Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кеннеди-младший призвал прекратить расширение НАТО и назвал альянс бессмысленным
Общество
Мать найденных в подвале в Петербурге мальчиков заявила, что ей вернут детей
Мир
Присяжные частично оправдали протаранившего ворота посольства РФ в Дублине мужчину
Армия
Ивановское гвардейское соединение ВДВ отпраздновало 80-летний юбилей
Мир
В МВД Грузии раскрыли планы протестующих устроить провокации
Мир
Боррель признал потерю Америкой статуса гегемона
Мир
В Госдепе США заявили о необходимости сотрудничать по вопросам космоса с Россией
Мир
Бойцы 98-й дивизии ВДВ поразили позиции ВСУ у Часова Яра
Мир
Bloomberg узнало о рассмотрении G7 предоставления Украине $50 млрд за счет активов РФ
Армия
В Дагестане еще одному участнику СВО присвоено звание Героя РФ посмертно
Общество
В Южном военном округе сообщили о продолжении поисков срочников в Черном море
Мир
Боррель призвал Евросоюз говорить с Россией и Китаем с позиции силы
Мир
Глава Евросовета призвал Грузию не упустить исторический шанс на членство в ЕС
Мир
В поселке под Киевом пропали выделенные на восстановление 20 млн гривен
Мир
В ЕС призвали Украину делегировать часть суверенитета для вступления в сообщество
Мир
В Британии заявили о тайном признании Киевом скорой потери Донбасса
Мир
Военкоматы на Украине смогут штрафовать граждан заочно и без суда

Прогноз на годы: как ИИ будет рассчитывать карьерные перспективы

Насколько точно работает программа российских ученых и при чем здесь профессия смотрителя за черепахами
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ученые РАНХиГС создали программу, которая прогнозирует карьерные перспективы и дает рекомендации по их улучшению, рассказали «Известиям» в университете. Методология включает в себя опросник из 160 пунктов, которые анализирует искусственный интеллект. Точность результатов составляет 94%, утверждают разработчики метода. Программа перспективна и поможет определиться с направлением карьеры как школьникам, так и студентам, говорят эксперты, но отмечают, что тест не учитывает множество переменных.

Управленец в перспективе

В РАНХиГС разработали модель расчета карьерной перспективы — методологию индивидуального сопровождения и развития руководителей (МИСИРР). Об этом «Известиям» рассказали в университете. В основу метода лег опросник управленческого потенциала, позволяющий выявлять особенности надпрофессиональных навыков человека и прогнозировать уровень должности, на которую он может претендовать.

Точность данных модели составляет 94%, заявил декан факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Илья Шебураков.

— Опросник построен на основе психобиографического подхода, учитывающего индивидуальный жизненный путь человека. Он включает 160 вопросов биографического и проективного характера, — рассказал он «Известиям». — Если накладывать результаты личностно-профессиональной диагностики на карьерные ожидания человека, то мы сможем с достаточно высокой точностью прогнозировать, будут ли они осуществляться.

Метод также позволит составить рекомендации для достижения карьерных целей, добавил он.

Справка «Известий»

Надпрофессиональные, или гибкие, навыки — русское определение английсrого термина soft skills. Это навыки, которые закладываются в человека с самого детства, и которые можно развивать всю жизнь. Под это определение походят коммуникабельность, эмпатия, критическое мышление, генерация идей и так далее. Важны вне зависимости от рода деятельности.

Если речь идет о студентах, то для самоопределения и более эффективной помощи в развитии навыков необходима работа и за пределами учебного плана, считает исполняющий обязанности директора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Руслан Корчагин. Для решения этой задачи в университете началась разработка системы наставничества.

— «Наставники Н1» помогают адаптироваться к образовательному учреждению и демонстрируют все его возможности. Такие студенты также проходят личностно-профессиональную диагностику, — отметил он. — «Наставник Н2» — это преподаватель, который анализирует своего протеже и помогает ему реализовать себя и стать ближе к управленческой должности.

Карьерная лестница

МИСИРР включает три элемента: личностно-профессиональная диагностика (ЛПД), планирование карьеры и планирование обучения и профразвития, следует из презентации методологии.

ЛПД проводится с помощью искусственного интеллекта. Кроме того, он помогает оценить уровень управленческой готовности. Планирование карьеры подразумевает соотношение карьерных ожиданиях с текущим уровнем готовности человека к руководящей должности. Планирование обучения и профразвитие — это составление индивидуальной программы для достижения целей человека на основе результатов диагностики и карьерных планов.

По задумке авторов исследования, участник опроса загружает все данные в компьютер и получает подробное описание текущей должности и карьерного пути, оценку реализации планов — готов или не готов, сколько времени потребуется для получения повышения и какова его вероятность. Рекомендации — какие навыки требуют развития, как именно это сделать, где можно это сделать и какие программы подойдут.

Вопрос профориентации в стране стоит достаточно остро, считает директор Центра образования № 548 «Царицыно», член комиссии ОП РФ по развитию образования Ефим Рачевский. Благодаря использованию искусственного интеллекта при анализе данных, школьники и студенты смогут получить объективную оценку их карьерных перспектив.

— Раньше результаты профориентации готовил районный комитет КПСС, его представители говорили человеку, какая профессия лучше всего подойдет ему, сейчас это делают школьные психологи, — рассказал он «Известиям». И высказал мнение, что всё это неправильно.

Ефим Рачевский добавил, что особенно актуальна профориентация стала в 2009 году, когда единый государственный экзамен был введен во всех школах страны.

— Старшеклассникам необходимо выбрать те или иные предметы для поступления в конкретный вуз. А теперь представим, что за полгода до экзаменов человек решил поступать в другой университет, по другому направлению. Хватит ли ему времени на подготовку? Конечно, нет, — подчеркнул собеседник издания.

По мнению народного учителя России, в качественной профориентации заинтересованы как сами школьники, так и их родители, работодатели, которым необходимы люди, сделавшие осознанный выбор профессии. Нужны профессиональные кадры и государству.

Поможет ли тест

Профориентационная работа необходима, но проводить ее нужно не с помощью опросников, считает профессор РГПУ им А. И. Герцена Сергей Рукшин.

— Создавать такие опросники бесполезно, — полагает он. — При профориентационной работе упор необходимо делать на том, чтобы объяснить людям, что их карьера зависит в первую очередь от трудолюбия, качества их образования, полученных знаний и добропорядочности.

На рынке труда сейчас существует порядка 40 тыс. профессий, рассказал «Известиям» эксперт по трудоустройству и развитию карьеры Гарри Мурадян. При этом каждый год их количество только увеличивается. Это важно понимать.

Чтобы пройти этот тест и получить данные, нужно собирать их еще с детства, исходя из творческих, ментальных способностей, предпочтений тех или иных предметов, хобби человека, считает эксперт.

— Кто-то может стать пианистом, потому что у него длинные пальцы, а кто-то не может, потому что пальцы короткие, — сказал Гарри Мурадян. — На данный момент в мире не существует ни одного теста, который со стопроцентной вероятностью скажет: ты повар, ты пекарь, а ты блогер.

Кроме того, проходя тест, можно соврать. Или, например, есть направления карьеры, где отрасль только формируется.

— Есть IT-отрасль, в которой все профессии только формируются, и здесь есть даже позиции, которые непонятно как называются, — пояснил он.

Таким образом, по его мнению, тест не может иметь очень высокую точность, поскольку не учитывает множество переменных. Например, вряд ли там учтена такая профессия, как «смотритель за черепахами в Австралии», хотя она существует.

Прямой эфир