Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Экс-депутата думы Курской области Васильева отправили в тюрьму по делу о хищении
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Мир
На Украине предложили законодательно ограничить использование русского языка
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Общество
Дегтярев, Патрушев и Любимова приняли участие в акции «Елка желаний»
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Силы ПВО уничтожили 77 БПЛА над регионами России за ночь
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Мир
В Белоруссии указали на подготовку Запада к боевым действиям
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
В Кремле прокомментировали увеличение военных расходов Японии на 2026 год
Мир
У берегов острова Хоккайдо произошло землетрясение магнитудой 5,6
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Быстрая эволюция искусственного интеллекта открыла новые перспективы для бизнеса в сфере клиентского опыта. Интеграция генеративного ИИ позволяет командам быстро и последовательно реагировать на большой объем запросов. На основе генеративных сетей Napoleon IT предложили первую в РФ технологию интеллектуального анализа и суммирования отзывов на маркетплейсах для производителей товара. Похожий продукт для клиентов банка анонсировал «Тинькофф». Кроме того, в этом месяце «Яндекс» представил особую систему для клиентов «Яндекс Маркета». Как технология повлияет на продавцов и маркетплейсы, разбирались «Известия».

Как генеративный ИИ анализирует отзывы

Генеративный ИИ способен создавать персонализированные рекомендации по продуктам, разрабатывать уникальные маркетинговые компании и даже чат-ботов. При этом, согласно данным G2 Crowd и Heinz Marketing, как минимум 71% B2B-покупателей изучают отзывы, пока выбирают товар или услугу. Менеджер практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг» Иван Аксенов отмечает, что технологии ИИ помогают определить тональность отзывов (покупатель доволен в целом или раздражен). Затем уже из отрицательных отзывов отдельно выделяются основные темы, над которыми надо работать ритейлеру.

Усредненную механику работы сервисов анализа отзывов описал «Известиям» директор по развитию бизнеса направления e-commerce в ГК «Корус Консалтинг» Вячеслав Коган. Сначала ИИ аккумулирует отзывы, оценки, комментарии и текстовые обзоры с маркетплейса и обрабатывает их, чтобы удалить лишние символы, привести к общему формату, разделить на отдельные предложения, слова, фразы. Затем с помощью машинного обучения, нейронных сетей или статистических методов анализируется тональность. Извлекаются наиболее часто встречающиеся ключевые фразы и слова, чтобы выделить основные темы обсуждений в отзывах. Наконец, ИИ группирует данные по темам обсуждений и продуктам, на основе этих полученных и обработанных данных сеть создает краткие тексты-выводы.

отзывы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Таким образом, технология в режиме реального времени позволяет собирать тысячи отзывов на товары и анализировать их с помощью GPT-моделей. Для Napoleon IT процесс анализа занимает чуть больше 20 минут. Пропускная способность сервиса — 1 млрд отзывов в сутки. Технология предоставляет определенную статистику из различных типов отзывов. Одновременно сервис занимается сортировкой и выбирает только реальные оценки клиентов.

Для чего нужен анализ отзывов

Анализируя огромные объемы данных, интеллектуальная технология может генерировать новые идеи и стратегии для отдельных клиентов. Использование генеративного ИИ в клиентском опыте может трансформировать целые отрасли и изменить взаимодействие с брендами.

— Очевидно, AI-система отзывов призвана облегчить жизнь пользователям. Теперь вместо чтения и анализа десятков отдельных отзывов от разных покупателей товара можно изучить просто их краткую выжимку, что должно помочь процессу принятия решения о покупке, — заявил эксперт центра искусственного интеллекта «СКБ Контур» Дмитрий Иванков. — С другой стороны, это, конечно, должно позитивно повлиять и на сами маркетплейсы: пользователи будут тратить меньше времени на изучение товаров и быстрее совершать покупки, что, полагаю, увеличит в итоге объемы продаж.

маркетплейс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Вячеслав Коган добавляет, что подобные ИИ-сервисы помогают бизнесу решать целый ряд задач. Например, оценивать клиентскую удовлетворенность и мониторить репутацию, выявлять слабые места и повышать качество продукта, определять тренды и популярные темы в обсуждениях, сокращать время реакции (особенно на негативные отзывы), наконец, оптимизировать SEO и контент за счет выявления ключевых слов. Одно из главных преимуществ таких сервисов — минимизация ошибок, исключение предвзятости в оценке и скорость анализа.

Сервисы анализа отзывов — это существенная часть систем ORM (Online Reputation Manаgement), которые широко используются в рамках онлайн-продаж как в B2C, так и в B2B-сегменте. При этом Вячеслав Коган отмечает, что отзывы нужно не только собирать и обобщать, но и реагировать на них — особенно если они отрицательные.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Популярность AI-систем отзывов

В настоящее время ИИ — это не только экспертные системы, нейросети и машинное обучение, но и технология естественного языка. Роль последнего постоянно возрастает. В декабре 2018 года сообщалось, что за четыре года российский рынок ИИ вырастет в 40 раз. Помимо этого, динамика мирового рынка выглядит довольно впечатляюще. В 2024 году, по оценкам J.P. Morgan и McKinsey, вклад ИИ в мировой ВВП достигнет $750 млрд, а уже в 2030 году будет превышать $15,7 трлн.

— Сейчас активно внедряются инструменты ИИ для работы с отзывами как на платформах маркетплейсов, так и среди продавцов, — комментирует спикер СЕО-сервиса «Точка Маркетплейсы» Константин Канивец. — Маркетплейсам такие инструменты позволяют наиболее точно оценить качество товаров, услуг и самих отзывов. А поставщикам — улучшить качество ответа на отзывы, причем для небольших поставщиков это еще и возможность сэкономить на услугах копирайтера.

поставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

О генеративной системе на маркетплейсах высказался Максим Оганов, главный исполнительный директор и основатель Oganov.Digital. По его мнению, данные системы анализа отзывов пользуются популярностью в различных индустриях и среди производителей, маркетплейсов и ритейлеров. Они широко используются в интернет-торговле, туризме, ресторанном бизнесе и других отраслях, где отзывы пользователей имеют важное значение для принятия решений.

Как AI-система отзывов влияет на качество товара

Интеллектуальный анализ может помогать в обнаружении проблем снижения продаж на российском рынке. AI-система elDinero Reviews проанализировала отзывы покупателей на маркетплейсах и выявила причину неактивной покупательской способности товара, после чего поставщик смог ее устранить. Другим случаем использования интеллектуальной системы стало создание новой коллекции в рамках AI Generative Product Hackathon. Благодаря elDinero Reviews удалось проанализировать отзывы покупателей прошлых коллекций и сделать выводы о предпочтении клиентов. Таким образом, генеративная модель составила рекомендации для новой линейки одежды.

— Napoleon IT первые в России начали использовать и внедрять технологию интеллектуального анализа и суммирования отзывов на маркетплейсах elDinero Reviews, и уже сейчас компания получает положительные отзывы от производителей товаров и крупнейших ритейлеров, — поясняет сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Дмитрий Иванков из «СКБ Контур» объясняет, что продавцы видят обычные отзывы и реагируют на них. Здесь ситуация не должна отличаться. Тем более что эта информация будет в открытом доступе на странице товара — непонятно, зачем ее специально скрывать от продавца.

Следовательно, выжимка отзывов поможет продавцу (как и покупателю) сформировать мнение о товаре и исправить недочеты.

Отношение производителей и маркетплейсов к AI-системе

Российские производители воспринимают интеллектуальную систему анализа отзывов неоднозначно. Некоторые компании активно внедряют подобные технологии для улучшения производимой продукции и продаж. Однако большинство предпринимателей утверждают о неподготовленности публики к использованию генеративных сетей.

Например, представители компании AMS Software полагают, что нейросети трудно определить общую тональность страницы, на которой есть несколько нейтральных, негативных и пара положительных отзывов. Только живой человек может качественно оценить смыслы и контекст, заложенные в отзыве. Поэтому компания не использует для анализа тональности нейросети, а проверяет содержание страниц вручную. Кроме того, согласно мнению AMS Software, среднему бизнесу нет необходимости в использовании подобной системы.

офис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Противоположной точкой зрения поделился Дмитрий Иванков. Он считает, что использование интеллектуальной системы анализа не должно быть большой проблемой, а наоборот. Ведь суммаризация отзывов не означает их полную замену. У пользователей всё равно останется доступ к оригинальным сообщениям о товарах.

Мировое применение

На международном уровне подобная технология помогла брендам выявить проблемы с товаром. Так, платформа Amazon с весны 2023 года начала тестирование функции в приложении для обобщения оценок клиентов определенных продуктов. Текст, созданный искусственным интеллектом, включает в себя комбинацию положительных и отрицательных оценок. Кроме того, в конце каждой характеристики указывается отказ от ответственности за то, что отзыв «создан искусственным интеллектом на основе оценок клиентов».

Однако встроенный в маркетплейс алгоритм не всегда может отличить настоящие отзывы от фейковых, ведь ИИ используется и для того, чтобы генерировать искусственные отзывы и обзоры, отмечает Вячеслав Коган. В настоящее время проблему решают разработчики.

Компания Amazon является не единственным примером применения интеллектуальной аналитики отзывов. Максим Оганов добавил, что подобные технологии встречаются в различных отраслях и секторах, включая интернет-торговлю, гостиничный бизнес, автомобильную индустрию, финансовые услуги и другие.

амазон
Фото: Global Look Press/dpa/Hauke-Christian Dittrich

Интеграция системы в России

Сейчас на российском рынке происходит активная интеграция генеративных сетей в различных областях. elDinero Reviews и похожие программы, такие как YandexGPT, ChatGPT и Midjourney, используют систему интеллектуального анализа для обработки отзывов. Примеры из международной практики доказывают, что подобные инструменты аналитики помогают оперативно обнаружить и отреагировать на проблемы с товарами.

Бренд Vilet занимается разработкой спортивной коллекции одежды при помощи генеративных сетей и аналитики отзывов и трендов. Кроме того, магазин MAAG создает новую коллекцию одежды с использованием принтов и изображений, сгенерированных нейросетями. DUB также проводит анализ конкурентов, который основан на веб-запросах и реальном спросе пользователей. Система интеллектуального анализа рассчитана на разработку успешной стратегии развития брендов на территории России.

Читайте также
Прямой эфир