Помимо кассы: в Москве осудили банду налетчиков, грабивших людей на улицах
Семеро членов банды налетчиков Аслуддина Калимулаева, которая орудовала в Москве в 2018 году, приговорены 1 сентября к срокам заключения от 16 до 20 лет колонии. Члены ОПГ нападали на людей на улицах, отнимая у них деньги, — они действовали по наводке. В одном из эпизодов преступникам помогали сотрудники ДПС: они остановили машину гражданина Вьетнама, который перевозил 4 млн рублей, провели незаконный обыск и «изъяли» наличные. Уже бывшие сотрудники правоохранительных органов, которых в 2021 году приговорили за злоупотребление полномочий, по делу банды Калимулаева проходили как свидетели, сообщил «Известиям» источник, близкий к следствию.
Рецидивисты
Вину ни по одному из семи эпизодов никто из семерых обвиняемых не признал. Дело по их просьбе слушали присяжные. 1 сентября 2023 года они признали всех семерых фигурантов виновными в бандитизме, грабежах и незаконном обороте оружия, но не согласились, что подсудимые причастны к покушению на убийство бизнесмена Осетрова и разбоям.
Зачитывая приговор, судья Дмитрий Гордеев указал, что осужденные должны отбывать наказание в колониях строгого и особого режима. Калимулаев приговорен к 19 годам колонии строгого режима и штрафу в 1 млн рублей.
Один из участников банды Владимир Бардонов уже отсидел восемь лет за убийство, совершенное в 2000-х годах. Ему с учетом ранее совершенного преступления суд назначил самое суровое наказание — 20 лет колонии особого режима.
Остальные участники банды получили сроки от 16 лет лишения свободы. При этом приговор стал не первым еще для трех фигурантов. Дмитрий Галкин и Михаил Дмитриев были осуждены условно за мошенничество в крупном размере, Баир Истаев получил три года колонии за грабеж.
Действовали по наводке
ОПГ просуществовала полгода. Грабители выбирали своих жертв по наводке, всего в деле семь таких эпизодов. Суд установил, что главарь банды Аслуддин Калимулаев с января по июнь 2018 года находил ранее судимых лиц и предлагал им заняться хищениями, грабежами и разбойными нападениями, вовлекая их в состав группировки.
Как сообщили источники «Известий», весной 2018 года члены ОПГ при содействии сотрудников ДПС похитили у иностранных граждан почти 4 млн рублей: сотрудники правоохранительных органов остановили автомобиль гражданина Вьетнама Буй Нам Лонга, провели незаконный обыск и «изъяли» у него несколько пачек денег.
В числе участников этой «операции» были бывшие командир третьего батальона полка ДПС ГИБДД УМВД по ЦАО Константин Одиноков и старшие инспекторы Павел Любицкий и Дмитрий Казаков. Источник «Известий» рассказал, что Любицкий и Казаков вызывались в суд в качестве свидетелей по делу этой банды. Дело сотрудников ДПС — о злоупотреблении должностными полномочиями — было выделено в отдельное производство, все они были задержаны в июле 2018 года. В 2021 году Одиноков получил пять лет колонии, а его подчиненные — по четыре.
Кроме того, по данным следствия, в июне 2018 года на улице Гарибальди члены банды Калимулаева совершили разбойное нападение на мужчину, чье имя не разглашается, и похитили у него 3,5 млн рублей.
Следствие также полагало, что в январе того же 2018-го именно члены группировки Калимулаева открыли стрельбу по бывшему совладельцу Носта банка Александру Осетрову возле бизнес-центра «Святогор» на Летниковской улице. Предприниматель получил три огнестрельных ранения, но успел укрыться в подъезде и вызвать помощь, а нападавшие скрылись с места покушения. По мнению следователей, участники банды планировали похитить у бизнесмена крупную сумму денег, которую он перевозил с собой.
Калимулаев и трое из его подельников были задержаны в июле 2018 года, с санкции суда их поместили под стражу. Розыском преступников занимались следователи столичного СК, сотрудники уголовного розыска МВД России, ФСБ и Росгвардии. Позднее правоохранителям удалось найти остальных членов банды.
В ходе следствия по их делу было проведено более 20 обысков, изъято 14 единиц огнестрельного оружия и более тысячи патронов к ним, а также пять транспортных средств, которые использовались при совершении преступлений. Помимо этого, было допрошено более 50 свидетелей и проведено около 100 экспертиз.
Присяжные заседатели
Заслуженный юрист России, судья в отставке и один из инициаторов внедрения суда присяжных в РФ Сергей Пашин рассказал «Известиям», что возможность давления на присяжных во время разбирательства практически исключена, при этом люди, которым известны обстоятельства дела, к разбирательству не допускаются.
— Закон и Верховный суд запрещают доводить до присяжных сведения о личности обвиняемого, которые могут создать против него предубеждения, — сказал он. — Что касается криминальных авторитетов и главарей ОПГ, то они часто выбирают суд присяжных потому, что те при вынесении вердикта опираются не на общедоступные сведения или статьи СМИ, а на доказательную базу. Первый вопрос, который будет задан присяжным при отборе: «Известно ли вам что-либо о личности такого-то человека?» Люди, которые имеют предвзятое мнение, будут отметены уже на начальном этапе, — пояснил Пашин.
Бывший старший следователь СКР Дмитрий Гаврилкин, комментируя «Известиям» особенности установления личностей преступников и расследования подобных уголовных дел, отметил, что сейчас этот процесс занимает гораздо меньше времени, чем это было 15–20 лет назад.
— Большую роль играет цифровизация. Во-первых, всегда запрашиваются биллинги телефонов, по ним определяется, кто находился в том или ином квадрате места совершения преступления, — сказал он. — Также все лица, которые освобождаются из мест лишения свободы, стоят на особом контроле, сейчас правоохранительные органы относятся к этому вопросу намного серьезнее.
Адвокат адвокатского бюро «Халимон и партнеры» Борис Митрофанский полагает, что прокуратура может обжаловать приговор, в котором не учтено покушение на бизнесмена. Если это произойдет, то дело будет рассмотрено повторно с участием новой коллегии присяжных. Впрочем, он уверен, что и адвокаты осужденных столь суровые сроки наказания наверняка оспорят.