Получить удобрение: Минтранс поддержал перевозку мягких контейнеров через Керчь
Минтранс поддержал предложение бизнеса возобновить транспортировку грузов через Керченский пролив в так называемых мягких контейнерах (в них в том числе перевозят минеральные удобрения), выяснили «Известия». Окончательное решение примет ФСБ России, куда министерство уже обратилось. В «ТрансСервисТерминал — Юг», которая специализируется на грузоперевозках, заявили, что основным грузом на экспорт в мягком контейнере считаются минеральные удобрения российского и белорусского производства. В компании отмечают сокращение рынка минеральных удобрений на 35%. При этом бизнес не против повышенных мер безопасности.
Угроза экспорту
Минтранс России согласился с позицией бизнес-сообщества об отмене запрета на перевозку грузов в мягких контейнерах (биг-бегах) через Керченский пролив. Ранее судовладельцам было направлено письмо Минтранса, согласно которому «не допускаются к проходу под транспортным переходом через Керченский пролив суда с грузами в универсальных или мягких контейнерах». Запрет касается и азотосодержащих грузов, в том числе аммиачной селитры.
«Минтрансом России поддерживается предложение предпринимательского сообщества в части осуществления фасовки грузов, предусмотренных для перевозки на судах через Керченский пролив, в биг-беги на территории портов Азовского бассейна в зоне таможенного и пограничного контроля», — говорится в письме министерства.
При этом фасовка грузов в мягкие контейнеры, а также хранение и погрузка биг-бегов на судно должны производиться в присутствии и под контролем подразделений транспортной безопасности. Минтранс обратился в ФСБ России с просьбой представить их позицию по этому вопросу. «Известия» также направили запрос в Федеральную службу безопасности.
С инициативой о снятии запрета на перевозку через Керченский пролив грузов в мягких контейнерах к Минтрансу ранее обратился уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Принятое решение негативно сказывается на макроэкономической ситуации, а также на деятельности отдельных компаний, вплоть до невозможности исполнять кредитные, лизинговые, а также трудовые обязательства», — отметил бизнес-омбудсмен (письмо в адрес Минтранса есть у «Известий»).
В компании «ТрансСервисТерминал — Юг» считают, что оборот этой категории грузов составляет до 3 млн т в годовом грузообороте Азовского бассейна. По мнению специалистов, интересы собственников портовых инфраструктур, логистических компаний и владельцев груза не были учтены, что «уже сказалось на экспортной выручке и налоговых отчислениях». По данным грузоперевозчика, которые он представил в письменном обращении к бизнес-омбудсмену (есть у «Известий»), налоговые доходы от реализации минеральных удобрений упали с 120 до 7 млрд рублей. В компании отмечают снижение рынка минеральных удобрений на 35%. «Известия» направили запросы в Минфин и Минсельхоз РФ.
В конце мая этого года глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев заметил, что Россия постепенно восстанавливает экспорт удобрений и уже в этом году может выйти на уровни поставок, сравнимые с рекордными показателями 2021-го в почти 38 млн т. При этом около 70% экспорта российских удобрений приходится на развивающиеся страны. По данным организации, в 2022 году поставки минеральных удобрений РФ из-за санкций сократились примерно на 15%.
Как отметил в разговоре с «Известиями» член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров, Керченский пролив исторически считается «окном» Черного моря. По его словам, этот транспортный коридор имеет стратегическое значение, в том числе в связи с поставками минеральных удобрений в африканские страны.
По словам зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике Валерия Васильева, Керченский пролив можно назвать важнейшей транспортной артерией для перевозки минеральных удобрений, так как на юге страны работает несколько крупнейших предприятий по их производству.
— Удобнее всего использовать Керченский пролив и для крупнейших заводов — производителей удобрений Белоруссии, которые на сегодня не имеют возможности из-за санкций продавать свою продукцию. Значительная доля экспорта удобрений из РФ — это жидкие удобрения, для хранения которых могут использоваться так называемые гибкие резервуары, благодаря которым можно легко развернуть временный мобильный склад для хранения в любом месте, — пояснил он «Известиям».
Меры безопасности
Как ранее подчеркнули в Ассоциации морских торговых портов, запрет в целях безопасности на провоз и перевалку в портах всех азотосодержащих удобрений, в том числе перевозимых насыпью, без разделения их на опасные и неопасные (например, карбамид, сульфат аммония, кальциевая селитра и другие) избыточен. В ассоциации считают, что безопасность Керченского транспортного перехода в полной мере обеспечивается операторами морских терминалов в портах Азовского моря, а также государственными контролирующими органами и федеральными службами.
Грузоперевозчики просят снять запрет на перевозку продукции в мягких контейнерах с учетом повышенных мер безопасности. В частности, «ТрансСервисТерминал — Юг» предлагает фасовать невзрывоопасные минеральные удобрения в мягкий контейнер на территории портов Азовского бассейна в зоне таможенного и пограничного контроля. Кроме того, доставлять груз с завода-изготовителя до порта можно с использованием органов транспортной безопасности, считают в компании.
Среди других предложений — пересмотреть перечень разрешенных к провозу через Керченский пролив в мягком контейнере невзрывоопасных минеральных удобрений (карбамид, аммофос и его виды), закрепить правила провоза таких грузов нормативным актом, а не просто информационным письмом. Через Керченский пролив проходят также суда с дизельным топливом, бензинами и сжиженным газом, которые по паспорту считаются более опасными грузами, обращают внимание перевозчики.
В Федеральной службе безопасности 27 июля сообщили, что нашли следы взрывчатки в трюме сухогруза, который шел из турецкого порта Синоп через Керченский пролив в Ростов-на-Дону за зерном. До этого судно со следами взрывчатки было выявлено 22 июля. Сухогруз также шел из Турции в Ростов-на-Дону через Керченский пролив для погрузки зерновых.