Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Юрист рассказал об особенностях федеральных и региональных соцдоплат к пенсии
Авто
Автомобили с пробегом в РФ подорожали впервые за девять месяцев
Мир
В США предрекли сложности для Зеленского с получением новых кредитов
Мир
В Грузии назвали бессмысленным решение США ввести санкции против страны
Общество
В Подмосковье возбудили дело в отношении трех молодых людей за похищение сверстника
Общество
Глава Владимирской области сообщил о возгораниях после падения дронов ВСУ
Общество
ГД внесла поправки в законопроект о зачислении иноагентами доходов на спецсчета
Мир
Орбан заявил о сохранении надежды на обмен пленными между РФ и Украиной
Армия
Андрей Иванаев назначен командующим группировкой войск «Восток»
Общество
В Москве анонсировали запуск беспилотного трамвая в конце 2025 года
Общество
Замначальника администрации кладбищ Ижевска задержан за получение взяток
Мир
В «Грузинской мечте» оценили ситуацию в стране перед выборами
Авто
Changan улучшила лифтбэк Uni-V для России
Общество
Дело о нападении пантеры на ребенка в Ангарске закрыли в связи с примирением сторон
Пресс-релизы
12 декабря прошла XXIX церемония вручения премии «Золотой граммофон»
Общество
Экс-глава банка БКФ Миримская обжаловала свой 19-летний приговор
Спорт
Путин поздравил российских пловцов с блестящим выступлением на ЧМ по плаванию
Общество
Путин помиловал четырех осужденных женщин из Курской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За год доля китайских производителей на российском рынке автобусов выросла на 12%. Это существенно меньше, чем в сегменте легковых автомобилей и грузовиков. Отечественные автобусные заводы не сдают своих позиций за счет широкой линейки городских моделей и мощной поддержки со стороны государства, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Удержать позиции

По итогам первых семи месяцев китайские производители занимают около 20% российского рынка автобусов. Такие данные приводит Национальное агентство промышленной информации (НАПИ). Из 9,6 тыс. автобусов, проданных за это время, 1,9 тыс. — модели из КНР. Наибольший рост продаж китайских машин отмечается в классе особо больших автобусов — в этом сегменте их доля рынка за год выросла с 11,1 до 35,3%. Также значительное увеличение занимаемой доли рынка зафиксировано в среднем классе. Сейчас этот показатель составляет 15,2%, в то время как год назад едва превышал 4%.

Двигатель
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

В отличие от рынка легковых автомобилей, где доля китайских брендов за год выросла почти в два раза и сейчас составляет около 45%, а также грузовиков (суммарно производители из КНР занимают уже почти 60%), на рынке автобусов компании из КНР не столь активны. В отличие от других сегментов авторынка здесь отечественные производители неплохо удерживают свои позиции. Например, в классе средних автобусов доля российских моделей за год осталась практически без изменений (72,1% против 72,8% годом ранее). В сегменте больших автобусов отечественные компании потеряли около 9,5% рынка, а самое значительное сокращение присутствия российских моделей произошло в классе «особо большие автобусы» (23,8%). При этом во всех сегментах автобусного рынка российские компании по-прежнему удерживают лидерство по количеству проданных машин.

Китай вместо Европы

Китайские автобусы в первую очередь замещают продукцию ушедших с российского рынка производителей из Европы и Южной Кореи, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Речь идет прежде всего о междугородних и туристических моделях, подчеркивает директор НАПИ Татьяна Арабаджи.

— Такие автобусы традиционно были представлены на нашем рынке в основном моделями европейских и корейских производителей. После ухода этих компаний из России на их место стали активно приходить производители автобусов из Китая, — заявила она.

деталь
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В сегменте городских автобусов и моделей для пригородных перевозок лидерство уверенно удерживают отечественные производители, отмечает Татьяна Арабаджи. По ее словам, во многом это связано с тем, что такие автобусы приобретаются муниципальными перевозчиками по системе госзакупок, к которым допускаются только модели российского производства.

— В основном прирост продаж автобусов из КНР отмечается в тех сегментах, где происходят коммерческие закупки, без государственных субсидий, — подчеркнула она.

Автобусы проехали мимо санкций

Аналогичной точки зрения придерживается и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Кроме того, в отличие от сегмента легковых и грузовых автомобилей рынок автобусов оказался менее восприимчив к санкциям против российской экономики, отметил он.

По итогам прошлого года продажи новых автобусов сократились только на 7,2%, в то время как рынок легковых автомобилей рухнул в 2022 году почти на 60%. Это связано с тем, что подавляющее большинство автобусов, представленных на нашем рынке, на протяжении последних 1012 лет выпускаются в России. Прежде всего речь идет о городских моделях, а также о микроавтобусах. В этих сегментах отечественные производители выпускают широкий модельный ряд, который полностью покрывает потребности перевозчиков. А по соотношению цены и качества они заметно превосходят импортные аналоги, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Китай
Фото: Global Look Press/Xinhua/Li An

«Автобусная» экспансия Китая на российских рынок автобусов продолжится именно в классе туристических и междугородних моделей, считают эксперты. При этом не исключено, что отечественные производители смогут закрепиться и в этом сегменте рынка, разработав с технологическими партнерами из дружественных стран новые модели под собственным брендом, полагает Игорь Моржаретто.

— Удачные примеры такого партнерства уже есть на рынке легковых моделей и в сегменте LCV. Кроме того, по той же схеме создан новый грузовик «Валдай 45», представленный недавно на выставке «Комтранс». Вполне вероятно, что по этому пути могут пойти и российские производители автобусов, — считает он.

Государство поддержит

Как ранее сообщали «Известия», президент России Владимир Путин поручил правительству и властям регионов обеспечить ежегодное обновление парка общественного транспорта. «Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть. Эта задача должна быть обязательно выполнена. Я прошу правительство принять здесь все необходимые меры», — подчеркнул Владимир Путин в середине сентября в ходе заседания президиума Госсовета.

автобус
Фото: ТАСС/Олег Елков

Основные меры господдержки программ обновления общественного транспорта реализуются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), а также специальных казначейских кредитов (СКК). Так, по данным Минтранса РФ, по БКД в этом году будет поставлено 334 новых автобуса. Использование СКК позволит поставить более 6 тыс. автобусов в 73 региона, отметил в своем телеграмм-канале вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Читайте также
Прямой эфир