О море волнуются: звездный час окуня и карта с китайской спецификой
Зачем премьер Японии и президент Южной Кореи, не сговариваясь, устроили себе обед из морепродуктов, кого и почему переодевает Франция и что не так с китайской картографией. Самые любопытные события уходящей недели — в подборке «Известий».
Кулинарная битва
«Он съел морского окуня из префектуры Фукусимы, камбалу и осьминога и, как мне кажется, сказал, что они приятные на вкус и хорошо жуются». Этими впечатлениями об обеде премьера Японии Фумио Кисиды в компании нескольких министров поделился в середине недели один из чиновников страны.
В обычных обстоятельствах трапеза главы правительства вряд ли могла кого-либо заинтересовать. Но на фоне стартовавшего недавно процесса сброса в океан воды с японской аварийной АЭС «Фукусима-1» политики решили личным примером продемонстрировать, что не боятся заражения морепродуктов радиоактивным тритием.
Примечательно, что схожую пиар-акцию провел и Юн Сок Ель, лидер Южной Кореи, население которой крайне негативно отнеслось к действиям японцев. «Президент посетил заведение на втором этаже рыбного рынка Норянджин и заказал на обед сезонные отечественные морепродукты, в том числе суп из морского окуня, жареную сельдь, голубого краба на пару. Съев тарелку супа, он попросил добавки», — поведал уже южнокорейским журналистам официальный представитель администрации лидера Ли До Ун.
В Китае, где сброс воды с «Фукусимы» стал не только причиной для введения запрета на ввоз морепродуктов из десяти японских префектур, но и поводом к актам вандализма против посольства и консульств Японии и японских школ в КНР, кулинарную тему обыграли по-другому. Один из ресторанов японской кухни в Шанхае представил на этой неделе специальное меню, продукты из которого якобы защищают от радиации. Но тут же и погорел на хайпе: заведением заинтересовалась полиция за вводящую в заблуждение рекламу и недобросовестную конкуренцию.
Прощай, абайя
Франция в очередной раз подтвердила свой статус самой жесткой страны Европы в том, что касается религиозной атрибутики. С нового учебного года, который здесь начинается 4 сентября, во всех французских школах запрещено ношение мусульманской одежды, причем не только абайи (длинные, свободного покроя халаты, которые мусульманские девушки и женщины иногда надевают поверх своей одежды), но и камиса (традиционного для последователей ислама мужского костюма).
Франция свято блюдет принцип разделения церкви и государства, который был закреплен законом еще в 1905 году (тогда это, к слову, было направлено на ослабление влияния католицизма). И большинство французов по-прежнему считают секуляризм фундаментальной ценностью нации.
В прошлые годы Франция уже запретила ношение бросающихся в глаза религиозных символов в школах, введя табу не только на мусульманские платки, но и на иудейские кипы и большие христианские кресты на шее. С 2010 года в стране запретили ношение в общественных местах паранджи и вуалей, полностью закрывающих лицо. Кроме того, с некоторых пор женщинам-мусульманкам отказали в праве прилюдно купаться в буркини — плавательном костюме, закрывающем все тело.
Страны ЕС, вроде Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Люксембурга, Австрии и Дании, также запрещают ношение в образовательных институтах бурок (вид паранджи), однако до других мусульманских атрибутов никто так основательно, кроме Франции, пока не добрался.
Вскрыли карты
В начале недели министерство природных ресурсов Китая опубликовало новое издание географической карты мира на 2023 год. И конечно, видение Пекином своих границ совершенно не совпало с мнением на сей счет ряда его соседей.
Первой возмутилась Индия. И подала китайцам «решительный протест» по поводу включения индийского штата Аруначал-Прадеш и спорного плато Аксай-Чин в состав территории Китая. Как известно, вопрос о границе остается источником трений между двумя странами долгие десятилетия и по-прежнему не урегулирован. Это отражено даже в том, что свою де-факто границу стороны называют линией фактического контроля.
День спустя проснулись те, кто оспаривает претензии КНР на большую часть Южно-Китайского моря. Увидав на китайской карте знаменитую U-образную девятипунктирную линию, очерчивающую около 90% акватории ЮКМ в качестве владений КНР, свои протесты Пекину один за одним подали Малайзия, Вьетнам, Филиппины и Тайвань (который сам Китай определяет в качестве своей неотъемлемой территории).
В ответ на шумиху представитель китайского МИДа призвал «соответствующие стороны оставаться объективными, спокойными и воздерживаться от чрезмерного толкования данной темы». Но прислушались к этому разве что в России, чью половину острова Большой Уссурийский Пекин тоже почему-то пририсовал в качестве своей территории. Как заметили в МИД России, Москва и Пекин придерживаются единой позиции в отношении того, что пограничный вопрос между РФ и КНР окончательно разрешен с ратификацией в 2005 году дополнительного соглашения о российско-китайской госгранице на ее восточной части. В соответствии с чем Большой Уссурийский остров на Амуре был поделен между сторонами.
Толерантность уже не та
В последние годы, когда речь заходила про ущемление прав различных секс-меньшинств, основными нарушителями всегда оказывались страны Азии, Ближнего Востока или Африки, но только не США, которые, напротив, слыли эдаким оплотом либеральности, толерантности, а порой и вседозволенности в этом вопросе.
Однако на этой неделе правительство Канады выступило с предупреждением к своим гражданам из числа представителей нетрадиционной ориентации о возможной дискриминации при поездке в некоторые американские штаты. И посоветовало канадцам тщательно знакомиться с законодательством соответствующих штатов на предмет новых правил и законов, которые могут затронуть представителей 2SLGBTQI+ (к слову, уже сама эта аббревиатура показала, насколько шире Канада смотрит на вещи, связанные с сексуальными девиациями). К этому сообществу, как бы оно ни расшифровывалось, относится примерно миллион жителей страны.
С начала 2023 года десяток штатов США, в основном контролируемых республиканцами, приняли законы, запрещающие дрэг-шоу (когда артисты изображают персонажей противоположного пола) и гендерно ориентированную медицинскую помощь, а также участие трансгендеров в спортивных мероприятиях. Но больше всех на стезе борьбы с нетрадиционалами отличился губернатор Флориды Рон Десантис, демонстративно подписавший четыре закона, ограничивающих права ЛГБТК+ персон, 17 мая — в Международный день против гомофобии, трансфобии и бифобии.
Не уследил за языком
Минувшая среда выдалась у французских политиков непростой. В этот день президент Эммануэль Макрон и главы всех политических партий провели сразу 12 часов за закрытыми дверями, обсуждая Украину, инфляцию, покупательную способность и институциональную реформу.
Но главной новостью этой встречи, просочившейся в прессу, стало то, как глава Пятой республики отозвался о конституционном ограничении на два президентских срока. «Чушь собачья» (что в оригинале звучало как funeste connerie), — бросил Макрон, комментируя слова, что «кого-то нельзя переизбрать».
Согласно конституции Франции, избираться в главы Елисейского дворца можно не более чем на два пятилетних срока. И по закону, в 2027 году находящемуся на этой должности второй срок подряд Макрону предстоит стать самым молодым бывшим президентом страны. К тому моменту ему будет всего 49 лет.
На этом фоне во Франции то и дело мелькают слухи, что власти задумываются об отмене ограничений на число сроков президента. Тем более что иногда сторонники Макрона дают к этому повод. В июле, к примеру, бывший спикер парламента Ришар Ферран заявил, что он против правила двух сроков, поскольку они ограничивают «волеизъявление народа». Конечно, и левые, и правые тут же подвергли его резкой критике, заодно обвинив весь президентский лагерь в тенденциях авторитаризма.
Любопытная деталь: на этот раз слова Макрона прессе «слил» лидер крайне левой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон, давно желающий сам оказаться в президентском кресле.