Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин поздравил два российских полка с присвоением наименований «гвардейские»
Мир
Захарова указала на непонимание Каллас сути свободы
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Общество
Посол РФ назвал отсутствие страховки главной ошибкой россиян в Таиланде
Мир
В Финляндии допустили создание особой экономической зоны на границе с Россией
Общество
В Донецке открыли бюст погибшему в ходе СВО сыну замглавы ЦРУ Майклу Глоссу
Культура
Ольга Любимова рассказала о моновыставке Марка Шагала в Пушкинском музее
Мир
Союз биатлонистов подал иск в CAS за отстранение спортсменов из России
Авто
Глава АвтоВАЗа заявил о резком снижении цен на авто из Китая в 2025 году
Мир
СБУ задержала судно под флагом африканской страны в Одессе
Армия
Медведев провел совещание по доукомплектованию ВС РФ военными по контракту
Мир
Число погибших в результате обрушения двух зданий в Марокко выросло до 22
Общество
В Москве задержали 12 членов легализовавшей свыше 53 тыс. мигрантов группы
Спорт
Талисманом сборной России станет олимпийский мишка
Спорт
Дегтярев заявил о возможном лишении Польши права на международные соревнования
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Масштабные морские панорамы, водные сражения, величественные парусники императорского флота… Конечно, здесь сразу вспоминается творчество Айвазовского. Но речь на самом деле не о нем, а о живописце-последователе, оставшемся (справедливо ли?) в тени своего кумира. Алексей Боголюбов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Несмотря на это, ни одной крупной ретроспективы его ни в Москве, ни в Петербурге не было. В преддверии 200-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея исправляет упущение. «Известия» оценили экспозицию в числе первых.

Вслед за Айвазовским

Если показать человеку без искусствоведческого бэкграунда одну из хрестоматийных картин Боголюбова и спросить, кто автор, почти наверняка он скажет: «Айвазовский». Действительно, в массовом сознании эффектные морские виды — так называемые марины — прочно связаны с именем крымского мастера. И сам Боголюбов, когда начинал работать в этом жанре, прекрасно отдавал себе отчет, с кем его неизбежно будут сравнивать. Более того, гордился таким сопоставлением и преклонялся перед старшим коллегой.

Впрочем, разница в возрасте у них была не такой уж и большой — семь лет. Но если Айвазовский громко заявил о себе уже в середине 1830-х, во время обучения в Императорской академии художеств, и вся жизнь его была связана с живописью, то Боголюбов пришел в искусство куда позже — в 1850-х, прежде получив образование морского офицера и послужив на флоте. Он и в дальнейшем будет регулярно уходить в море, например, чтобы составить атласы прибрежных глубин Финского залива и Каспия.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Возможно, в этих биографических деталях и кроется его неявное, но существенное отличие от Айвазовского: Боголюбов не романтизирует море, не стремится к эффектам, поражающим воображение. Он в большей степени реалист. Образно говоря, если полотна Айвазовского — это как «Пираты Карибского моря», то виды Боголюбова можно сравнить с документальными фильмами National Geographic. И даже его монументальное «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» (холст почти 4 м шириной из собрания Русского музея стал главным экспонатом выставки) не пытается поразить гигантскими волнами и световыми эффектами, но отражает хаос и деструкцию боя. Дым от пушек, нелепо уткнувшиеся друг в друга суда с накренившимися мачтами и шлюпки, полные солдат, стреляющих друг в друга. Здесь нет нарочитой героики — скорее отчаянная попытка с обеих сторон спасти свои жизни.

От французского к нижегородскому

Спокойное море, кстати, Боголюбов пишет чаще, чем сцены бури. В этом плане выставка Третьяковки обладает терапевтическим эффектом. Все-таки даже на сражения давно минувших лет смотреть сегодня тревожно. Иное дело — величественные панорамы с кораблями в портах на тихой водной глади. Или мирные речные пейзажи — например, еще один «гигант» новой экспозиции «Вид Нижнего Новгорода», где доминирует, однако, вовсе не Волга, а белокаменная стена кремля. Хотя самая интересная работа в этом ряду, пожалуй, «Голицынская больница в Москве». Прелесть этого позднего полотна — в освещении: здания на дальнем берегу окрашены красноватыми лучами мягкого закатного солнца. Причем сделано это настолько тонко, что не сразу понимаешь, откуда возникает такой выразительный оттенок и почему холст так притягивает внимание. И тем более интересно сопоставлять эту вещь начала 1880-х с картинами середины века. Вроде бы Боголюбов как был, так и остался реалистом. А на самом деле, всё уже иное: и мазок, и колорит, и рисунок.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Экспозиция занимает четыре зала Инженерного корпуса (весь третий этаж), и эволюция стиля наиболее ярко прослеживается в первом из них. Ранние вещи художника — действительно чистый реализм, максимально гладкая и детальная живопись в духе того же Айвазовского. Но чем дальше, тем всё более атмосферно, свободно, пастозно он пишет. И вот уже в небольшом пейзаже «Пруд и ферма» 1967 года мы чувствуем дыхание импрессионизма. А созданный несколько лет спустя «Лес в Веле. Нормандия» и вовсе мог бы появиться из-под кисти Клода Моне.

Европейские ценности

Конечно, это скорее исключения. На рубеже своего 50-летия бежать за молодежью мастер не собирался. Хотя французы действительно повлияли на Боголюбова, только не Моне со товарищи, а их предшественники — барбизонцы, Камиль Коро. И Третьяковка подчеркнула эту связь, разместив в середине зала мини-комнаты с картинами зарубежных мэтров, представленными Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина. В их числе — образцовые произведения, которые интересны и сами по себе, — например, замечательное «Утро» Коро, где свинцовое небо и сероватые деревья на переднем плане создают особый, мрачно-романтический колорит.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Европейский мотив экспозиции звучит тем более громко, поскольку ряд представленных работ самого Боголюбова изображают как раз виды зарубежных городов — Венеции, Амстердама и так далее. Так что для российского зрителя это еще и возможность виртуально попутешествовать по не очень доступным сегодня местам.

Но всё же рассчитывать на такой же народный успех, как у ретроспективы Айвазовского, не приходится. Здесь и пространство более камерное, нежели главный зал на Крымском Валу, и имя не столь громкое, и сами произведения располагают не столько к реакции вроде «ух ты!», сколько к спокойному созерцанию. Но, может, именно это сегодня и нужно.

Читайте также
Прямой эфир