оркестр путешествовал и будем продолжать это делать, — рассказал о прошлых двух фестивалях Владимир Спиваков.

Хотя в программе заявлен не только Спиваков, но еще и Арсентий Ткаченко, и Иван Никифорчин, за дирижерским пультом в вечер закрытия стоял именно маэстро, глава камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Праздничную программу дополнила каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» в исполнении Анны Аглатовой, а также части произведений зарубежных композиторов: например, финал симфонии №29 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта, вальс Мюзетты из оперы «Богема» Джакомо Пуччини, венгерский танец №5 Брамса и «Гимн красоте» Фридриха Гульда.

— Творчество — это такая вещь… Творите ли вы вселенную научную, вселенную живописи или вселенную музыки — это не имеет никакого значения. Вы оперируете малым числом абстрактных символов. У ученого — десять цифр, у композитора — семь нот, у художника — семь красок, у писателя — два-три десятка букв в алфавите. И из этого ограниченного количества абстрактных символов создается вселенная. Эти вселенные ничем не отличаются. Это одно и то же, ментальность одинаковая, — поделился мнением Михаил Ковальчук.

По его словам, культурных планов на будущие годы у администрации Курчатовского института «громадье»: например, уже сейчас ведутся репетиции спектакля с большим количеством актеров. Речь о пластическом спектакле, поставленном советским и литовским театральным режиссером Гедрюсом Мацкявичюсом. Теперь, в сотрудничестве с сыном режиссера, тележурналистом Эрнестом Мацкявичюсом в этих залах поставят восстановленный спектакль в постановке ушедшего в 2008 году режиссера. А Спиваков пообещал, что в будущем «Формула гармонии» побывает с выступлениями во всех наукоградах, в каких будет возможно побывать.

Прямой эфир