Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Мир
В США сообщили о предварительных консультациях с Украиной до пуска «Орешника»
Мир
Захарова указала на неудачу Запада в попытке задушить РФ санкциями
Политика
Пушилин назвал пуск БРСД «Орешник» адекватным ответом на агрессию против РФ
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Мир
В США не признали ответственность за эскалацию украинского конфликта
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
В Пентагоне подтвердили получение данных от России о планах испытать «Орешник»
Мир
Военный эксперт объяснил нанесение удара по заводу «Южмаш»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Самарской области школа набрала сразу 31 первый класс, в каждом из которых — по 30 учеников. Все дети уместятся в трех корпусах. Эксперты скептически относятся к продолжающемуся процессу укрупнению школ, который затрагивает всю страну, а не только Самарскую область. Причем если раньше причиной была оптимизация, то теперь большинство слишком крупных школ оказываются в новых микрорайонах с недостаточно развитой социальной инфраструктурой. Нужно ли менять практику создания слишком больших образовательных организаций — в материале «Известий».

От А до Э

Рекордсмен по количеству первых классов в этом году — образовательный центр «Южный город» в поселке Придорожном Волжского района Самарской области, где набрали 31 первый класс. Всего — 930 первоклассников. Эти дети и остальные школьники разместятся в трех корпусах школы. В соцсетях шутят, что скоро для обозначения классов школе не хватит букв русского алфавита — очевидно, кому-то придется учиться в 1-м «Ы» и 1-м «Ё».

В министерстве образования и науки Самарской области пояснили «Известиям», что образовательный центр «Южный город» располагается в микрорайоне, где ведется массовая жилищная застройка, — и всего в трех корпусах школы будут обучаться в этом учебном году более 6,8 тыс. детей. Это самая большая школа региона.

школа
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В 2013 году в Самарской области было 706 общеобразовательных организаций, в которых училось более 284 тыс. человек, в 2023 году — 671 организация, в которых учится 364 тыс. школьников. Однако, подчеркивают в министерстве, число школ сокращалось за счет реорганизации, а не ликвидации: просто одно юридическое лицо присоединяли к другому.

Как в других регионах

По данным Минпросвещения, в 2022 году в России было более 39 тыс. общеобразовательных учреждений — государственных и негосударственных, в которых училось 17,7 млн детей. В среднем по стране получается примерно по 450 человек на школу, но цифры, конечно, не очень показательны, потому что учитывают в том числе малокомплектные образовательные организации.

Более наглядны другие данные: во вторую смену в прошлом году учились 2,7 млн школьников по всей стране, то есть более 15% всех учеников общеобразовательных учреждений. В 2017 году примерно в 45 тыс. школ обучалось около 15,5 млн учеников. Хотя тогда еще не удалось ликвидировать третью смену (так училось около 10 тыс. детей), вторая смена действовала для 1,9 млн школьников — это чуть больше 12%.

В очень многих регионах набирать больше 10 первых классов в одну школу — уже устоявшаяся практика. Так, в Красноярском крае в школе №156 микрорайона «Солнечный» оказалось 18 первых классов, в которых будут учиться 512 детей. Год назад родители учеников писали письмо президенту Владимиру Путину, указывая, что в рассчитанном на 1280 человек учреждении учатся 3,2 тыс. детей. Однако новое здание школы только строится — и открыть его собираются в 2024 году.

школа
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В Новосибирске в школе № 215 набрали 15 первых классов и 515 учеников (то есть в среднем по 34 ученика в каждом). Изначально в СОШ планировали сформировать всего семь первых классов, но возникли проблемы со строительством новых школ в ряде микрорайонов — к этому году ввести в эксплуатацию их не получилось. В итоге 58 школ города переполнены в полтора-два раза.

В нижегородской школе №131 набрали 16 первых классов. В городе в 103 школах дети учатся в две смены.

Больше 15 первых классов в целом ряде школ Краснодарского края; в Казани пять образовательных учреждений набрали по 13–15 классов, причем в столицу Татарстана приходится возить более 300 детей из пригородов Вишневка и Привольный, где школ не хватает. Аналогичная ситуация складывается и в Подмосковье, рассказывает председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка, член Национальной родительской ассоциации Людмила Дудова. Она приводит в пример подмосковный поселок Голубое, который стал, по сути, большим районным городом — но школа там только строится, поэтому дети ездят в Москву.

Решается ли проблема

Людмила Дудова подчеркивает: ситуация для регионов абсолютно штатная.

— Уже не раз говорилось о том, что проектирование новых районов городов должно в первую очередь сопровождаться продуманной социально-культурной сферой, строительство жилья опережает создание и образовательных организаций, и других социальных учреждений, — сказала она «Известиям».

первоклассники
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Заместитель председателя комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская рассказала, что в России переполнено более 4 тыс. общеобразовательных учреждений.

— Проблема действительно вызвана интенсивным строительством новых районов в крупнейших городах страны. Социальные учреждения за такими темпами застройки банально не успевают, — сказала сенатор «Известиям». — Для улучшения ситуации из федерального бюджета несколько лет назад была выделена рекордная сумма на строительство более 1,3 тыс. школ до 2024 года.

В начале года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявлял, что за 2019–2022 годы была построена 851 школа — и это рекордный показатель для России. Кроме того, говорит Людмила Скаковская, с 2021 года регионам предоставляется субсидия по созданию учебных мест — на это в федеральном бюджете предусмотрено более 234,7 млрд рублей.

Она считает, что ситуацию исправляют принятые изменения в законодательстве, согласно которым обычной практикой становится возведение застройщиком жилого квартала сразу со школой или детским садом. Но проблема всё еще остается достаточно серьезной, особенно в начальных классах.

первоклассники
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Людмила Дудова считает первопричиной проблем просчеты местных властей, которые знали, сколько детей пойдет в первый класс в тот или иной год, еще несколько лет назад — и могли не допустить того, что ребята вынуждены учиться в переполненных школах в несколько смен. Это свидетельство отсутствия стратегического планирования в образовательной сфере, говорит она.

Как укрупняют школы

Член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий замечает: укрупнение школ — давний процесс, который шел с конца 2000-х в несколько волн. До этого он был связан с реорганизацией и оптимизацией. В Москве это, в частности, привело к тому, что одна школа объединяет 15–20 зданий и учится там несколько тысяч учеников.

— Единственные, кому это нужно, — управленцы, — сказал он «Известиям». — Тому же министерству образования Самарской области очень удобно, когда огромной школой управляет один директор: с ним легче разговаривать, он получает такие деньги, что держится за свое место.

Его коллега, учитель из Нижегородской области Дмитрий Казаков рассказывает, как происходило укрупнение сельских школ: их не могли закрыть без решения на сходе села. Поэтому маленькую школу делали филиалом более крупной, сокращали финансирование, а потом закрывали — потому что для упразднения филиала никакого схода было не нужно. Дмитрий Казаков признает, впрочем, что это общемировая тенденция — огромные образовательные учреждения есть в тех же США, например.

первоклассница
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского профсоюза образования, заслуженный учитель РФ Евгений Романенков подчеркивает, что большая школа — это экономия средств, которая, однако, не дает существенного личностного развития ребенка и профессионального развития педагога.

— Большие школы-комплексы — это «экономизированные» взгляды на образование, когда стремились увеличить число учеников на одного учителя, что уменьшало затраты на обучение одного ребенка, оптимизировало расходы, — сказал он «Известиям». — Но образование — это инвестирование в будущее человека и государства, что абсолютно противоположно оптимизации.

«Не очень хорошая обстановка»

Евгений Романенков считает, что обеспечить для каждого ученика индивидуальный маршрут успешного развития можно только в условиях небольших школьных коллективов. Он подчеркивает, что в огромной школе люди «теряются и обезличиваются». В школе директор должен знать всех учителей и детей. Всеволод Луховицкий добавляет: и ученики тоже должны знать всех преподавателей, даже не своих.

— Когда в школе 3 тыс. человек, когда школьники в одной параллели из 10 классов абсолютно друг друга не знают, это не очень хорошая обстановка для учебы, — говорит Всеволод Луховицкий.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков также отмечает, что небольшой коллектив — вопрос поддержания комфортного психологического состояния первоклассника.

школа
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

— Можно даже сказать, что лучше 30 параллельных классов, но по 20 учеников в одном классе, нежели 15 классов по 40 учеников, — замечает он. — Для успешного решения задач воспитания, проведения различных мероприятий оказывается важным и взаимодействие между классами, которое затрудняется, если параллель слишком большая.

Алексей Лубков также подчеркивает, что для младших школьников следует исключить обучение в две смены. Однако, согласно статистике Минпросвещения, половина из всех учащихся во вторую смену в 2022 году — младшеклассники. Количество параллельных классов, замечает он, может и не свидетельствовать о дефиците мест — но при условии, что все классы учатся в одну смену и каждый учитель начальных классов ведет только один класс.

— Совсем большая школа — плохо, но и совсем маленькая — тоже, — замечает Дмитрий Казаков. — Нужно какое-то оптимальное соотношение. Может быть, имеет смысл вспомнить советский опыт: там сначала строили школы небольшие, на несколько сотен человек, и только потом стали их укрупнять.

Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что большая школа может быть полезна для среднего и старшего звена. В таких корпусах больше возможностей для профильного обучения, построения индивидуального образовательного маршрута, лабораторий и т.д. Но если говорить о начальной ступени образования, детей лучше распределять в небольших зданиях.

школа
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

— Камерные школы с небольшим числом учащихся гораздо более адекватны и сомасштабны психике ученика начальной школы, его информационной и эмоциональной нагрузке, — сказала она «Известиям». — Маленькому ребенку предстоит не только освоить образовательную программу, но еще и определиться со своим местом в коллективе. И очень многие психологи возражают против таких очень крупных учреждений с мощной начальной школой.

Ирина Абанкина отмечает, что создание большой школы с многочисленными классами в одной параллели зачастую обусловлено выгодой инвесторов, которым невыгодно выполнять сеть небольших проектов.

— И получается, что экономические решения превалируют над рекомендациями педагогов-психологов, над принципами возрастной педагогики, которая, конечно, не на стороне таких слишком крупных школ и такой концентрации детей, — подытожила она.

Читайте также
Прямой эфир