Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении БПЛА над Белгородской областью
Общество
В Москве проходит акция «Георгиевская ленточка»
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Сирия с 1 мая ввела электронные визы
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В Японии сообщили о возгорании на АЭС «Симанэ»
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Туризм
Шри-Ланка продлила выдачу бесплатных виз россиянам
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Политика
Сенатор Климов призвал дать правовую оценку поставкам Западом оружия ВСУ
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Германия, крупнейшая экономика Евросоюза и четвертая в мире, продолжает балансировать на грани рецессии: в апреле-июне рост ВВП оказался нулевым после двух кварталов падения подряд. Кризис сопровождается высокой инфляцией: цены в Германии растут быстрее, чем в других странах Западной Европы. Экономические проблемы ФРГ на фоне энергокризиса стали системными и не имеют решения в рамках денежно-кредитной политики. Это дало прессе повод назвать страну «больным человеком Европы» — определение, которое раньше применяли только к периферийным странам вроде Турции или Греции. Почему Германия столкнулась с системным экономическим кризисом и есть ли из него выход — в материале «Известий».

Вал плохой статистики

Согласно пересмотренным данным статистики, во II квартале 2023 года рост ВВП Германии был равен нулю после полугода падения. Нейтральная картина сложилась во многом из-за накопления товарных запасов, где рост составил 0,4%. Без этой корректировки данные за II квартал также были бы отрицательными. Ко II кварталу прошлого года ВВП упал на 0,6%.

Опубликованная на неделе статистика по текущему периоду показывает, что ситуация в Германии не улучшается — скорее наоборот. К примеру, сводный индекс деловой активности менеджеров по закупкам (PMI) по версии S&P упал до 44,7 пункта (показатель ниже 50 означает спад), это худший показатель за последние три года. Одна из составляющих этого индекса — услуги — оказалась в отрицательной зоне впервые за восемь месяцев.

Еще хуже обстоят дела с потребительскими настроениями. Весной они немного восстановились после обвала прошлого года, но сейчас рост прекратился. Значение индекса составило –25,5 пункта, и это очень слабый показатель по историческим меркам. Достаточно вспомнить, что с 2004 года и до коронавирусного 2020-го он ни разу не падал ниже нуля.

Контейнеровоз
Фото: Getty Images/horstgerlach

Во многом крайне пессимистические настроения объясняются высокой инфляцией. Данные за август показывают, что потребительские цены выросли на 6,1% в годовом исчислении и на 0,3% по сравнению с июлем. А по методологии Евростата цифры даже выше — 6,2% и 0,4% соответственно. Таким образом, налицо нечастая для развитой страны комбинация экономического спада и бурного роста цен.

Наблюдаются проблемы и на рынке недвижимости, который занимает 15% от ВВП Германии. В последние годы рынок недвижимости часто выступал сдерживающим механизмом, балансирующим проблемы в других отраслях экономики, но теперь этот механизм сломался. Объем строительства новых домов резко сократился (с января по август 2023 года — на 50%), разрешений на строительство выдали на 25% меньше, а девелоперы массово заявили о банкротстве. Индекс IFO для строительной индустрии также находится в глубоко отрицательной зоне: –29,3 пункта по итогам августа, худший показатель с 2008 года.

Локомотив опаздывает

Калейдоскоп плохих данных подтверждает многочисленные прогнозы о том, что Германия станет единственной экономикой еврозоны (и вообще единственной экономикой из топ-20), которая покажет спад ВВП по итогам 2023 года. Впервые за десятилетия ФРГ может называться «больным человеком Европы», тогда как прежде она, наоборот, являлась ее локомотивом.

Люди на улице в Берлине
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Michael Kuenne

Кстати, о локомотивах: в последние месяцы Германия столкнулась с проблемой, которая некоторое время назад была совершенно немыслимой — поезда перестали ходить по расписанию. Швейцарские железнодорожники отказываются работать с немецкими партнерами из-за постоянных опозданий составов. В пример Германии они приводят соседнюю Италию, где сегодня таких проблем нет в принципе. Отметим, что именно эта страна в предыдущие годы считалась «тяжелым случаем» в ЕС из-за перманентной стагнации и зашкаливающего государственного долга. Однако даже на Апеннинах экономика сегодня демонстрирует лучшую динамику.

Нельзя сказать, что подобная ситуация для Германии уникальна. В первые годы после объединения ФРГ и ГДР страна также демонстрировала не лучшие показатели, «переваривая» совершенно иначе устроенную экономику Восточной Германии. Эти проблемы получилось преодолеть успешной «перезагрузкой». Стране удалось встроиться в глобализацию благодаря специализации на промышленности высокого передела. Наряду с Китаем и Японией ФРГ 2000–2010-х годов была крупнейшим экспортером мира (а если считать экспорт на душу населения или даже на единицу ВВП — значительно их превосходила). Но то, что 15–20 лет назад давало огромные преимущества, сейчас превратилось в нелегкое бремя.

Фактор российского газа

Одной из главных потерь для Германии стал разрыв связей с Россией. Существенное сокращение российского газового экспорта стало проблемой для многих стран, но особенно сильно оно ударило по ФРГ. Газ там использовался не только и не столько для отопления, а в первую очередь как производственный ресурс. Многие энергоемкие сектора из-за резкого подорожания топлива оказались не у дел. Статистика показывает, что к июню 2023 года производственная активность упала на 18% по сравнению с концом 2020 года (хотя тогда пандемийный кризис всё еще был далек от завершения). Последующее снижение цен на газ произошло не потому, что Германии удалось найти альтернативы российскому газу, а из-за разрушения спроса. Кроме того, ФРГ в значительной степени потеряла важный для себя рынок сбыта, что добавило проблем и так испытывающей трудности промышленности.

Газовые трубы
Фото: Global Look Press/IMAGO/Rupert Oberhäuser

Нынешний украинский кризис не создал, а только усугубил ситуацию в германской экономике. Неприятности начались раньше, с разрывом производственных цепочек в дни пандемии. Наиболее яркий пример таких проблем — нехватка полупроводников, которая ударила по немецкому автомобилестроению. Именно промышленные державы больше других пострадали из-за снижения мирового грузооборота.

Еще одна причина ослабления немецкой экономической мощи — зеленый переход. Он не только усложнил замену российского газа как основного топлива, но еще и сильно ударил по всё тому же автомобилестроению — причем в долгосрочной перспективе.

Снижение спроса на машины с двигателем внутреннего сгорания в первую очередь затронуло именно Германию, так как страна уступает в развитии электромобилей конкурентам — Китаю и, в меньшей степени, США.

Отметим, что с точки зрения исполнения электрокары — намного более простой продукт (по сути, это батарея в кузове). Они не требуют «инженерных чудес», которыми во все времена славились немцы. Те же китайцы получили на этом рынке преимущество именно из-за сниженных требований электромобилей к сложным элементам конструкции. Преодолеть этот гандикап германским автомобилестроителям будет крайне сложно.

Темная сторона глобализации

Специализация на сложном, но «аналоговом» машиностроении в целом стала ахиллесовой пятой ФРГ в эпоху торможения глобализации. Германия не имеет сильного цифрового сектора (причем как в производстве программного обеспечения, так и «железа»), и крайне сомнительно, что он появится в обозримом будущем. Этот рынок стремительно завоевывается компаниями из Восточной Азии и США, и для входа в него «с нуля» потребуются титанические усилия. Вдобавок Германия остается недружелюбной к цифровым инновациям страной: стоимость и качество покрытия интернета здесь давно уже стало притчей во языцех.

Производство автомобилей
Фото: Global Look Press/imageBROKER.com/Stephan Goerlich

Наконец, невозможно во сколько-нибудь быстрые сроки решить затруднения с рынком труда. Германия испытывает сильнейший кадровый голод. Однако страна за последние 20 лет не смогла привлечь квалифицированных мигрантов, а беженцы, перед которыми были открыты все двери, на эту роль не годились. Напротив, немцы довольно активно уезжали в другие страны — включая США. С демографическими проблемами сталкиваются многие страны: в Восточной Азии они, пожалуй, даже острее, чем в Западной Европе. Но азиаты делают ставку на роботизацию, и по числу роботов на 10 тыс. работников ФРГ безнадежно уступает и Японии, и Южной Корее, и Китаю.

Разумеется, говорить о крахе экономики Германии рано: у этой страны всё еще много объективных преимуществ и компетенций, которых нет почти ни у кого другого в мире. Но если ситуация будет развиваться в нынешнем русле, ФРГ рискует оказаться не только за пределами пятерки крупнейших экономик мира, но и потерять свое европейское лидерство в ближайшие годы.

Прямой эфир