Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
За три года подростки и молодые люди потратили по «Пушкинским картам» 33 млрд рублей
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в Шебекино в результате обстрела ВСУ
Мир
Байден отказался считать происходящее в Газе геноцидом
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Происшествия
Прокуратура проверит сообщения о разливе нефтепродуктов на пляже в Находке
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и грозу в Москве 21 мая
Мир
Белый дом будет поддерживать диалог с конгрессом по вопросу санкций против МУС
Мир
В Литве заявили о готовности отправить военных инструкторов на Украину
Общество
Кабмин одобрил компенсацию работы в выходные дни при увольнении
Мир
Посол Антонов указал на двойные стандарты США в отношении МУС
Наука и техника
В России разработают новые полярные беспилотники
Мир
Politico узнала об опасениях США обвинений со стороны Ирана в гибели Раиси
Мир
Китай выразил разочарование отклонением СБ ООН резолюции РФ по космосу
Экономика
Власти облегчат ведение бизнеса в специальных зонах
Мир
Совет Евросоюза 21 мая утвердит решение по доходам от активов России
Армия
Военные ВС РФ уничтожили укрепленный опорпункт ВСУ при помощи наземного дрона
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 1 октября начинают действовать новые правила оформления машин, поставляемых в нашу страну по параллельному импорту. Они призваны защитить интересы автопроизводителей, которые остались на российском рынке, в первую очередь китайских брендов. Некоторые эксперты считают, что изменения приведут к уменьшению выбора моделей машин, к росту цен на них, а также к окончательному уходу параллельного импорта в серую зону. Подробности — в материале «Известий».

Заключения оформят не всем

В конце мая правительство РФ приняло постановление № 891, согласно которому «срок действия заключения об оценке типа транспортного средства (ЗОЕТС) и (или) заключения об оценке типа шасси составляет один год и не может завершаться позднее 30 сентября 2024 года». Этот документ выдается на автомобили, ввезенные юрлицами по параллельному импорту, и является подтверждением того, что машина прошла оценку соответствия установленным требованиям и может без ограничений эксплуатироваться на дорогах общего пользования. В Минпромторге разъяснили, что в постановлении указан именно срок действия заключений, а выдача этих документов прекратится с 1 октября 2023 года.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

«Для брендов, не прекращавших официальные поставки автомобилей в Россию, до 1 октября 2023 года сохраняется механизм ввоза по заключениям, оформляемым в рамках постановления № 855, наряду с общим порядком оценки соответствия по техническому регламенту. После указанной даты возможность сертификации таких автомобилей для эксплуатации на территории ЕАЭС и России будет возможна в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», — говорится в сообщении пресс-службы министерства.

Механизм получения ЗОЕТС был введен в прошлом году в рамках параллельного импорта в качестве «упрощенной» альтернативы одобрению типа транспортного средства (ОТТС). Он не предполагает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя. Теперь этот механизм фактически упраздняется в отношении автомобильных брендов, которые официально присутствуют в России. Исключение — автопроизводители из «недружественных стран», указанные в перечне товаров для параллельного импорта, который утвержден приказом Минпромторга.

В защиту «китайцев»

В этом списке перечислены практически все европейские, американские и японские автомобильные бренды, но нет ни одного автопроизводителя из Китая, отмечает вице-президент, исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов. Изменение правил оформления машин, поставляемых по параллельному импорту, в первую очередь направлено на защиту интересов китайских автопроизводителей, официально представленных в нашей стране, отмечает он.

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

— В последнее время сложилась общепринятая схема работы официальных дилеров с производителями автомобилей из КНР, выстроены логистические цепочки, налажены каналы поставок моделей. Вместе с тем существует и неофициальный ввоз китайских моделей в нашу страну, в том числе частными лицами. Несмотря на кажущуюся выгоду предложений о покупке таких машин, их приобретение несет определенные риски: это и отсутствие гарантии, и сложности с их русификацией. Кроме того, на такие сделки не распространяется действие закона «О защите прав потребителей», — заявил «Известиям» Вячеслав Жигалов.

С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отмечает, что модели, поставляемые из Китая по параллельному импорту, нередко стоят заметно дешевле их «официальных» аналогов.

— В первую очередь это автомобили стоимостью от 3–4 млн рублей и выше. Более дешевые модели поставлять по параллельному импорту экономически невыгодно, отметил он.

В качестве примера эксперт привел некоторые модели Geely, Voayh, Hongqi и некоторых других премиальных брендов из КНР. Разница между официальными и «параллельными» машинами составляет от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей за наиболее дорогие модели.

Относительная популярность приобретения автомобилей у серых дилеров сформировалась из-за того, что такие импортеры не инвестируют в развитие бренда и последующую поддержку пользователей, считает директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети Voyah Алексей Ледков.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

— На такие машины не распространяются гарантийные обязательства, есть сложности с поставками запасных частей и диагностикой. Всё это происходит по причине того, что серые импортеры не инвестируют в развитие бизнеса, а работают по принципу «продал и забыл». Запрет на оформление ЗОЕТС будет способствовать обелению автомобильного рынка России, развитию добросовестной конкуренции и повышению безопасности машин, — заявил он «Известиям».

«Самые негативные ожидания»

Некоторые дилеры, которые наряду с продажами «официальных» моделей занимаются также их поставками по параллельному импорту, прогнозируют рост цен и сокращение ассортимента автомобилей после введения ограничений на оформление ЗОЕТС.

Цены поднимутся в силу того, что крупные поставщики не смогут завозить большие объемы. В итоге от цивилизованных поставок рынок развернется в сторону частного сектора со всеми вытекающими из этого рисками: доначисления таможенных платежей конечному потребителю, проблемы технического характера ввиду отсутствия гарантий. Ассортимент ввозимых марок и моделей сократится в несколько раз — сами бренды обсуждать пока еще рано. У нас самые негативные ожидания от данного возможного нововведения, — заявил «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

Впрочем, у дилеров есть и противоположная точка зрения. Например, директор департамента по выкупу ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов отмечает, что на стоимость автомобилей, поставленных по параллельному импорту, основное влияние оказывают курс валют, а также дополнительные налоги и сборы. Изменения в правила ввоза автомобилей, которые ожидаются с 1 октября, на стоимости машин не отразятся, полагает он.

Фото: Global Look Press/news.ru/Petrov Sergey

— В целом данные изменения нацелены на сокращение объемов параллельного импорта тех брендов, которые официально поставляют автомобили в Россию. Сложившаяся ситуация ослабляет позиции китайских дистрибьюторов на российском автомобильном рынке и создает для них ненужную конкуренцию — в связи с их затратами на сертификацию и развитие официального бизнеса в РФ, — заявил эксперт.

Серая зона

Доля машин, поставляемых по параллельному импорту юридическими лицами и на которые оформлены ЗОЕТС, небольшая, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. Основная масса таких машин ввозится частными лицами, которые оформляют Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), подчеркивает он.

Ограничения в оформления ЗОЕТС приведут к тому, что параллельный импорт автомобилей полностью уйдет в серую зону и будет оформляться исключительно на физлица. С учетом того, что с недавнего времени при ввозе в течение года второго и последующего автомобилей, а также в случае его перепродажи в течение года пониженные ставки утильсбора для импортеров-физлиц не действуют, им придется оплачивать его без учета льгот. Разумеется, эти издержки будут заложены в стоимость машины, что неизбежно скажется на финальных ценах, — отмечает вице-президент НАС.

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Сильнее всего изменения в правилах оформления автомобилей ударят по сегменту коммерческого транспорта, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— В отличие от сегмента легковых автомобилей рынок грузовиков, особенно в части поставок китайских моделей, структурирован гораздо хуже: по ряду брендов существует практика, когда полномочия импортера распространяются на отдельный регион. Кроме того, нередки ситуации, когда с тем или иным брендом работают сразу несколько импортеров, иногда их количество исчисляется десятками. Изменения в правилах оформления автомобилей еще больше запутают ситуацию в этом сегменте автомобильного рынка, — считает он.

Прямой эфир