Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Мир
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Вслед за звездой: в Москве простились с режиссером Глебом Панфиловым

Народный артист скончался на 90-м году жизни — спустя семь месяцев после кончины супруги, актрисы Инны Чуриковой
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Похороны народного артиста РСФСР Глеба Панфилова 30 августа прошли тихо, без громких речей и гражданских церемоний. Проститься с выдающимся российским режиссером в храм пришли друзья, родные и поклонники. Режиссера похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве — рядом с супругой, народной артисткой СССР Инной Чуриковой. Пара прожила вместе более 50 лет. «Известия» побывали на церемонии прощания.

«Глеб и банальность — две вещи несовместные»

В январе страну шокировала новость о смерти народной артистки СССР Инны Михайловны Чуриковой. Тогда на прощании с ней в храме Христа Спасителя страшно было смотреть на ее супруга. Режиссер Глеб Панфилов буквально почернел от горя. Он стоял на коленях перед гробом и рыдал. Если бы не плечо сына Ивана, вряд ли бы режиссер осилил церемонию прощания. Еще тогда Глеб Анатольевич говорил, что не сможет без любимой Инночки — с ней ушла его жизнь.

26 августа остановилось сердце и Глеба Панфилова.

Похоронами занимался сын, Иван Панфилов. За неделю до кончины отца Ивана постигло еще одно трагическое событие — умерла любимая корги Глеба Анатольевича.

После смерти режиссера родные решили не устраивать гражданских панихид. Всех желающих просто пригласили на отпевание в храм Усекновения главы Иоанна Предтечи у Новодевичьего монастыря к полудню. А затем — проститься на Новодевичьем кладбище.

К началу обряда журналистов перед маленькой церковью было больше, чем прощающихся. Среди пришедших проводить легенду кино были: глава Мосфильма Карен Шахназаров, генеральный директор телеканала «Россия» Антон Златопольский с женой, телеведущей Дарьей Спиридоновой, Наталья Солженицына, директор Музея кино Наум Клейман, правозащитница Алла Гербер, оператор Михаил Агранович, актеры Сергей Колесников, Валентин Самохин, композитор Вадим Биберган.

— Закончилась эпоха шестидесятников, он был одной из ярких фигур этого периода, — признался Карен Шахназаров. — Данелия, Шпаликов, Панфилов — фигуры равновеликие. Глеб Анатольевич был своеобразным режиссером, с особенным видением мира. Особенно в первых картинах. «В огне брода нет», «Начало» — это шедевры. У него был уникальный тандем с супругой. Свои картины он делал на свою музу, жену Инну Михайловну Чурикову. Она была настолько уникальная, самодостаточная, что, думаю, ее судьба в любом случае бы состоялась, даже если бы они не встретились. А вот его картины, без нее, возможно потеряли бы. Невозможно представить, кто бы мог заменить ее. Они искали и нашли друг друга.

Как рассказал Карен Георгиевич, уход пары Чурикова — Панфилов — величественный процесс. Он напоминает уход Сергея Колосова и Людмилы Касаткиной. Они тоже долго не смогли друг без друга.

С Шахназаровым согласен и оператор Михаил Агранович, снимавший фильмы с Панфиловым. По его мнению, этот режиссер был ни на кого не похож.

— Он был совершенно естественным, видимо, таким родился, — подчеркнул оператор. — Глеб и банальность — две вещи несовместные. Он не просто старался избегать банальщины — она у него даже не рождалась. Он всегда очень просто формулировал свои мысли, и в картинах у него было так же всё ясно. Он же три года учился на операторском курсе. Но я даже не опасался, что он может надавить своим авторитетом и знаниями. Он точно формулировал свои предложения, а я их рассматривал.

Как говорит Михаил Агранович, все, кто работал с Глебом Панфиловым, получали от процесса «великое наслаждение». Художники, звукорежиссеры, операторы — все могли самовыразиться, но реализовали его замыслы. Они были настолько содержательны, что воплощать их в жизнь было удовольствием.

Среди прощавшихся были и друзья детства режиссера. Среди таких — композитор Вадим Биберган. Он автор музыки ко всем фильмам Панфилова.

— Мы с Глебом уральцы, из одного города, Екатеринбурга, с одной улицы Ленина, только он жил в доме № 54, а я в № 56, — рассказал «Известиям» Вадим Биберган. — Мы и в школе одной учились — № 37. Глеб был на два года меня старше. А с 1962 года мы стали вместе работать. Всю музыку к его фильмам писал. Только в «Начале» есть одна заимствованная мелодия, Come prima. Но ее мы с Глебом вместе выбирали. И это было верное решение. Вспоминаешь «Начало», и тут же вспоминается эта песня.

«Как ушла Инна Чурикова, мы не играем его спектакли»

За свой полнометражный дебют «В огне брода нет» (1969) Глеб Панфилов получил «Золотого Леопарда» на фестивале в Локарно. За следующий фильм, «Начало» (1971), — «Серебряного Льва» в Венеции. За «Прошу слова» (1976) — Юбилейный приз МКФ в Карловых Варах, за «Вассу» (1983) — Золотой приз Московского кинофестиваля. «Тема» (1987) была удостоена «Золотого медведя» и приза ФИПРЕССИ Берлинского фестиваля, «Мать» (1990) — Спецприза жюри в Каннах, сериал «В круге первом» (2006) получил сразу обе национальные кинопремии России — «Нику» и «Золотой Орел».

Премьера последнего фильма Глеба Панфилова «Иван Денисович» (2021) прошла в рамках того же фестиваля в Локарно. Музыку к этой картине тоже писал Вадим Биберган. Как говорит композитор, у них были еще планы, но, к сожалению, теперь они останутся лишь наметками на бумаге.

Планировал Глеб Анатольевич и работу в «Ленкоме Марка Захарова». Актеры театра, в котором служила Инна Михайловна и где ставил для нее спектакли Глеб Анатольевич, тоже приехали на отпевание: Александра Захарова, Мария Миронова, Виктор Раков, Владимир Еремин, Евгений Герасимов, Елена Степанова, Александра Волкова.

— Я играла в нескольких постановках Глеба Анатольевича, — рассказала «Известиям» актриса Елена Степанова. — «Ложь во спасение», «Аквитанская львица» и «Аудиенция» которую он ставил как отдельный продюсерский проект Ивана Панфилова. Он радовался театру, потому что мог что-то исправить. А кино снял, смонтировал и всё. Он смотрел каждый спектакль, а после мог прийти за кулисы и всё изменить в нем. Добавить или убрать. В той же «Аудиенции» Глеб Анатольевич убрал несколько сцен.

Например, это произошло, когда умер актер Андрей Харитонов. Панфилов планировал ставить пьесу «Крик гагары» в «Ленкоме». Главные роли должны были играть Инна Чурикова и Александр Збруев. Об этом режиссер договаривался с директором театра Марком Варшавером.

— Потом Инна Михайловна заболела, и всё застопорилось. Сейчас уже и ставить некому. Но идея, возможно, не умерла. Спектакль может ставить другой режиссер. А как ушла Инна Чурикова, мы не играем его спектакли. Без нее они немыслимы. Когда было 40 дней Инны Михайловны, Глеб Анатольевич говорил, что есть у него мысль, кем заменить. Но… Случился инсульт, а потом болезнь не отпускала его.

Храм не смог вместить всех желающих. Было душно, и один из друзей семьи упал в обморок. За ним приехала скорая помощь. Больше никаких эксцессов на прощании не произошло. Всё было тихо, интеллигентно, много цветов.

После отпевания процессия пешком отправилась на Новодевичье кладбище. Там, на главной аллее, рядом с могилой Инны Чуриковой, недалеко от Владимира Меньшова и Василия Ланового была готова могила. Ее обложили еловыми ветками, вдоль ограды стояли венки: из алых роз «От президента Российской Федерации», из бордовых и белых «От телеканала «Культура»», из роз и хризантем «От Московской городской думы», а еще от Малого театра, от «Ленкома», от Союза кинематографистов.

«Глебу понравилось бы. Всё хорошо прошло»

Проститься на кладбище приехали те, кто не успел на отпевание. Филипп Янковский, Евгений Миронов, Резо Гигенишвили, Леонид Ярмольник и десятки зрителей. Сотрудники службы «Ритуал» устали сгонять с газонов пришедших на похороны. Траурную церемонию сопровождали священнослужители и хор певчих. Шедшие в процессии шептались: «Глебу понравилось бы. Всё хорошо прошло».

— Этот человек никогда не кривил душой, он был всегда адекватен себе и тому делу, которое исповедовал, не подлаживался ни под кого и делал, что считал нужным, — поделился воспоминаниями историк кино Наум Клейман. — Главное, что он нес в себе, — нравственную, этическую сторону русской культуры, которую не каждый в кинематографе исповедовал. Он не часто снимал. Никогда не шел на компромиссы с совестью ради того, чтобы работать.

Киновед уверен: нельзя отделять имя Панфилова от имени Чуриковой. Супруга — главное везение в его жизни.

— Он нашел свою музу, а она воплотила то лучшее, что было в его кино, и нашла адекватную форму соединения режиссера с народом, — объяснил Наум Клейман. — Чурикова воссоединила супруга с максимальным числом поклонников. Стандарты киношной красоты были не про Инну Михайловну. Она их нарушила и ввела новые — стандарты искренности и высоты. В ней была красота без котурнов и простота без простофильства. Она была мудра, но не заумна. Открыта, но не подстраивалась под вкусы публики. Играла только так, как она считала нужным.

Наталья Солженицына считает, что режиссер прожил трудную и счастливую жизнь. Он был честным художником. «А плакать о нем не надо. Он соединился со своей Инной. Теперь они вместе», — сказала вдова писателя Александра Солженицына.

Прямой эфир