Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Глава АвтоВАЗа заявил о резком снижении цен на авто из Китая в 2025 году
Мир
СБУ задержала судно под флагом африканской страны в Одессе
Армия
Медведев провел совещание по доукомплектованию ВС РФ военными по контракту
Мир
Число погибших в результате обрушения двух зданий в Марокко выросло до 22
Общество
В Москве задержали 12 членов легализовавшей свыше 53 тыс. мигрантов группы
Спорт
Талисманом сборной России станет олимпийский мишка
Мир
Лавров заявил о готовности РФ ответить на размещение контингентов ЕС на Украине
Спорт
Дегтярев заявил о возможном лишении Польши права на международные соревнования
Общество
Жительница Подмосковья поселила корову прямо у себя дома
Мир
Посольство РФ указало на «зашкаливающий цинизм» нового пакета британских санкций
Мир
Налоговая Украины сообщила об обысках НАБУ в ее офисах
Мир
Нарышкин указал на невмешательство РФ во внутренние дела других стран
Мир
В Германии заявили об обрушении международной помощи Украине
Мир
Маск призвал расформировать Еврокомиссию и создать выборный орган ЕС
Спорт
FIS выдала российским лыжникам Коростелеву и Непряевой нейтральные статусы
Общество
Путин присвоил певцу Ильдару Абдразакову звание народного артиста России
Мир
Орбан заявил о плане Венгрии «восстать» против миграционного пакта ЕС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Американский журналист Уильям Жеру основывает свое исследование одной из главных морских трагедий Второй мировой — гибели арктического конвоя PQ-17 летом 1942 года — на огромном количестве мемуарной и исторической литературы, а также архивных документов, но самым ценным источником все-таки считает свидетельства непосредственных участников событий. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Уильям Жеру

«Корабли-призраки: Подвиг и трагедия арктических конвоев Второй мировой»

М.: Альпина нон-фикшн, 2023. — Пер. с англ. Заура Мамедьярова. — 392 с.

Одного очевидца писателю удалось застать в живых — это Джеймс Бейкер Норт из Пенсильвании, который в 1942-м был самым юным и неопытным палубным матросом транспортного судна «Трубадур», входившего в состав PQ-17 под панамским флагом. «Джим Норт не мог сказать наверняка, что происходит, но нутром чуял: судьба конвоя PQ-17 висит на волоске», — так начинается пролог книги, написанной в лучших традициях качественных сериалов, когда весь гигантский объем исторической фактуры преподносится через переживания нескольких ключевых персонажей, чьи судьбы отслеживаются подробно, включая семейные обстоятельства и личную жизнь.

Еще один важный член разношерстного экипажа «Трубадура», энсин ВМС США Говард Каррауэй на протяжении всего плавания в нарушение инструкций ведет дневник, ставший для Жеру одним из ценнейших источников, а заодно придающий повествованию необходимую толику мелодраматичности: «Этот дневник — бесконечное любовное послание к Авис, миниатюрной зеленоглазой красавице, на которой Каррауэй женился прямо перед поступлением на корабль. В каждой записи он называет ее ангелом и рассказывает о событиях дня, чтобы можно было во всех подробностях поделиться с Авис пережитым, когда он вернется домой, — если вообще вернется». Глазами Каррауэя мы видим всё убожество такой старой посудины, как «Трубадур», которую необходимо постоянно чистить от ржавчины и на борту которой собрался сомнительный контингент, включая сумасшедшего малоадекватного уругвайца. Там не менее в день отплытия Каррауэй разражается патетической дневниковой записью: «Храбрый вояка, Жанна д’Арк битвы за Атлантику, пасынок несчастий и седых времен, наше любимое и ненавистное старое корыто «Трубадур» снова в море».

Не менее эмоциональные письменные документы Жеру цитирует в главах, посвященных политическим играм вокруг арктических конвоев и открытия второго фронта в Европе. Здесь можно встретить любопытные зарисовки о коммуникативных играх между членами «Большой тройки» — Рузвельтом, Черчиллем и Сталиным. «Ни один влюбленный не изучал причуды своей возлюбленной так старательно, как я изучал президента Рузвельта», — цитирует Жеру более позднее признание Черчилля, которого Рузвельт считал слишком бесцеремонным и недостаточно обаятельным, чтобы понравиться Сталину. Пока Черчилль ищет ключи к Рузвельту, тот всячески кокетничает со Сталиным, о чем откровенно сообщает грубому Черчиллю: «Сталин на дух не переносит всех ваших руководителей. Кажется, я нравлюсь ему больше, и надеюсь, так будет и дальше».

Жеру скептически относится к этим заигрываниям с хитрым советским диктатором и отчасти возлагает на американского президента вину за гибель конвоя: «Очевидно, что Рузвельт составил превратное представление о Сталине и переоценил свою силу убеждения. Он стремился угодить Сталину и потому несет значительную долю ответственности за отправку конвоя PQ-17 по Арктике в условиях полярного дня». Постоянный световой день делал корабли союзников особенно уязвимыми для немецкой авиации и флота, брошенных на грандиозную операцию «Ход конем», специально организованную для уничтожения PQ-17 накануне решающей Сталинградской битвы.

Однако потери могли бы быть не такими большими, если бы не роковое решение первого лорда Адмиралтейства Дадли Паунда о роспуске конвоя, внезапно принятое через неделю после того, как PQ-17 вышел из исландского Хваль-фьорда. По приказу Паунда корабли эскорта, несмотря на удивление, возмущение и стыд их экипажей, бросили на произвол судьбы торговые суда, которые были обречены, имея мало шансов добраться до Архангельска самостоятельно, одиночным порядком, через Баренцево море, напичканное немецкими подлодками и крейсерами.

Конвой PQ-17 у западного побережья Исландии, конец июня 1942 года

Конвой PQ-17 у западного побережья Исландии, конец июня 1942 года

Фото: Naval History and Heritage Command/history.navy.mil

Описывая процесс принятия решений Паундом, Жеру не жалеет сарказма, да и вообще о карьере адмирала отзывается без особого восторга: «Он продвигался по службе благодаря огромной самоотдаче и усердной работе, а не выдающимся тактическим способностям и силе характера». Но все-таки американский писатель более корректен по отношению к старенькому и больному адмиралу, напрасно испугавшемуся нападения на британские крейсеры немецкого линкора «Тирпитц», чем советский корифей исторической прозы Валентин Пикуль. В своей документальной повести «Реквием каравану PQ-17» он от души прошелся по Паунду, откровенно назвав лорда лодырем и трусом, который жил по принципу «Как бы чего не вышло» и потому в годы войны приобрел у своих же соотечественников кличку «Don’t do it, Dudley!» («Не делай этого, Дадли!»).

Единственным позитивным аспектом истории PQ-17 Жеру считает относительно небольшие человеческие потери: «В операции участвовало многим больше 2500 человек, если считать экипажи небольших кораблей сопровождения, а погибло при этом лишь 153. <...> Однако с экономической точки зрения конвой PQ-17 обернулся катастрофой. Пропало более 120 000 тонн военных грузов, включая 40 американских бомбардировщиков, 200 танков, 140 грузовиков и джипов и огромное количество оружия, боеприпасов и топлива». Из 35 судов конвоя PQ-17 до пункта назначения добрались 11, благодаря личному героизму моряков, а главное — невыполнению приказов кабинетного начальства.

В центре повествования Жеру — четыре корабля, образовавшие после приказа рассеяться свой маленький конвой под водительством британского противолодочного траулера «Айршир». Кроме уже упомянутого «Трубадура», описанного наиболее подробно, к этому каравану присоединились американские транспорты «Айронклэд» и «Сильвер Сворд». Эффектное название книги, в оригинале имеющее и религиозный оттенок, благодаря топониму «Архангельск» (The Ghost Ships Of Archangel), связано с одним из кульминационных эпизодов, в котором пробирающиеся сквозь арктические льды моряки принимают спасительное решение — перекрасить свои корабли в белый цвет, чтобы стать невидимыми для немецких самолетов.

Спасательные шлюпки 

Спасательные шлюпки

Фото: Naval History and Heritage Command/history.navy.mil

Эта блестящая идея пришла в голову капитана «Айршира», лейтенанта Лео Гредуэлла — одного из самых колоритных персонажей книги, «смелого и чудаковатого барристера и яхтсмена» с аллергией на глупость, склонного к нетривиальным решениям и неизменно сохраняющего хладнокровие. Совершая один подвиг за другим, до последнего момента он не знает, похвалят ли его или накажут за неповиновение дурацкому, по его мнению, приказу бросить торговые суда. Но к счастью, на этот раз британское командование проявляет здравомыслие и вручает герою серебряный крест «За выдающиеся заслуги», которым невозмутимый Гредуэлл не спешит похвастаться даже в письме к матери: «Это был худший месяц в моей жизни, но теперь всё хорошо и ко мне возвращается нормальный сон. Разумеется, я ничего не могу тебе рассказать, поэтому скажу лишь, что не упустил свой шанс в этой войне и все это отметили».

Читайте также
Прямой эфир