«В судостроении мы сохраняем преемственность работы»
По уточненным данным, в 2023 году реальные доходы населения выросли, улучшается ситуация в автомобилестроении. И это не единственные положительные изменения. О финансах, а также о будущем судостроительной отрасли России на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) «Известиям» рассказал вице-премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров.
«Байкал» — первый в истории России самолет с заданной стоимостью
— Денис Валентинович, премьер-министр Михаил Мишустин поручил подготовить предложение по удешевлению самолета «Байкал». Скажите, что делается в этом направлении?
— Речь идет о том, чтобы создать максимально конкурентную цену и снизить затраты на производство. А что касается заданной цены — она не поменялась. В 2019 году самолет стоил 120 млн рублей, и с учетом дефлятора эта цена сохранилась как целевая. Более того, это первый за историю современной гражданской авиации России случай, когда самолет строят с конкретной, заданной ценой.
Традиционно есть оценочная стоимость, к которой стремится производитель, но попасть в заданную стоимость удается не так часто. Далее, откуда вообще возник такой вопрос. В компании «Аврора» заявили, что хотят установить оборудование, которое не входит в стандартную комплектацию. Следовательно, при установке такого оборудования цена растет. Но поскольку на самолет можно установить много разных опций и предусмотреть весь список наименований по комплектующим достаточно сложно, базовая цена сохраняется прежней.
«В судостроении мы сохраняем преемственность работы»
— Как изменится стратегия работы объединенных судостроительных компаний (ОСК) после смены руководства, какие решения будут приняты в вопросах финансирования?
— Во-первых, мы сохраняем преемственность работы, которая велась всё время существования ОСК. Есть верхнеуровневые программы и стратегии, утвержденные Минпромторгом с 2007 года. Эта эволюция привела к тому, что сегодня у нас есть крупная интегрированная судостроительная компания с большим количеством верфей. Часть из них вносилась в уставный капитал, часть — приобреталась. Были активы в тяжелом финансовом положении: это Северная верфь и Балтзавод.
Под банкротство попала компания Пугачёва, а значит, и Амурский и Хабаровский судостроительные заводы. Эти активы были, мягко говоря, в сложном финансовом положении, и задача стояла оздоровить эти верфи и развивать их дальше.
В результате сформировалась накопленная задолженность. Потому что частично государство оказывало финансовую поддержку, но на сегодня накопилось много нерешенных вопросов. И для нас сегодня очень важна группа ВТБ (в управление которой перешли акции ОСК. — «Известия») как группа профессиональных управленцев с опытом оздоровления разных активов.
Коллеги изучат вопрос, проведут детальный аудит и сформируют дальнейшую стратегию по финансово-экономической деятельности в целом. Еще раз акцентирую внимание на производственной компоненте: и в части гражданского, и военного судостроения оно сохранится в виде прежних наработок.
«Больше половины автомобилей из проданных в 2023 году — российского производства»
— В 2023 году зафиксирован рост реальных доходов граждан. Скажите, как на это отреагирует торговля и какие отрасли Минпромторг считает драйверами сферы?
— Это, как всегда, касается таких индикаторов рынка, как автомобилестроение. Мы видим положительную тенденцию: по сравнению с прошлым годом рост составил более 40%, уже реализовано свыше 700 тыс. автомобилей. Можно говорить о том, что до конца года будет реализовано более миллиона автомобилей — из них отечественный автопром составит больше 50% или даже больше 60%. И дальше будем постепенно наращивать обороты.
Что касается самой торговли, я не буду пока называть конкретные цифры и проценты роста по этому году, но мы видим положительную тенденцию в восстановлении внутренней торговли и рассчитываем, что тенденция сохранится.