Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
За два часа силы ПВО уничтожили 10 украинских дронов над тремя регионами России
Происшествия
Узловский район Тульской области подвергся воздушной атаке со стороны ВСУ
Мир
Франция направила 10 запросов в Алжир для выдачи напавшего с ножом преступника
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Киева выделить $500 млрд на сделку по ископаемым
Мир
В результате стрельбы на базе ВВС США в Нью-Мексико погиб военный
Мир
Трамп заявил о возможном завершении конфликта на Украине «на этой неделе»
Общество
Синоптики спрогнозировали малую облачность и гололедицу в Москве 23 февраля
Мир
В Греции назвали исторической ошибкой разговор премьера Мицотакиса с Зеленским
Мир
Трамп сообщил о расширении списка требований от Украины по сделке с ископаемыми
Мир
Трюдо заявил Трампу о снижении потока фентанила через границу стран
Мир
SCMP заявила о строительстве в КНР способной нести гиперзвуковые ракеты подлодки
Мир
Трамп выразил возмущение из-за многомиллионных выплат фальшивым долгожителям
Общество
Россиян предупредили о новом виде мошенничества с выплатами бойцам СВО
Мир
В Берлине прошел митинг против партии АдГ перед выборами
Мир
В Перу четверо погибли и 79 человек пострадали после обрушения крыши в ТЦ
Общество
Космонавты МКС поздравили россиян с Днем защитника Отечества
Культура
Певец Серж заявил о необходимости отражать в творчестве любовь к России
Армия
За два часа силы ПВО уничтожили 10 украинских дронов над тремя регионами России
Происшествия
Узловский район Тульской области подвергся воздушной атаке со стороны ВСУ
Мир
Франция направила 10 запросов в Алжир для выдачи напавшего с ножом преступника
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Киева выделить $500 млрд на сделку по ископаемым
Мир
В результате стрельбы на базе ВВС США в Нью-Мексико погиб военный
Мир
Трамп заявил о возможном завершении конфликта на Украине «на этой неделе»
Общество
Синоптики спрогнозировали малую облачность и гололедицу в Москве 23 февраля
Мир
В Греции назвали исторической ошибкой разговор премьера Мицотакиса с Зеленским
Мир
Трамп сообщил о расширении списка требований от Украины по сделке с ископаемыми
Мир
Трюдо заявил Трампу о снижении потока фентанила через границу стран
Мир
SCMP заявила о строительстве в КНР способной нести гиперзвуковые ракеты подлодки
Мир
Трамп выразил возмущение из-за многомиллионных выплат фальшивым долгожителям
Общество
Россиян предупредили о новом виде мошенничества с выплатами бойцам СВО
Мир
В Берлине прошел митинг против партии АдГ перед выборами
Мир
В Перу четверо погибли и 79 человек пострадали после обрушения крыши в ТЦ
Общество
Космонавты МКС поздравили россиян с Днем защитника Отечества
Культура
Певец Серж заявил о необходимости отражать в творчестве любовь к России
Главный слайд
Начало статьи
Погоня за временем
Первая эра сверхзвука
Ниша бизнес-авиации
Какой проект перспективнее
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия с ее огромными территориями не сможет обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации, заявил на днях министр транспорта Виталий Савельев. Для создания такого лайнера на новой технологической базе в стране есть наработки. Речь не только об опыте создания и эксплуатации Ту-144 в 70-е годы прошлого века. В последние десятилетия только КБ Туполева предпринимало три попытки подступиться к созданию нового сверхзвукового пассажирского самолета — Ту-344, Ту-444 и бизнес-джета на базе бомбардировщика Ту-160. «Известия» — о том, почему скоростной «Ту» в свое время сняли с регулярных рейсов и какими могут быть новые отечественные самолеты этого класса.

Погоня за временем

Дозвуковые и сверхзвуковые пассажирские лайнеры кардинально отличаются по требованиям к прочности конструкции и аэродинамике. Полет на сверхзвуке требует обтекаемых стреловидных форм планера. Но такому самолету сложнее оторваться от земли — нужна более высокая взлетная скорость и, соответственно, длинная и идеальная взлетно-посадочная полоса.

При разгоне у двигателей максимальная тяга и наибольший расход топлива. Тут возникает вопрос экономичности полета. Сейчас двигатели обычных авиалайнеров сочетают высокую пиковую мощность и низкий крейсерский расход топлива — на этих показателях строится вся экономика отрасли авиаперевозок.

Подготовка к испытаниям на прочность сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в статическом зале Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского. 1971 год

Подготовка к испытаниям на прочность сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 в статическом зале Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского, 1971 год

Фото: ТАСС/Сергей Преображенский

Но на бесфорсажный сверхзвуковой полет сейчас способны только истребители пятого поколения с самыми современными двигателями. Такие моторы для тяжелых гражданских машин еще предстоит создать. А пока сверхзвуковой полет даже на большинстве военных самолетов возможен только при включении двигателей в форсажный режим, то есть с гарантированно высоким расходом топлива.

Сверхзвуковые лайнеры, учитывая российские расстояния, помогут сэкономить пассажирам время. От Москвы до Владивостока по прямой — 6400 км. Обычный пассажирский самолет тратит на перелет восемь часов при средней скорости 800 км/ч. А при скорости полета 2 тыс. км/ч время в пути составит три часа с небольшим. На 2500 км/ч — чуть меньше трех часов.

Экономия времени весьма ощутимая, но опять же вспоминаем про себестоимость такого полета с точки зрения расхода топлива и стоимости обслуживания авиалайнера.

Первая эра сверхзвука

В истории гражданской авиации уже был период сверхзвука. В 1970–2000-е годы в эксплуатации было два пассажирских — советский Ту-144 и англо-французский «Конкорд», которые развивали такие скорости. Коммерческая эксплуатация Ту-144 на линии Москва – Алма-Ата длилась недолго. С ноября 1977 по 23 мая 1978 года самолет совершил только 55 регулярных пассажирских рейса и перевез 3284 пассажира.

Официальной причиной прекращения эксплуатации самолета стала катастрофа опытного образца при испытаниях. Фактически же использование самолета было крайне нерентабельным — стоимости эксплуатации значительно превышала выручку от продажи билетов (они стоили 83,6 рубля против 62 рублей на обычном рейсе).

Британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» взлетает в аэропорту Хитроу

Британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» взлетает в аэропорту Хитроу

Фото: сommons.wikimedia.org

С «Конкордом» ситуация была лучше, и он летал до 2003 года. Стоимость билетов на него была в два раза выше, чем на «тихоходы», но даже это не делало его выгодным для авиакомпаний.

Уже в 70-е годы после создания Ту-144, в КБ Туполева начали разработку сверхзвукового аэробуса — вместительного Ту-244.

Проблему экономичности полета планировалось решить за счет повышения вместимости в два раза — до 300 пассажиров. С учетом применения более экономичных двигателей появлялся шанс вывести самолета на безубыточность.

Советский сверхзвуковой самолет Ту-144 в алма-атинском аэропорту. 1 ноября 1977 года

Советский сверхзвуковой самолет Ту-144 в алма-атинском аэропорту, 1 ноября 1977 года

Фото: ТАСС/Борис Корзин

Ту-244 должен был лететь на четырех двигателях на дальность до 9 тыс. км со скоростью 2 Маха (около 2500 км/ч). Работы по проекту продолжались до конца 1990-х годов и наработки считались вполне реалистичными. Но, конечно, создание такого самолета — это очень дорогая программа национального масштаба.

Ниша бизнес-авиации

Вероятной нишей пассажирского сверхзвука могут стать бизнес-джеты — самолеты для перелетов топ-менеджеров и бизнесменов, которые готовы платить и в два, и в три раза дороже за скорость доставки. И вот тут в последние годы было много разных вариантов.

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 во время взлета

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 во время взлета

Фото: сommons.wikimedia.org

В 1990-е годы был проект бизнес-джета на базе серийного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 — Ту-344, рассчитанный на перевозку 10–12 пассажиров. Сейчас реанимировать этот проект теоретически возможно, но для переделки придется брать бомбардировщики 1980-х годов выпуска. Если же начинать строительство таких самолетов с нуля, то правильней было бы разработать новую современную машину.

В 2000-е годы в КБ Туполева велись работы по бизнес-джету Ту-444, который был очень похож на уменьшенный Ту-144 с двумя двигателями и дальностью полета до 7500 км. Самолет был рассчитан на 10–12 пассажиров. В конце 2000-х работы по проекту приостановили из-за неясной коммерческой перспективы.

Межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время репетиции воздушной части Парада Победы над Москвой

Межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время репетиции воздушной части парада Победы над Москвой

Фото: сommons.wikimedia.org

Возобновился интерес к сверхзвуковым пассажирским самолетам в России в 2018–2019 годах — обсуждением проекта создания бизнес-джета на базе бомбардировщика Ту-160. Конечно, такой самолет может строиться нашей авиапромышленностью и обеспечить перевозку какого-то числа пассажиров от Москвы до Владивостока. Но Ту-160 проектировался для определенных целей и задач и его конструкция весьма специфична.

Переделка конструкции для размещения пассажирских салонов потребует, по сути, разработки нового самолета. Стоимость таких работ будет велика, а пользоваться им сможет весьма ограниченный круг лиц.

Какой проект перспективнее

Для отечественного самолетостроения, видимо, наиболее перспективным было бы возобновление работ по Ту-244 на современном уровне. Сейчас появились новые «летающие» материалы. Современная электроника стала в разы легче и компактнее, а двигатели — значительно более экономичными, чем в 70-е.

И если мы говорим о финансовой эффективности эксплуатации такого лайнера, то, конечно, он должен брать на борт как можно больше пассажиров и обеспечивать их доставку на 7500–9000 км.

В таком случае он сможет конкурировать с обычными самолетами: для многих пассажиров есть большая разница, лететь 12 часов или четыре.

И почти наверняка такая машина могла бы иметь определенные экспортные перспективы. Вспомним, что некоторые советские пассажирские самолеты в больших количествах поставлялись за рубеж — это были Ил-62, Ту-154, Ил-18 и другие машины. Вполне вероятно, за сверхзвуковым пассажирским авиалайнером могла бы даже выстроиться очередь.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением