Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За первые шесть месяцев 2023 года россияне получили 3,8 млрд спам-звонков, что в 2,15 раза превышает их число за аналогичный период прошлого года. При этом чаще всего спам-звонки получают абоненты из Москвы и Санкт-Петербурга. Подробности о том, почему спамеры всё чаще атакуют россиян и как можно защитить себя от их активности, — в материале «Известий».

На волне спама

О том, что в первой половине 2023 года россияне получили как минимум 3,8 млрд спам-звонков (плюс 215% по сравнению к аналогичному периоду прошлого года), говорят данные сотового оператора МТС. Чаще всего спам-звонки поступают абонентам из Москвы и Санкт-Петербурга. Следом идут Краснодар, Уфа, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань и Самара.

Рост спам-звонков отметили и в «МегаФоне». Согласно данным этого сотового оператора, их число год к году растет на 40%. В свою очередь представители сотового оператора Tele2 рассказали, что один абонент каждый месяц в среднем получает 8–9 звонков с рекламной информацией.

телефоны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Бороться со спамерами операторы пытаются при помощи технологии больших данных (Big Data). Она позволяет сервисам компаний выявлять спам-звонки по их продолжительности, частоте, массовости, а также по реакции абонентов на них. В частности, по словам представителя одного из операторов, Tele2 при помощи Big Data ежесуточно обрабатывает 5–6 млн рекламных вызовов — среди них и звонки-сбросы.

Как говорит в беседе с «Известиями» главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников, резкий рост числа спам-звонков в России связан с тем, что сегодня благодаря техническому прогрессу и наличию слитых баз с номерами жителей страны можно быстро и достаточно дешево организовать массовую доставку нежелательной рекламы аудитории, еще не охваченной интернетом.

Охотники за номерами

По словам Дмитрия Овчинникова, старый канал рассылки спама — почта — последние 15 лет достаточно надежно защищен: уровень рекламных рассылок там значительно снизился. Спам через Telegram-каналы также быстро пресекается и возможен только при угоне канала, что делает этот метод достаточно трудозатратным. Активно борются с навязчивыми рассылками и социальные сети — ведь часть дохода они получают как раз от публикации рекламы.

— Остается лишь старый способ автоматического обзвона, поскольку люди обычно поднимают трубку при входящем звонке. За подобными спам-звонками обычно стоят «серые» или совсем нелегальные call-центры, — поясняет Дмитрий Овчинников.

В свою очередь, доцент Финансового университета при правительстве России и кандидат экономических наук Петр Щербаченко указывает на то, что развитие цифровых технологий сильно облегчило спамерам автоматизацию массовых звонков. В итоге они атакуют пользователей во всех городах России, но чаще всего выбирают крупные города с большим количеством населения и бизнеса.

хакер
Фото: Global Look Press/dpa/Annette Riedl

Дмитрий Овчинников объясняет, что именно жители городов-миллионников чаще всего оставляют свои сотовые номера при проведении рекламных акций, регистрации бонусных карт и во многих других действиях. В свою очередь, аналитик Kaspersky Who Calls Владимир Григорьев указывает на то, что часто спам-звонки поступают тем, кто так или иначе давал согласие на получение маркетинговых рассылок. Из номеров, добровольно выданных россиянами, формируются базы данных, которые нередко «сливаются» в Сеть через недобросовестных сотрудников или после взлома злоумышленниками.

— При этом базы с номерами и фамилиями стоят дороже, но для проведения спам-атаки достаточно и простого перечня телефонных номеров, — объясняет собеседник «Известий».

В итоге возникает ситуация, когда достаточно одни раз сходить в стоматологическую клинику и сделать снимок зуба, чтобы следующие полгода стабильно получать звонки с рекламой различных стоматологий. По мнению Дмитрия Овчинникова, это может быть свидетельством того, что телефонные базы с номерами россиян сегодня достаточно легко купить.

Брошенные трубки

Среди самых популярных тем спам-звонков Петр Щербаченко называет рекламу финансовых продуктов, страхования, недвижимости, а также различных услуг (стоматологии, медицины и так далее). Владимир Григорьев дополняет, что к спаму относятся роботизированные обзвоны с рекламой товаров или услуг, звонки с напоминанием о задолженностях, предложением принять участие в соцопросах и многое другое.

При этом за спам-звонками могут стоять как недобросовестные компании, так и откровенные мошенники. Поэтому целью массовых обзвонов может быть не только навязывание различных товаров и услуг, но и сбор личной информации и финансовых данных. Так, по данным Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2023 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась на 3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и достигла 29%.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— При этом злоумышленники используют не только «классические» звонки, но и массово переключаются на обзвоны в мессенджерах, используют многоступенчатые схемы и нетривиальные легенды, чтобы запутать пользователей, — отмечает Владимир Григорьев.

Если же говорить о «классических» рекламных спам-звонках, то, по словам Дмитрия Овчинникова, такая реклама проходит по низким расценкам, а ее эффективность также невысока. Большинство абонентов просто сразу же заканчивают разговор, как только понимают, что столкнулись со спамом. Однако, несмотря на это, число рекламных звонков россиянам продолжает расти, а вопрос противодействия им стоит всё острее.

Как говорит Дмитрий Овчинников, сегодня для борьбы со спамерами в России применяется ряд мер: прежде всего, все операторы сотовой связи имеют свои антиспам-системы, которые автоматически блокируют подобные звонки. Кроме того, производители программного обеспечения (ПО) для смартфонов предлагают собственные платные автоматические определители номеров (АОН). Существуют и бесплатные версии подобных программ, однако их функциональность хуже, а база спам-номеров не столь велика.

Как защитить телефон от спама

Для того чтобы защититься от назойливой рекламы, Дмитрий Овчинников советует клиентам сотовых операторов приобретать у них дополнительный функционал АОН, а также устанавливать специальное ПО на свои смартфоны. В свою очередь, Петр Щербаченко указывает на необходимость избегать разглашения персональной информации в Сети, а также проявлять осторожность, предоставляя свои телефонные номера на веб-сайтах или в различных письменных формах.

Кроме того, специалисты не рекомендуют в принципе использовать свой основной номер телефона при онлайн-регистрациях. Если они необходимы, лучше предоставлять дополнительные номера: это в разы снизит количество назойливой рекламы.

кодекс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— В России спам-звонки без согласия абонента считаются нарушением законодательства о рекламе. За него может наступить как гражданская, так и административная ответственность, — говорит Петр Щербаченко.

Первая, в соответствии с ч. 2 ст. 38 закона № 38-ФЗ «О рекламе», может заключаться в компенсации морального вреда и публичном опровержении. Вторая предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ — это штраф в размере 100–500 тыс. рублей. Впрочем, несмотря на существующие наказания за назойливую рекламу, эксперты сомневаются, что число спам-звонков в России в ближайшее время будет снижаться.

— По данным Kaspersky Who Calls, с телефонным спамом сталкивается порядка 95% пользователей. Мы не видим предпосылок к тому, чтобы объем таких звонков уменьшился в ближайшее время, — говорит Владимир Григорьев.

Дмитрий Овчинников заключает, что в ближайший год число спам-звонков будет лишь расти. И эта «эпидемия» закончится только тогда, когда операторы сотовой связи разработают антиспам-системы с высокой степенью защиты. После этого телефонный канал для распространения спама станет экономически невыгодным, а навязчивые телефонные звонки постепенно уйдут в прошлое.

Читайте также
Прямой эфир