Наполовину пусто: у Белого дома неприятности с нефтью
Администрация США ищет способы восполнить стратегические запасы нефти, потраченные в начале года на стабилизацию внутренних цен на бензин. Однако расчет на то, что цены на черное золото упадут к середине года, не оправдался. Как из-за этой ошибки пострадала репутация зеленой повестки и пойдет ли Белый дом на ее исправление, выяснили «Известия».
Нефть если есть, то ее сразу нет
Администрация Джо Байдена находится в уязвимом положении. В довесок ко всем неприятностям, связанным с Украиной, сыном президента Хантером и непрекращающимися атаками республиканцев, добавилась проблема растраченных нефтяных запасов.
Как уже писали ранее «Известия», в конце прошлого года Белый дом пошел на изъятие части стратегического нефтяного резерва (SPR). Таким способом демократическая администрация перед выборами в конгресс попыталась стабилизировать продолжавшийся несколько предыдущих месяцев рост цен на бензин. В 2022 году из хранилищ SPR правительство США забрало для продажи рекордный за 40 лет объем — 180 млн баррелей.
Положительный эффект был, но, как и предсказывали эксперты, имел краткосрочный характер. Зато к концу 2022 года стратегический резерв опустел до 382,3 млн баррелей, что явилось рекордно низким значением с 1984 года.
В январе 2023-го министерство энергетики США сообщило о начале реализации плана по восполнению резервов. Вместе с тем для осуществления задуманного необходимо было дождаться момента, когда рыночная цена на нефть упадет до $67–72 за баррель.
Однако этого до сих пор не случилось. Более того, обозначившаяся рыночная динамика в обозримом будущем обещает только продолжение роста. Основные страны — поставщики нефти, собранные в формате ОПЕК+, выказали стремление как минимум не допустить снижения котировок. Саудовская Аравия, в апреле заявившая о добровольном сокращении добычи на 1 млн баррелей в сутки, недавно продлила его на сентябрь. Россия в августе уменьшила экспорт на 500 тыс. баррелей и еще на 300 тыс. планирует сократить его в сентябре. В начале лета на очередной встрече члены ОПЕК+ приняли решение продолжить снижать добычу и в 2024 году — еще на 1,6 млн баррелей в сутки. Такое развитие событий естественным образом отразилось на цене, которая к середине августа концентрируется у отметки в $86.
8 августа агентство Bloomberg со ссылкой на информированные источники сообщило о том, что Белый дом вновь отложил закупки нефти для SPR «из-за высоких рыночных цен».
Шансов на то, что резервы будут восполнены в ближайшем будущем, практически нет, отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
— Нынешний показатель заполнения — худший за последние 50 лет. Конечно, это следствие политики Белого дома, которая была направлена на то, чтобы сбить цену на энергоносители. Я бы даже сказал, что Федеральная резервная система внесла больший вклад в снижение цены, чем меры, принятые администрацией. В Вашингтоне заявили, что будут восполнять растраченное. Но в сегодняшних условиях эти планы выглядят нереализуемыми, — считает эксперт.
На черный день
Стратегические запасы нефти были созданы в середине 70-х годов с целью поддержания энергетической безопасности США. SPR использовался в годы нефтяных кризисов или, например, в период эмбарго, введенного рядом арабских стран во время войны Судного дня. Кроме того, резервы активно изымались федеральным правительством для снабжения штатов, пострадавших от тех или иных стихийных бедствий.
И хотя за прошедшие с тех пор годы такие заимствования проводили более 20 раз, ни одна администрация не использовала их со столь очевидно конъюнктурными целями. Разумеется, стратегия Байдена вызвала резкую реакцию со стороны политических оппонентов. Республиканцы обвинили президента в использовании важнейшего с точки зрения национальной безопасности ресурса с целью манипуляции электоратом.
В плену идеи
Однако это не единственное обвинение. На протяжении всего срока пребывания на Капитолийском холме Джо Байден активно продвигал так называемую зеленую стратегию. В соответствии с ней Белый дом неоднократно вводил ограничения на разработку нефтегазовых и урановых месторождений в тех или иных регионах США. Например, в марте этого года президент заявил о решении закрыть для возможной аренды нефтегазовых месторождений более 11 тыс. кв. км в море Бофорта, а в начале августа подписал распоряжение о придании статуса национального памятника территориям площадью более 4 тыс. кв. км, на которых располагается единственный в США источник урановой руды высокого качества.
Продвигаемая Байденом зеленая стратегия является очередным отражением общей иррациональной политики, реализуемой его администрацией в последнее время, считает Владимир Васильев.
— Безусловно, республиканцы постараются использовать эту очевидную ошибку. Основной аргумент — Байден опять игнорирует вопросы национальной безопасности. Рядовые американцы же будут оценивать его решения о «распечатывании» резервов по цене на бензин. В то же время можно утверждать, что зеленая стратегия с опорой на возобновляемые источники энергии, которую поднял на знамя Байден, не принесла результатов. Курс на зеленые технологии себя не оправдывает. Демократы же стали заложниками этой идеологии.
Эксперт отмечает, что экологическая повестка стала для Демпартии одной из форм мобилизации своего электората. Настолько, что даже катастрофические пожары на Гавайях они теперь связывают с экологическими причинами. Для многих в США очевидно, что это тупик: в политике нынешней администрации становится всё больше иррационального и декларируемая политика, очевидно, не приносит никакого результата.
Эксперимент, очевидно, неудачный
Ожидать, что изъятия из SPR будут компенсированы в ближайшее время, не приходится. При этом использование резервов не останавливается. 1 августа Американский институт нефти сообщил, что с 21 по 28 июля запасы сократились еще на 15,4 млн баррелей.
Между тем заявленной цели — снизить цену на бензин — достичь толком не удалось. После временного снижения к концу лета под воздействием более сильных внешнеэкономических факторов она опять начала рост и достигла максимальных с прошлого года значений в $3,89 за галлон (или около $1,03 за литр).
Внутренняя цена на бензин в США формируется исходя из особенностей топливно-энергетического комплекса страны, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович.
— Если в России важнейшим показателем ценообразования являются налоги, то в США цены на бензин формируются исходя из цен на нефть. Дело в том, что в стране нефтеперерабатывающая отрасль существует отдельно от добывающей и внутри нее идет конкуренция между предприятиями. Этот фактор, в свою очередь, оказывает влияние на колебание цены. Что же до планов восполнить стратегические резервы, то для этого в нынешних условиях правительству США придется сильно раскошелиться, — подытожил эксперт.