Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Воробьев назвал вопросом времени создание мемориала у «Крокуса»
Мир
Зеленский допустил присутствие Путина на следующем саммите мира
Общество
Арестовано имущество обвиняемого в нарушении правил иноагента француза Винатье
Общество
Синоптики спрогнозировали грозу и до +35 градусов в Москве 4 июля
Экономика
Приватизация принесла в бюджет 11 млрд за половину 2024-го
Общество
В России доля проваливших экзамен по русскому языку мигрантов выросла в 10 раз
Мир
Авиация коалиции США 15 раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Мир
Такер Карлсон анонсировал интервью с Зеленским
Общество
ФСБ раскрыла документ о казнях евреев от Львова до Киева элитной дивизией СС
Мир
На Украине родственники чиновников покинули страну под предлогом помощи сиротам
Мир
Антонов указал на последствия выделения США нового пакета помощи Киеву
Экономика
Замминистра финансов рассказал о регулировании и налогообложении майнинга
Мир
ВС РФ нанесли удар по ВСУ в Харьковской области бомбой ФАБ-3000

Сталинские нотки: на сцену вернулась опера о единстве народов

Спустя 75 лет в Улан-Удэ возродили «Великую дружбу»
0
Фото: Егор Бельских
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Казаки и горцы. Пионеры и офицеры. Терек и Казбек. А также симфоническая драматургия, мелодизм и лезгинка под занавес. В Бурятском театре оперы и балета поставили хит советской эпохи — «Великую дружбу» Вано Мурадели. «Известия», побывав на премьерных показах и поговорив с создателями спектакля, убедились, что опера, запрещенная в 1948 году, оказалась актуальной в 2023-м.

Заговор и катарсис

В богатой на события советской музыке, пожалуй, не найти более загадочной истории, чем та, что случилась с «Великой дружбой», которую по всем меркам, казалось бы, ожидала успешная репертуарная жизнь.

Либреттист Георгий Мдивани и композитор Вано Мурадели придумали яркую историю о любви терской казачки Галины и горского джигита Муртаза. Встречаться влюбленным приходится тайно: идет Гражданская война, противостояние горцев и казаков в разгаре. Заговор, шантаж, предательство, разоблачение, самопожертвование, финальный катарсис и апофеоз — всё было в этой детективной мелодраме, всё сулило зрительский успех.

На первых порах судьба сочинения действительно складывалась лучше не придумаешь. Оперу, приуроченную к 30-летию Великого Октября, поставили в Сталино (ныне Донецк), а затем еще в 13 городах СССР, включая Ригу, Вильнюс, Ереван и Фрунзе.

На второе представление в Большом театре (премьера состоялась 7 ноября 1947 года) пришел Сталин, спустя пару месяцев появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), где оперу Мурадели обвинили в пропаганде буржуазных музыкальных вкусов и назвали актом вредительства. Под каток попали также Шостакович, Прокофьев, Мясковский и еще ряд авторов.

О причинах случившегося написано много (рекомендую книгу Екатерины Власовой «1948 год в советской музыке»), и диапазон их широк: от личной неприязни Иосифа Сталина к Серго Орджоникидзе, ставшего прототипом образа Комиссара, до финансовых излишеств, допущенных создателями и постановщиками оперы. Мурадели, например, с каждым из 13 театров заключил договор на 67 тыс. рублей, в то время как Сталинская премия за достижения в искусстве составляла 10 тыс.

Как бы там ни было, сочинение обвинили в формализме и дискредитации дружбы народов, и экземпляры нот пошли под нож. В 1958-м постановлением уже хрущевского политбюро «Великая дружба» была реабилитирована, но ее возвращения на сцену Вано Мурадели так и не дождался, скончавшись в августе 1970 года.

Думать о прошлом, предвидеть будущее

В год 75-летия сочинения справедливость решила восстановить Бурятская опера во главе с худруком и главным дирижером Владимиром Рыловым. Резон был серьезным: в 1947 году театр Улан-Удэ, столицы тогда Бурят-Монгольской Республики, был в числе коллективов, поставивших «Великую дружбу», а сегодня эта опера, по мнению постановщиков, актуальна как никогда.

Режиссер спектакля Вячеслав Добровольский считает, что премьера заставит задуматься о прошлом и предвидеть будущее.

— Государство, потерявшее свою историю, обречено, — напомнил он. — В моей юности мы были уверены, что царизм — это плохо. Но знали всех царей. А знаем ли мы сейчас историю СССР? Вот для чего мы делаем «Великую дружбу». В ней показана модель объединения — то, что нам сегодня необходимо.

Дирижер Владимир Рылов рассказал, что одну из сохранившихся партитур он нашел в Минске, а в своем рабочем клавире обнаружил письмо Вано Мурадели, которое тот отправил в МАЛЕГОТ (ныне Михайловский театр Петербурга). «Я с нетерпением жду и убежден, что ваш театр опять поставит мою оперу», — писал Вано Ильич.

Худрук воспринял слова композитора как напутствие, подойдя к реализации задачи с исторической точностью. Сцену декорировали саклями и мазанками. Персонажей — казаков и горцев — одели в соответствии с этнографическими пособиями. Масштаба происходящему добавила видеопроекция: на заднике и опускном занавесе демонстрируются захватывающие дух равнинные просторы и горные вершины. К работе привлекли ведущих артистов театра и приглашенных звезд. Партию Муртаза, например, поют харизматичный бурятский певец Чингис Раднаев и лауреат «Золотой маски» Ильгам Валиев из Уфы.

Горское и казачье

Сюжет в процессе работы довели до трех равноценных финалов. Для центрального, апофеозного пришлось искать дополнительный музыкальный материал. К «Великой дружбе» Вано Ильич сочинил много музыки, не было у него только лезгинки. По одной из версий, это рассердило Сталина — какая же без нее опера о Кавказе?

Но оказалось, еще в 1936 году композитор написал «Праздник в колхозе», лезгинку с хором, ею и отметили всеобщий сход кавказских народов, подводящий черту междоусобицам.

— Это встреча-примирение двух миров — горского и казачьего, — пояснил хореограф спектакля Александр Курбатов. — Казаки исполняют лезгинку ничуть не хуже горцев. Посмотрите казачьи ансамбли, как они это блестяще делают.

В финале-лезгинке «Великой дружбы» танцуют-поют казаки, осетины, грузины, ингуши, чеченцы и даже пионеры. Это, конечно, историческое допущение — действие происходит в 1919-м, пионерская организация появилась тремя годами позже — но уж больно очаровательны дети из местной Школы искусств им. Б. Ямпилова. Знаменитый лезгиночный ход на пальцах тоже есть — шикуют им травести на пуантах.

К духоподъемной кабалетте Комиссара «Русский, грузин, ингуш, осетин встали в едином строю» эмоциональный градус достигает максимума как на сцене, так и в зале. Впору выдохнуть и зарядить овацию, но нет: на очереди второй, трагический финал — смерть Муртаза, заслонившего Комиссара от белогвардейской пули. А далее финал заключительный, лирико-философский, в оригинальной постановке отсутствовавший.

— Мне хотелось максимально гуманизировать это сочинение, сделать его человечным, теплым, понятным, доступным, узнаваемым, — пояснил нововведение худрук.

Комиссар, ранее занятый только революционной работой, обрел возлюбленную — Мейрану, сестру Муртаза, и в эпилоге, дистанцированном от основных событий лет этак на пятнадцать, она появляется с их сыном-подростком. Музыку досочинять не пришлось, в полифоническом дуэте-эпилоге сплетаются звучавшие песня Мейраны и легенда о богатыре, победившем дракона.

Ни шума, ни сумбура

Из постановления 1948 года мы знаем, что «музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающейся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях. Отдельные сцены, претендующие на мелодичность, внезапно прерываются нестройным шумом, совершенно чуждым для нормального человеческого слуха и действующим на слушателей угнетающе».

Всё это ложь. Нет ни сумбура, ни шума, ни угнетения. Это не песенная опера, опиравшаяся на интонации и формы, типичные для советской массовой песни, — голоса в ней, скорее, вплетаются в насыщенную оркестровую ткань. Но Мурадели в этом сочинении, бесспорно, мелодист, знаток вокала и мастер симфонической драматургии. Что же касается запоминающихся эпизодов, то их немало — арии и дуэты Галины и Муртаза, песня Мейраны, хоры казаков и горцев.

Прослушав их, сложно не согласиться с мнением худрука и дирижера Владимира Рылова, считающего, что музыка «Великой дружбы» стоит вровень с оперным творчеством Прокофьева, а обращенная к казакам ария белогвардейского офицера Помазова «От Терека и до Маныча всё было вашим, всё вокруг. Где вольница, где ваш казачий круг?» написана так темпераментно, заразительно и ярко, что вполне могла быть причиной закрытия оперы — в 1947-м память о расказачивании была еще свежа.

Время сгладило противоречия. Сегодня время чтить и принимать всё российское прошлое, не делая акцента на белых и красных, правых и виноватых, понимая, что Российская империя, Советский Союз и нынешняя Российская Федерация — это единая и неделимая история. Такой мы ее приняли и такой нам передавать ее потомкам.

В Улан-Удэ это единство можно прочувствовать. Идешь в Бурятскую оперу — проходишь триумфальную арку «Царские врата». Под двуглавым орлом надпись с ятями: «20–21 июня 1891 года — дата приезда в Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича». Заходишь в театр — видишь уникальный по красоте и мастерству горельеф «Дружба народов», увенчанный профилями Сталина и Ленина. Дата создания — 1952-й.

В архитектуре и интерьерах здания бурятское переплетается с русским, буддистские и шаманские символы — с христианскими и советскими. Так что трудно было найти более удачное место для возрождения «Великой Дружбы». Театр почти ровесник оперы, а идеей единства и преемственности в его убранстве вдохновлено практически всё — от скульптурных изображений до росписи плафонов.

— Теперь в нашем Бурятском театре оперы и балета есть настоящий образец советской оперы наравне с классическими произведениями и национальными спектаклями, — подытожила событие министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, и с этим достижением можно поздравить не только бурятских любителей оперы.

Остается добавить, что москвичи смогут ознакомиться с «Великой дружбой» 12 и 13 декабря. Спектакль покажут на Новой сцене Большого театра в рамках празднования 100-летия Республики Бурятия и фестиваля «Видеть музыку».

Прямой эфир