Бум на BIM: как «цифровые двойники» изменят строительную отрасль в РФ
С июля 2024 года российские девелоперы перейдут на BIM-технологии — создание «цифровых двойников» для архитектурных объектов. Постановление об этом в правительстве подписали 1 сентября. Как развиваются российские цифровые технологии в условиях санкций, в чем преимущество инноваций, а также какова разница между BIM- и ТИМ-системами, разбирались «Известия».
Чем отличается ТИМ от BIM в строительстве
Обязательный переход подрядчиков и проектировщиков госстроек на BIM-технологии планировался на 2022 год, однако на фоне геополитических катаклизмов зарубежные вендоры покинули российский рынок, а участники индустрии оказались в состоянии неопределенности. К сегодняшнему дню отечественная сфера IT-технологий претерпела множество изменений.
В переводе с английского BIM (Building Information Modeling) означает «информационная модель зданий и объектов инфраструктуры», в России вместо него прижился вариант ТИМ — технологии информационного моделирования, этот термин используют в Градостроительном кодексе РФ.
Информационное моделирование зданий произвело революцию в строительной отрасли. Преимущество технологии заключаются в объединении команд и рабочих процессов, ТИМ-инженеры помогают оптимизировать проектирование, строительство и обслуживание. Федеральные девелоперы и крупные бюро давно используют «цифровые двойники» зданий. Совсем недавно первый проект, разработанный в BIM, прошел госэкспертизу полностью в цифровом формате. По мере приближения 2024 года становится ясно, что ТИМ — это не просто мимолетная тенденция, а мощный инструмент, который изменит индустрию в России.
Функционирование BIM-технологий в России
Технологии информационного моделирования помогают специалистам в области строительства планировать, проектировать и реализовать проекты. Облачные BIM-сервисы упростили специалистам в области строительства совместную работу над проектами и коммуникацию с клиентами.
Применение BIM в российском строительстве сейчас можно назвать одним из ключевых трендов, рассказывает генеральный директор фонда «Аметист Кэпитал» Андрей Тян.
— На столичных объектах, возводимых департаментом строительства Москвы (государственные стройки), реализовано сквозное и бесшовное применение цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла объекта: от проектирования до строительства и эксплуатации, — поясняет эксперт.
По данным опроса межотраслевой ассоциации саморегуляторов в области строительства и проектирования «Синергия», на сегодня только 7% застройщиков в полной мере используют BIM. По большей части это касается крупных городов и мегапроектов.
Андрей Зайцев, директор технологической практики «Технологии доверия», добавляет, что, несмотря на долгое существование технологических инструментов, активно применять их российские девелоперы стали совсем недавно. Не в последнюю очередь это связано с появлением законодательной базы и совершенствованием методологии.
В настоящий момент идет обсуждение новых национальных стандартов Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), которые призваны обеспечить единство подходов к разработке и применению информационных моделей.
Роль государства в цифровизации отрасли
Основная роль государства — определять цели и задачи всего жизненного цикла информационной модели и разрабатывать единые правила игры на внешнем контуре управления данными, рассказал «Известиям» глава комитета по информационному моделированию градостроительной деятельности АРПП «Отечественный софт» Михаил Бочаров. Также власти предоставляют возможность для конкурентного развития цифровых экосистем компаний по управлению данными.
— Для этого нужны российские форматы данных и стандарты, отвечающие требованиям не западных производителей программных продуктов, а отечественных потребителей. Пока с этим сложно. Кроме Минстроя РФ, остальные ведомства слабо проявляют интерес к BIM, хотя это, по сути, новый класс программных продуктов, который должен развиваться комплексно и быть под пристальным вниманием исполнительной и даже законодательной властей. Данные — кровь экономики, подчеркнул Михаил Бочаров.
С 1 сентября 2023 года в силу вступило Постановление № 2357 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 331», согласно которому с 1 июля 2024 года застройщики обязаны использовать ТИМ-технологии при реализации проектов капитального строительства. Однако в настоящий момент из-за огромного объема положений, норм, правил и стандартов, которые регулирует проектирование, не все российские компании готовы к цифровизации.
По мнению Андрея Тяна, приоритет Минстроя на ближайшие годы — построение цифровой вертикали в девелопменте на всей территории страны. А именно: интеграция всех регионов России в единый контур ГИСОГД РФ, формирование общероссийских стандартов передачи данных и развитие систем среднего уровня, полномасштабный и нормативно закрепленный переход на ТИМ с определением ответственных за контроль соответствия информационной модели реальному состоянию объекта.
Преимущество ТИМ в строительстве
Трехмерные «цифровые двойники» зданий упрощают координацию между исполнителями, делают процесс стройки более наглядным.
— BIM-модель позволяет точнее оценить сроки и бюджеты реализации, а также выявить потенциальные нестыковки в проектной документации, из-за которых обычно и происходят сдвиги сроков и рост бюджета, — рассказывает глава «Технологии доверия» Андрей Зайцев.
При этом сама по себе технология представляет просто красивую 3D-картинку, полезный эффект достигается только при комплексной работе, подчеркивает эксперт. Необходимо учесть взаимосвязи между проектами и этапами, сметно-нормативные расчеты работ, количественную оценку рисков, отношения с поставщиками и подрядчиками, интеграцию с внутренними процессами организации, грамотное календарно-сетевое планирование и многое другое.
Директор IT-компании, разработчик проекта крупнейшей поисковой системы заказов для бизнеса «База заказов» Евгений Александров рассказал «Известиям», что российские строительные компании и заказчики оценили преимущества создания BIM-модели на стадии строительства (особенно уменьшение количества ошибок в проектировании) и теперь изучают применение технологии на стадии эксплуатации зданий. После сдачи объекта к нему формируется необходимая исполнительная документация, к которой можно добавить цифровую информационную модель (ЦИМ), применив тот самый BIM-подход.
— Цифровые инструменты позволяют интегрировать инженерно-технические базы данных об объекте: от документации и спецификаций оборудования до передачи данных от удаленных устройств в автоматическом режиме. Так формируется цифровая модель здания, по-другому, «цифровой двойник», который комплексно решает задачи эксплуатации, — отмечает эксперт.
Импортозамещение в строительной отрасли
С уходом из России международных компаний вопрос программного импортозамещения встал наиболее остро. В ближайшей перспективе цифровой рынок ожидают значительные изменения. Начальник отдела систем управления жизненным циклом объектов в IBS Алина Солдаткина подтверждает, что исторически строительная отрасль в России оставалась наименее автоматизированной. Как правило, ПО западных вендоров активно внедряли для инвестиционной деятельности, планирования, закупок и отчетности.
— В настоящий момент ключевой задачей является не только замещение популярных западных платформ российскими, но и интеграция комплексной автоматизации инвестиционно-строительного процесса: от инициации проекта до ввода в эксплуатацию. И в этом случае у наших разработчиков есть поле для реализации. Сейчас на рынке появляется огромное количество российского софта, — добавляет эксперт.
У специалистов популярны несколько российский программ, среди них BIM-система для совместного архитектурно-строительного проектирования Renga Software и многофункциональная программа ZWCAD, а также множество надстроек, модулей и отдельных приложений.
Как отмечает заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко, BIM-импортозамещение в строительной отрасли движется в правильном направлении. Сегодня порядка 40 компаний занимаются созданием программного обеспечения в той или иной области информационного моделирования. И это не считая тех, кто специализируется на разработке государственных информационных систем для обеспечения градостроительной деятельности.
Повсеместное внедрение BIM в России
Ситуация с внедрением BIM в России представляет собой сложный и многоаспектный вопрос. В настоящий момент, по некоторым данным, всего 20% предприятий в России используют в работе BIM-инструменты, остальные предпочитают 2D-модели. По статистике Renga Software, всего 10% тендерной документации включает пункт о необходимости 3D-моделей.
— Повсеместное внедрение BIM — главная задача, поставленная президентом. Преимущество «цифровых двойников» в быстроте, четкости, надежности и отсутствии двусмысленности в управлении данными, — пояснил Михаил Бочаров. Это как раз то, что специалисты называют цифровой трансформацией.
Максим Нечипоренко считает, что будущее российского рынка именно за BIM-технологиями. Вслед за инициативами государства и внедрением цифровых инструментов в госстроительстве применять технологии начнут и более мелкие девелоперы. При этом рынок строительства огромен, предприятий много, и с большой вероятностью на первом этапе цифровые технологии выберут не все участники.
По мнению экспертов, сегодня повсеместное внедрение BIM-технологий выглядит сложной задачей, но в долгосрочной перспективе и при совместных усилиях государства, бизнеса и образовательных учреждений всё получится.
Синергия между BIM и ИИ
Интеграция BIM и AI имеет огромный потенциал для строительной отрасли. BIM предоставляет обширную базу данных цифровой информации о строительном проекте, а искусственный интеллект может анализировать и извлекать информацию из этих данных.
Михаил Бочаров отмечает, что в государственных документах присутствует термин «машинопонимаемость». В отличие от более ограниченного функционала «машиночитаемости», этот термин позволяет реализовать автоматизированное понимание машиной (ИИ) нормативных актов и применение их в строительстве. Такие примеры уже успешно работают.
— Задача ИИ на стройке — обрабатывать массивы данных и предлагать человеку варианты для «управленческого решения». Однако интеграция возможна, если будет единый формат данных. Разбираться с цифровым хаосом даже ИИ не всегда под силу, — добавляет эксперт.